Лучший педагог года

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Ольга Глазунова
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

О. А. Глазунова

г. Мелеуз, Россия

Дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с окружающей действительностью. Вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.

Публикация «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними. [4, с. 127].

Основой развития и обогащения чувственного опыта ребёнка, формирования его представлений о свойствах, качествах предметов является сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие». Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей дошкольного возраста точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей дошкольного возраста долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др., а в последствии, полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Значением сенсорного воспитания занимались дошкольные педагоги : Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы, в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитии ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания.

Эти педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании успешно используются в педагогике современного мира. Открывается много детских садов и учебных центров по системе Монтессори. Такие детские сады имеют одно из основных направлений: развитие сенсорного восприятия мира ребенка. Но не только в этих учебных центрах сенсорному воспитанию уделяется особое внимание, но и так же в не специализированных дошкольных учреждениях занимаются развитием сенсорного воспитания. В дошкольных учреждениях сенсорное воспитание проводится систематически и с учетом возрастных особенностей детей, только благодаря этим условиям сенсорное воспитание будет считаться эффективным. Сенсорное воспитание осуществляется не только в процессе образовательной деятельности, но и в процессе дидактических игр, опытов, сюжетно-ролевых игр и т. д.

Обучая детей дошкольного возраста восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям дошкольного возраста, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета проверяются и уточняются уже сформированные представления у детей дошкольного возраста. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе. [5, с. 105].

Воспитатель должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр и упражнений, связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае, существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб друг друга. Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.

В заключении следует отметить, что задача сенсорного воспитания – это своевременное обучение детей дошкольного возраста различным способам обследования. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов. Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.

Библиографический список

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М. : Просвещение, 1988. - 144с.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение,1978. - 96с.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Л. Т. Фрониной. - М. : Министерство просвещение РСФСР, 1987, - 191с.

4. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Под ред. Т. Н. Дороновой., Т. И. Ерофеева. М. : Обруч, 2010. - 304с.

5. Ивакина Г. А. Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2010. - №1. – с. 105 - 111

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитаниеДидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитание Материал:Ткань различная по толщена и цвету. (ситец, бязь, фланель, шерсть и. д., картон белый, клей «Мастер», маркер для обводки. Цель:.

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 сентября 2021 в 20:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД