Лучший педагог года

Развитие речи детей с использованием мнемотехники

Гаджиева Елена Валентиновна
Развитие речи детей с использованием мнемотехники

Учитывая социальную и педагогическую значимость родного языка для становления и развития каждой личности, на современном этапе развития дошкольного образования особое значение приобретает вопрос использования новых подходов к развитию речи дошкольников. Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении приходится искать такие образовательные технологии, облегчающие процесс усвоения детьми нового материала. Одной из таких технологий, является мнемотехника, которая последние 10 лет прокладывает себе путь в дошкольную педагогику.

Публикация «Развитие речи детей с использованием мнемотехники» размещена в разделах

Для учителей логопедов не секрет, что у большинства детей с речевыми нарушениями различной сложности наряду с нарушениями компонентов языковой системы отмечается низкая концентрация внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность внимания.

Они забавают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У некоторых детей низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательно деятельности. Также присутствует низкая мотивация и отсутствие соответствующих навыков для облегчения усвоения новой информации.

Общеизвестно, что у детей 5 - 7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее левой, которая отвечает за аналитической и логическое мышление. Именно в это время можно начать использовать некоторые методы и приёмы МНЕМОТЕХНИКИ. Необычные формы работы с использованием ярких образов и схем помогут быстро и надолго запомнить нужную информацию. Конечно, каждый педагог не раз спрашивает себя :как же пробудить у детей интерес к занятиям, заинтересовать и увлеч их? Ведь иногда занятия учителя могут быть сухими и формальным, у детей быстро пропадает желание слушать и слышать педагога. Поэтому считаю, что внедрение технологий МНЕМОТЕХНИКИ, которые относятся к здоровьесберегающей, коррекционной работе являются актуальными.

Мнемотехника - это технология, направленная на улучшение усвоения новой информации путем сознательного образования ассоциативных связей с помощью специальных методов и приёмов.

Термин "мнемотехника" происходит от греческого "mnemonikon" - искусство запоминания. Считается, что этот термин придумал П ифагор Самосский (6ст. к н. е)

Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и, конечно, развитие речи.

Искусство запоминания названо словом " mnemonikon" по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери 9 муз. Первые работы, которые сохранились МНЕМОТЕХНИКИ, датируются примерно 86 - 82 гг. кн. е и принадлежит Перу Цицерона и Квинтилиана.

Мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается от простых мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Использование в работе методов и приёмов мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно способствует решению таких основных задач, как:

*развитие связной речи

*развитие социативного мышления

*укрепления зрительно и слуховой памяти

*укрепления зрительного и слухового внимания

*развития воображения

*ускорение процессов автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Необходимо отметить, что приёмы мнемотехники начинать использовать можно уже с младшей группы. Но, следует помнить, что детям младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, поскольку в их памяти быстрее остаются отдельные образы :лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная, в то время как детям старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекатьвнимание на яркость изображения.

Наиболее подробно хотелось бы остановится на последнем примере "разучивания стихов" с помощью методов и приёмов мнемотехники, ибо как показывает практика, традиционное изучение стихов, основывается на механической запоминания, обычно вызывает негативные реакции. А поскольку мнемотехника многофункциональный, то, создавая на её основе различные дидактические игры, непосредственно непроизвольно у ребёнка просыпается непринуждённый интерес к стихотворному содержанию.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольное возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка является совершенствования монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности :перевод литературных произведений, составление описательных рассказов опредметах, явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, заучивание стихов, а также составление рассказов по картине.

Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достичь высоких результатов, решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

На сегодняшний день - о разная, богатая синонимами, дополнениями описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.

-Односложная, состоящая только из простых предложений речь. Неспособность грамматические правильно построить распространённое предложение.

-Бедность языка. Недостаточный словарный запас.

-Употребление нелитературных слов выражений.

-Бедная диалогическая речь:неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить короткий или развёрнутый ответ.

-Трудности в построении монолога :например, сюжетный или описательных рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

-Отсутствие логического обосновывания своих утверждений и выводов :

-Отсутствие навыков культурной речи :неумение и позвать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

-Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающий.

Список использованных источников

1. Акимова Г. Память - на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). - Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.

2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : Учебно-методическое пособие. Второй вид. испр. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 96 с.

3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказываю детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 64 с.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказываю детей дошкольного возраста: - СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

5. Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомимся дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. - М: ТЦ «Сфера», 1998. - 224 с.

6. Юзбекова Е. Ю. «Ступеньки творчества». Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. - М. Линка-пресс. 2006.

Публикации по теме:

Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам (РМО-2018) СЛАЙД № 1: «Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам» (РМО- 2018) Иванова.

Формирование связной речи у детей старшего возраста с использованием приёмов мнемотехники Формирование связной речи у детей старшего возраста с использованием приемов мнемотехники. Речь – великий дар природы, благодаря которому.

Консультация «Развитие речи детей с использованием приёмов мнемотехники» На сегодняшний день высокий уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество.

Мастер-класс на родительско-педагогической конференции «Развитие речи детей с использованием мнемотехники» Мастер-класс «Развитие речи детей с использованием мнемотехники» Подготовила : воспитатель МАДОУ «Детский сад № 37» Зырянова Т. В. Цель:.

Открытый урок по развитию речи с использованием мнемотехники План-конспект занятия по развитию речи «Одежда» Цель: Продолжать расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых.

Программа кружковой работы «От слова к слову» по развитию речи детей 6–7 лет с использованием приемов мнемотехники Пояснительная записка Китайская мудрость гласит: «Услышал – забыл. Увидел – запомнил. Сделал – понял». Это утверждение можно отнести к приемам.

Программа саморазвития «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста методом мнемотехники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 24 «Малыш» Программа профессионального саморазвития.

Развитие связной монологической речи у детей старшей группы дошкольников с ОНР III уровня при помощи метода мнемотехники Филиппова Э. А. Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся.

Развитие связной речи с помощью метода мнемотехники у детей дошкольного возраста с ОНР Цель: повысить свой профессиональный уровень по развитию связной речи детей методом мнемотехники. Задачи: расширять знания в области развития.

Занятие по развитию речи с использованием мнемотехники «В гости к гномику»Занятие по развитию речи с использованием мнемотехники «В гости к гномику» Предмет (направленность)- интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка». Возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей с использованием мнемотехники
Опубликовано: 5 апреля 2019 в 22:37
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД