Лучший педагог года

Особенности эмоциональной сферы дошкольников в аспекте стиля педагогического общения воспитателя

Римма Мугатабарова
Особенности эмоциональной сферы дошкольников в аспекте стиля педагогического общения воспитателя

Мугатабарова Римма Вазиловна,

воспитатель,

МКОУ Аул-Бергульская СОШ,

нп Аул-Бергуль

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Выступая как неотъемлемая часть человеческой жизни, эмоции являются той областью, которая постоянно привлекает внимание исследователей различных сфер научного знания. В современной психологической науке отношение к проблеме изучения эмоций остается неоднозначным. С одной стороны, отмечаемая большинством теоретиков значимость эмоциональных процессов для жизнедеятельности человека, обуславливает нахождение этой проблемы в центре научного внимания. С другой стороны, многочисленные неудачные попытки объективного изучения эмоций время от времени выступают фактором снижения данного научного интереса.

Публикация «Особенности эмоциональной сферы дошкольников в аспекте стиля педагогического общения воспитателя» размещена в разделах

Наибольшую актуальность, на наш взгляд, приобретает изучение эмоциональной сферы в аспекте ее развития в период дошкольного детства. Связано это с тем, что в рамках данного возрастного этапа происходит активное становление личности, развиваются социальные механизмы деятельности и поведения, закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, предопределяющие будущий нравственный облик человека.

Несмотря на значимость эмоциональной сферы в общем психологическом профиле личности дошкольника, многие аспекты данной научной проблемы остаются фрагментарно и поверхностно изученными. Так, современные психологические исследования в недостаточной степени освещают вопросы детерминации развития эмоциональной сферы в период дошкольного детства.

Одним из важных аспектов этой проблемы выступает стиль педагогического общения, транслируемый воспитателем в условиях дошкольного образования. К сожалению, современная психология характеризуется разрозненностью исследований обозначенной проблемы, отсутствием комплексного подхода к изучению особенностей эмоциональной сферы дошкольников в условиях разных стилей педагогического общения, что подчеркивает острую актуальность темы данной статьи.

Под эмоциональной сферой нами понимается та сфера личности, которая включает в себя «особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» [1]. Структура эмоциональной сферы в период дошкольного детства характеризуется наличием когнитивного и аффективного компонентов, развитие которых на данном этапе характеризуется качественным усложнением и обогащением.

Эмоциональное развитие в период дошкольного детства выступает полидетерминированным феноменом. К основным группам факторов относятся субъективные (внутренние) и объективные (внешние) предикторы. Среди внутренних факторов выделяются биологические и индивидуально-личностные детерминанты. Играя значимую роль в генезисе эмоциональной сферы ребенка, объективные факторы все же, на наш взгляд, выступают лишь предпосылками для его психического развития. Решающая роль, по нашему мнению, принадлежит влиянию внешних факторов, выражающемуся в детерминации эмоционального развития дошкольника социальной микросредой, в которой он развивается. Основными объективными детерминантами развития эмоциональной сферы в период дошкольного детства выступают семья, группа сверстников и целенаправленное педагогическое воздействие. Процессуально социальные факторы реализуются через общение и активность дошкольника в различных видах деятельности.

Анализ существующих психолого-педагогических исследований и собственный опыт профессиональной деятельности позволил прийти к выводу о том, что эмоциональная сфер дошкольников, воспитывающихся в условиях разных стилей педагогического общения, характеризуется рядом отличительных особенностей. Так, в условиях авторитарного стиля педагогического общения когнитивный и аффективный компоненты эмоциональной сферы дошкольников отличаются более низкими показателями развития. В рамках либерального стиля общения у дошкольников возникают трудности преимущественно в формировании представлений об эмоциях, то есть в развитии когнитивного компонента. При демократическом стиле педагогического общения, аккумулирующем в себе способы и приемы позитивного взаимодействия с детьми, все компоненты эмоциональной сферы детей дошкольного возраста характеризуются более высокими показателями развития.

Список литературы

1. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, – СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.672 с. URL : https://e-libra.su/read/201537-bolshoj-psixologicheskij-slovar.html (дата обращения 14.06.2021).

2. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении : Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1987.190 с.

Публикации по теме:

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки»Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы»Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы» Цель игры:развитие эмоционального интеллекта. Задачи игры:- закреплять понятие о связи цвета и настроения - дать представление о том, что.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : - продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт).Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт). 18 февраля в старшей группе № 3 состоялось открытое занятие педагога - психолога Прохоровой Светланы Евгеньевны по развитию эмоциональной.

Сценарий образовательной ситуации по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Эмоции в песочнице. Радость» Тема: «Эмоции в песочнице – Радость»; образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Тренинг по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «В гости к нам пришла Матрёшка»Тренинг по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «В гости к нам пришла Матрёшка» Цель: Совершенствование умения дифференцировать эмоциональные состояния; соотнесение их со словесными зарисовками. Задачи. Образовательные.

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольниковЭмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: "Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности эмоциональной сферы дошкольников в аспекте стиля педагогического общения воспитателя
Опубликовано: 31 августа 2021 в 06:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД