Лариса Григорьева
Развитие зрительного восприятия через художественное конструирование у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие зрительного восприятия через художественное конструирование
у детей с нарушением зрения
Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста является важнейшим направлением реабилитации слабовидящих детей. У детей с нарушениями зрения в условиях спонтанного познания предметного мира формируется значительно меньший объем представлений о сенсорных эталонах. Дети со зрительной недостаточностью (в случае отсутствия нарушений цветового зрения) меньше трудностей испытывают при овладении эталонами «цвета», больше – при овладении эталонами «формы», «пространства». Поэтому одним из направлений специальной работы по развитию зрительного восприятия является коррекция и развитие представлений о сенсорных эталонах как средстве осуществления перцептивных процессов, формирование у детей системы сенсорных эталонов; обучение навыкам использования этих эталонов при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира; развитие сенсорных обследовательских действий. Это позволяет расширить и корректировать предметные представления детей при познании окружающего мира. Глубокое восприятие формы предполагает умение выделить в предмете отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам. Поэтому большое значение на занятиях по развитию зрительного восприятия детей уделяется умению зрительно расчленять форму предмета на составные части, а также воссоздавать форму предмета из геометрических фигур. [2]
Публикация «Развитие зрительного восприятия через художественное конструирование у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В своей работе с детьми с нарушением зрения мы используем приемы конструирования из плоских геометрических фигур из раздела «Художественное конструирование» программы «Развитие» Л. А. Венгера. Конструирование изображения создается путем определенной организации пространства, соединения между собой геометрических фигур для передачи основных частей и деталей изображаемых объектов. На занятиях тифлопедагога по развитию зрительного восприятия дети конструируют на разноцветных фонах (стендах, фланелеграфах) из определенного набора плоских геометрических фигур (кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников и овалов, трех градаций величины, девяти цветов и их оттенков, вырезанных из цветного картона. Градация величины геометрических фигур дает возможность работать детям с разной остротой зрения. В процессе нахождения детьми геометрических фигур нужного размера, формы, цвета идет зрительный поиск. Эта деятельность носит моделирующий характер. Дети, конструируя изображения объектов реальной действительности, передают не только общий вид предмета, но и его строение, отношение между основными частями. В процессе данной деятельности происходит овладение действиями перцептивного моделирования. [1] Данный вид деятельности тесно связан с лечебно-восстановительной работой, направленной на лечение косоглазия и амблиопии, активизацию зрительных функций ребенка. Выкладывая из геометрических фигур предмет, дети упражняются в выделении его формы, цвета, величины, что очень важно в период повышения остроты зрения ребенка.
Данная работа с детьми по художественному конструированию продолжается воспитателями в группе. На стене из ковролина нами создано коррекционное панно. Геометрические фигуры для работы на панно вырезаны из ткани разного вида, фактуры (гладкой, ворсистой, толстой, тонкой; хлопчатобумажной, шерстяной, из меха, синтепона и др.). Это способствует развитию тактильной чувствительности ребенка с нарушением зрения.
Конструирование соответствует определенным темам, временам года. Работа на панно начинается уже в младшей группе. Дети помогают создавать картину «Осень», прикрепляя листики на деревья. Ягоды рябины скатываются детьми из красной копировальной бумаги.
Потом появляется «Чудо-дерево» с фруктами разного цвета, формы, величины (яблоки, груши, апельсины, лимоны). А затем конструируются грядки с овощами. В средней, старшей группах итоговое панно «Осень» включает в себя работу над темами: «Растения осенью», «Сад и огород», «Домашние животные». В подготовительной группе работа над этой темой продолжается. Дети в этом возрасте могут уже изобразить такие сложные формы, как комбайн, человека в движении, пользуясь предварительно схемой на рабочем месте. У многих предварительная работа со схемой не вызывает проблем. Дети самостоятельно могут проанализировать и вычленить геометрические фигуры, которые необходимо использовать в работе. Сами вырезают недостающие детали. Воспитателю остаётся лишь прикрепить велькро
Увлечённо дети создавали панно «Зимние забавы». Для изображения снега была использована шерсть для валяния. Шерсть для валяния широко используется и на индивидуальных занятиях. Итоговой композицией детей подготовительной группы стала картина «Звездное небо». Здесь использовались нитки, папье-маше, оригами, аппликация, самоклеющаяся голографическая плёнка. Дети продолжали закреплять работу над схемами, учились масштабированию (перенос из книги на индивидуальные листы с увеличением, пользовались мерками, а также продолжали работать в команде. Принимая гостей из других групп, примеряли на себя роль экскурсоводов. Данное панно используется и на других занятиях. Воспитатели проводят с детьми гимнастику для глаз. Дети рассматривают созданные ими композиции и определяют место нахождения предметов (что находится вверху, внизу, слева, справа).
Одной из специальных задач коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций. Работа по художественному конструированию тесно связана с лечебно – восстановительной работой, направленной на лечение косоглазия и амблиопии, предусматривает развитие фиксации, локализации, прослеживающей и других зрительных функций детей.
Список литературы:
1. Венгер, Л. А. Художественное конструирование [Текст]/ Л. А. Венгер// программа Развитие - Москва, 2000. - С. 139-160.
2. Плаксина, Л. И. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (детей с нарушением зрения) [Текст] /Под ред. Л. И. Плаксина. – Москва: Издательство Экзамен, 2003. – С. 256.