Папки-передвижки

Особенности адаптации и здоровья детей, воспитывающихся в детском доме

Светлана Бодунова
Особенности адаптации и здоровья детей, воспитывающихся в детском доме

Конституционно-психологические особенности адаптации и здоровья детей, находящихся на воспитании в ОГКОУ Шуйского детского дома.

Публикация «Особенности адаптации и здоровья детей, воспитывающихся в детском доме» размещена в разделах

Адаптации детей, находящихся на воспитании в детском доме, присуща особая специфика. Её суть заключается в том, что дети лишены опеки и внимания со стороны родителей. Кроме того, это, чаще всего, дети родителей, которые тоже были дезадаптированы в детском возрасте и не смогли достичь достаточного уровня социально психологической адаптации во время взрослой жизни. Поэтому воспитанники детских домов, в определённом смысле, «потомственно дезадаптированные» дети. Уровень их адаптационного стресса значительно выше того, который может проявляться у детей с признаками напряжения или нарушения адаптации, живущих с родителями. Следует учитывать также и то обстоятельство, что дети поступают в детский дом часто в раннем возрасте. Следовательно, лишение их контакта с родителями будет наносить ребёнку гораздо больший урон, чем старшим детям. Нарушение естественных условий адаптации приводит к деформации самого фундамента личности ребёнка. В ряде случаев ребёнок поступает в детский дом, не имея почти никаких качеств социализации – не умеет играть с игрушками, спать на постели, говорить и общаться с окружающими.

Социальная компенсация воспитания детей, не получивших его от своих родителей, достаточно быстро формирует в условиях детского дома социальные навыки у детей, но не может в полной мере компенсировать потребности в эмоциональной поддержке и любви, которые способна дать гармоничная семья.

Дошкольники, воспитывающиеся в ОГКОУ Шуйском детском доме, чаще всего проявляют такие признаки дезадаптации, как негативно-поведенческие реакции (страх, агрессия, заторможенность, ограничение социальных контактов, гиперактивность и т. п.). Большинство поступающих в детский дом детей выявляют признаки задержки психомоторного развития. В ряде случает отмечалось, что маленькие дети часто могут находиться в одной позе, отказываясь от двигательной активности.

Статистические данные показывают, что процент дезадаптированных детей выше в семьях, где пьёт отец. К пьющей матери дети относятся сочувственно и на будущую адаптацию ребёнка этот фактор влияет меньше. Весьма типично то, что в биологической семье ребёнка, находящегося на воспитании в детском доме, чаще оба родителя злоупотребляют алкоголем.

При изучении медицинских карт детей прослеживаются признаки неблагополучия биологической составляющей из здоровья. Практически все дети, поступающие на воспитание в детский дом, имеют диагнозы, указывающие на органическое поражение ЦНС – резидуальная энцефалопатия, асфиксия в родах, ММД и др.

По результатам психологической диагностики, проведенной в ОГКОУ Шуйского детского дома, мы получили цифры свидетельствующие о том, что количество дезадаптированных детей (4-7 лет) от общего числа (37 детей) соответствует 48%, признаки напряжения адаптации установлены у 41% детей, удельный вес воспитанников с достаточным уровнем адаптации – 11%.

Путём оценки комплекса морфологических и психологических показателей, мы определили тип психосоматической конституции детей : общее количество детей с экстравертированным типом конституции составило 28%; центровертов – 72%, интровертов – 0%.

Показатель дезадаптации в группе детей экстравертов выше, чем у центровертов на 13%. В группе экстравертов число часто болеющих детей также выше, чем у центровертов на 13,5%. Их вес при рождении по сравнению с центровертами снижен (от 2040 кг до 2680 кг, у них чаще отмечается низкий рост (28%).

В ряде случаев у детей экстравертов рождение проходило через «Кесарево сечение», у многих детей этой подгруппы регистрировалось при рождении тяжёлое неврологическое послеродовое состояние. Преобладание экстравертированного типа психики у детей с органическими поражениями ЦНС, по-видимому, свидетельствует о низком уровне функционирования самого чувствительного к неблагоприятным факторам отдела нервной системы – коры головного мозга.

В двигательной сфере у экстравертов показатели координации движений ниже, чем у центровертов на 20%. Эти дети импульсивны, темп их деятельности ускорен, качество выполнения заданий их мало беспокоит.

Существенных интеллектуальных различий в группах экстра- и центровертов мы не обнаружили.

Исследование показало, что в группе экстравертов адаптировано 14% детей, дезадаптировано – 57%, имеют напряжённый характер адаптации – 29% детей. В группе центровертов адаптировано 28%, напряжённая адаптация зафиксирована у 44%, дезадаптировано 28% детей.

В двигательной сфере в группе экстравертов отмечен удовлетворительный уровень навыков у 58% детей, низкий – в 42% случаев. В группе центровертов – удовлетворительный уровень 78% детей, низкий – в 22% случаев.

В течение года в нашем дошкольном учреждении около 80% детей усыновляются, отдаются под опеку или возвращаются биологическим родителям. Ежегодное обновление контингента детей в связи с усыновлением и достижением школьного возраста составляет так же около 80%. Проследить и измерить адаптацию возможно не у каждого ребёнка. Получая фотографии и письма от усыновителей и опекунов, мы можем по внешним признакам предположить, что адаптация наших воспитанников протекает удовлетворительно.

Несмотря на серьёзные биологические, социальные и психологические препятствия для эффективной адаптации ребёнка поступившего на воспитание в детский дом, считать его жизненную перспективу однозначно негативной не верно. Задача взрослого человека, педагога, психолога – завести механизм устойчивой и позитивной социально-психологической адаптации, помочь почувствовать любовь и защищённость, научиться доверять, проявлять внутреннюю активность. Каждый человек стремится к реализации заложенного потенциала. У ребёнка есть потребность в любви и признании. Радость и удовольствие – вот те стимулы, которые помогают ребёнку быть успешным. От того, как педагоги и психологи детских социальных учреждений помогут ребёнку сформировать успешную модель его социально-психологической адаптации будет зависеть вся его дальнейшая жизнь.

Публикации по теме:

Добро пожаловать, малыши! Несколько советов родителям по адаптации ребенка в детском садуДобро пожаловать, малыши! Несколько советов родителям по адаптации ребенка в детском саду Добро пожаловать, малыши! Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую.

Индивидуальное обучение детей с ОВЗ воспитывающихся в ДОУ. Индивидуальное обучение детей в условиях детского сада должно доставлять им радость! Сначала ребенок учится получать удовольствие от ощущения.

Инклюзивное образование как условие для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья Рождение «особого» ребёнка оказывает влияние на всех членов семьи. В современной специальной дошкольной педагогике дети с отклонениями в.

Проблема адаптации в детском саду .

Родительское собрание «Итоги адаптации. Особенности развития детей 1,5–3 лет» Родительское собрание «Итоги адаптации. Особенности развития детей 1,5 – 3 лет». Уважаемые родители, спасибо за то, что нашли время прийти.

Сценарий поздравления с 8 Марта в детском доме Составитель: Лисицына Ольга Александровна 1. В/клип «С 8 Марта!» 2. Выход ведущих (Алёша и Настя) А. : Дорогие женщины! Н. : Матери и бабушки.

Семинар-практикум «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду» Тема: «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду» Цель: выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации детей.

Система компетенций специалистов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, воспитывающихся в замещающих семьях СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЗАЩИТУ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ Вашнёва В. И.

Советы родителям по адаптации ребенка в детском саду Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду Дорогие родители, хотелось бы уделить внимание вопросу адаптации ребенка к детскому.

Тезисы выступления на общем родительском собрании «Некоторые особенности процесса адаптации ребенка к условиям детского сада» Некоторые особенности процесса адаптации ребенка к условиям детского сада. В научной литературе процесс адаптации сравнивают с процессом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности адаптации и здоровья детей, воспитывающихся в детском доме
Опубликовано: 7 сентября 2017 в 16:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД