Приложение МААМ

Проектно-исследовательская деятельность — основа познавательного развития старших дошкольников

Нина Митрофанова
Проектно-исследовательская деятельность — основа познавательного развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Вступая в переходный период, который переживает дошкольное образование, позитивно воспринимаются новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников.

Интенсивное изменение окружающей жизни, внедрение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют воспитателю необходимость выбирать более эффективные способы обучения и воспитания.

Публикация «Проектно-исследовательская деятельность — основа познавательного развития старших дошкольников» размещена в разделах

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. В ее основе лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания.

Метод проектов актуален и эффективен, так как он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, а также является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности ребенка, и это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

При организации проектно-исследовательской деятельности в ДОУ мы сталкиваемся с несоответствием между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

Традиционная форма организации предусматривает разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность же, напротив, осуществляется в пространстве, где нет четких заданных норм. Естественно, что воспитателю проще действовать согласно установленной программе, чем искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу.

В проектной деятельности должна проявляться инициатива и самостоятельная активность ребенка. Воспитатель может немного видоизменить оригинальную идею ребенка. Задача педагога заключается не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с другой стороны.

Проблема заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектно-исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ.

Ребенку метод проектов дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Для реализации проекта воспитатель определяет этапы, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала.

Для детей старшего дошкольного возраста характерен развивающий этап, так как они уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей старшего дошкольного возраста развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста :

- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

- развивать специальные способы ориентации- экспериментирование и моделирование;

- формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

В проектной деятельности старшего дошкольника происходит формирование субъектной позиции, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность в работе со старшими дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Список использованной литературы:

1. Ермолова Н. В. Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 №1 – С. 10.

2. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети. М. А. Захарова, Е. В. Костина. – Москва: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. / Л. Д. Морозова // Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – 7 с.

4. Патронова И. Проектный метод / И. Патронова // Дошкольное воспитание. – 2007 №3 – 81 с.

5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт. – сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – Москва: АРКТИ, 2006. – 96 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказы и письма Минобрнауки РФ. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.

Фотоотчет спортивно-познавательного досуга «Полет в космос» для старших дошкольниковФотоотчет спортивно-познавательного досуга «Полет в космос» для старших дошкольников Фотоотчет спортивно-познавательного досуга "Полет в космос" для старших дошкольников, посвященный дню космонавтики. Уважаемые коллеги, доброго.

Конспект НОД познавательного развития для старших дошкольников «Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия»Конспект НОД познавательного развития для старших дошкольников «Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия» Муниципальное образовательное учреждение «СОШ с. Берёзовка» структурное подразделение Конспект НОД познавательного развития для старших.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Проектно-исследовательская деятельность «Мир вкусов и запахов»Проектно-исследовательская деятельность «Мир вкусов и запахов» Цель: Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей Задачи: • Развить мышление, любознательность; • Познакомить.

Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы»Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы» Цель: Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах; углублять представления детей о причинах отлёта птиц в тёплые края.

Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе «Зимующие и перелётные птицы»Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе «Зимующие и перелётные птицы» Тема проекта:«Зимующие и перелётные птицы». Продолжительность проекта: 2 недели. Тип проекта: исследовательско – творческий, познавательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектно-исследовательская деятельность — основа познавательного развития старших дошкольников
Опубликовано: 23 декабря 2021 в 21:21
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектно-исследовательская деятельность — основа познавательного развития старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Нина Митрофанова (УИ 2127720) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД