Селина Людмила
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОУ
Гарафонова Е. А.
Селина Л. А.
МДОУ детский сад «Непоседа» п. Вейделевка
В настоящее время растёт численность детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ). Всего в мире насчитывают 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых немалую часть составляют дети с РАС. Расстройства аутистического спектра – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий). Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения лиц с РАС в жизнь общества. Рост численности детей с РАС в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы, создания для них безбарьерной среды
Публикация «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. Особенно остро стоит вопрос
о внедрении инклюзивного образования детей дошкольного возраста.
Основной целью тьюторского сопровождения является персональное сопровождение ребенка с РАС, способного самостоятельно (в меру своих возможностей) решать
жизненно важные проблемы. В задачи сопровождения входят : охрана жизни и здоровья
ребенка, коррекция физического развития; формирование коммуникативных умений и
установление и поддержание социальных контактов с окружающими людьми, адекватное поведение в социальной среде; формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность; формирование элементарных
практических знаний об окружающем мире, способствующих социальной абилитации и
адаптации; обучение доступным творческим видам деятельности.
Основным результатом деятельности тьютора в ДОО является изменение поведения ребенка – адаптация его к условиям учреждения, расширение коммуникации ребенка, позитивная динамика в личностном, когнитивном, эмоциональном, творческом развитии ребенка, повышение его самостоятельности.
502
Тьюторское сопровождение ребенка с РАС в ДОУ представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностический; проектировочный;
реализационный; аналитический. Каждый из этих этапов имеет свою специфику и отражается как в содержании деятельности тьютора, так и в способах его работы. Именно
имеющееся у ребенка нарушение, определяет особенности организации работы с ним.
Главной задачей, стоящей перед тьютором при наличии в учреждении детей с
РАС становится организация помощи в адаптации ребенка в коллективе, стимулирование психологической активности, установление контакта с ребенком РАС. Работа начинается с установления контакта с аутичным ребенком. На первом этапе ребенку предоставляется возможность самостоятельно обследовать помещение для занятий, привыкнуть к обстановке, к окружающим предметам.
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план работы, позволяющий
постепенно адаптироваться к окружающей среде, предполагающий регулярность режимных моментов каждого дня, что служит для развития более естественных и гибких
способов создания определенного стереотипа привычек и правил как обязательный
компонент адаптации, дает ощущение надежности и стабильности.
Детям с расстройствами аутистического спектра необходима постоянная поддержка взрослого, поэтому на втором этапе мы организуем совместную деятельность,
которая способствует обогащению эмоционального и интеллектуального опыта ребенка.
Решение этой задачи требует от тьютора умения чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение и использовать это в коррекционной работе. Тьютор должен постоянно побуждать и ободрять ребенка, чтобы помочь ему перейти к более активным и
сложным отношениям с миром [1].
В своей работе мы применяем элементы эрготерапии и методики Марии Монтессори, используем визуальные расписания, показывающие порядок занятий и заданий в
наглядном виде. У ребенка складывается четкое представление о том, что ему нужно
сделать. Задания представляются в виде предметных картинок, действий с предметами.
Задания подбираются с учетом умений и потребностей ребенка, и предъявляются поэтапно, чтобы не пропустить усвоение важных навыков. Данная схема позволяет снизить тревожность ребенка, повышает внимание и мотивацию, препятствует развитию
зависимости от взрослого. При такой наглядной организации ребенок с РАС видит, что
он должен сделать, и не отвлекается на неважные детали.
Используемые нами элементы эрготерапии в основном направлены на коррекцию
двигательных функций, развитие общей и мелкой моторики. Применяем в работе различные релаксирующие упражнения, пальчиковые игры, песочную, музыкальную терапии.
Методику Монтессори применяем с целью реализации индивидуального подхода
в обучении. Когда ребенок сам выбирает дидактический материал и продолжительность
занятия, развиваясь в собственном ритме и направлении.
Опираясь на различные методики обучения детей с РАС, следует помнить, что
каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления полученного результата. И, несомненно, настроиться на долгую и терпеливую работу с
аутичным ребенком.