Получи документы

Социальная адаптация детей в ДОУ с ограниченными возможностями здоровья

Ерошкина Наталья
Социальная адаптация детей в ДОУ с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей в ДОУ с ограниченными возможностями здоровья

ЕРОШКИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Воспитатель МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида»

Аннотация: в статье представлено современное состояние социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями, описаны варианты необходимых условий, при которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья может быть включен в работу различных структурных подразделений ДОУ. Приведены примеры построения образовательного маршрута для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста.

Публикация «Социальная адаптация детей в ДОУ с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Ключевые слова: социально-педагогическая помощь, дети с ограниченными возможностями здоровья, структурные подразделения, образовательный маршрут.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день одна из наиболее важных и трудных задач МДОУ. Рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, – все это предопределяет важность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Индивидуальный подход к каждому ребенку, а к детям с ограниченными возможностями в особенности, – одно из основных направлений МДОУ. У человека, который никогда не сталкивался с проблемами обучения детей с нарушениями развития, могло сложиться мнение, что наша система специальных дошкольных учреждений и школ охватывает всех детей с ограниченными возможностями. Но в реальности ситуация такова, что попасть в дошкольное учреждение и школу для того чтобы воспитываться и получать образование могут только дети с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательной сферы и нетяжелых интеллектуальных нарушений, часть детей не могут попасть в дошкольное учреждение, а в дальнейшем и в школу. Растущее же количество детей с множественными нарушениями остается без возможности реализации своего права на образование. Для детей с сочетанными диагнозами, и детей которые по медицинским показаниям не могут посещать дошкольное учреждение или школу, как правило, предусмотрена индивидуальная форма обучения. В этом случае с проблемой сталкивается педагог, так как нет специальных программ для обучения таких детей. Создание же программ крайне затруднено из-за огромного количества вариантов проявления дефекта, и поэтому программа должна создаваться для каждого ребенка индивидуально, что порой весьма проблематично. Так как сочетанные диагнозы у каждого ребенка могут быть разными, а у педагогов нет специальной подготовки и возможности для составления индивидуальных программ обучения. Да и не все дошкольные учреждения «по доброй воле» хотят заниматься такими детьми, вот, и вынуждены родители один на один оставаться со своей проблемой. Другую, не менее серьезную проблему составляет обширная категория детей с тяжелыми формами психических нарушений. Если незначительная часть таких детей, имеющая сохранный интеллект и приемлемое поведение, может посещать дошкольное учреждение, обучаться индивидуально при различных типах школ, то основная масса лишена возможности получить образование из-за серьезной задержки умственного развития вторичного характера и «сложностей поведения», крайне затрудняющих пребывание ребенка в коллективе. Более того, в учебных заведениях нашей страны до сих пор не готовят специалистов для работы с этой категорией детей, и лишь недавно стали вводиться экспериментальные спецкурсы. А между тем количество детей с психическими нарушениями растет. Конечно, возможности дошкольного учреждения, имеющего своей функцией воспитание и развитие личности, ограниченны, но они не так уж малы. Детский сад в состоянии помочь своим детям достичь уровня, позволяющего им адаптироваться к современным условиям жизни, продолжить дальнейшее образование в школе и по возможности в институте получить профессию, соответствующую их интересам и способностям. В современной социокультурной ситуации в стране актуальным становится инклюзивное (включенное) образование детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети будут посещать одни детские сады и школы. Можно предположить, что здоровые дети будут терпимее, относится к детям с ограниченными возможностями и по возможности помогать им. Специальные образовательные учреждения, с одной стороны, создают особые условия для удовлетворения потребностей учащихся данной категории в медицинских и педагогических услугах, а, с другой, – препятствуют социальной интеграции инвалидов, ограничивая их жизненные шансы. Качество человеческих ресурсов в обществе зависит не только от качества учебной подготовки, но и от накопленного личностью социального опыта, социальной компетентности, умения использовать и управлять жизненными обстоятельствами. «Социальную компетентность можно развивать, если осуществить задачу расширения доступа социально-уязвимых групп населения к социальным благам и престижным каналам социализации. В этой связи повышается роль инклюзивного, совместного обучения детей-инвалидов». Многочисленные исследования,, , и др.) свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняют психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители часто ограничивают себя и своих детей в общении, избегают новых знакомств. Социальная среда детей с ОВЗ ограниченна семейным кругом, поэтому детям очень часто трудно социально адаптироваться в обществе. Также родители излишне опекают ребенка с ОВЗ, вследствие чего ребенок начинает пользоваться своей ущербностью, становиться ревнивым, требуют повышенного внимания, также все это может привести к формированию психологических защит (отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление). Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют в активном участии и развитии социума.

Но благодаря инклюзивному образованию сейчас дается возможность посещать многим детям с ОВЗ дошкольные образовательные учреждения любого типа, что позволяет им получать полноценное образование и общаться со своими сверстниками. Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей : страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность.

Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери. Родители часто соглашаются, что совместное воспитание здоровых детей и детей с ограниченными возможностями приносит пользу последним, но недоумевают, какие «выгоды» в этом общении может получить здоровый ребенок. В первую очередь это деликатность, способность тонко чувствовать трудности и потребности более слабого, терпимость к менее успешному сверстнику. И способность помочь, которая включает в себя многие специальные навыки. Здоровые дети получают опыт и навыки, которые абсолютно не развивает современная система образования: терпимости и толерантности, доброжелательного внимания к людям, которые живут рядом. Но именно эти навыки и способности пригодятся им в дальнейшей жизни/

Процесс интеграции детей с ограниченными возможностями в общество займет немало времени. И лучшее средство для разрушения мифов, для принятия этих детей – это непосредственное и достаточно длительное общение с ребенком, страдающим каким-либо нарушением. Детям с ограниченными возможностями, воспитывающимся и обучающимся в дошкольных учреждениях, сложнее, чем их ровесникам усвоить программу обучения в силу ограниченных возможностей здоровья, частых перерывов по болезни. Помимо воспитателей основная нагрузка в воспитании и обучении своих детей ложится на плечи родителей, у которых порой нет специального образования и возможностей его получить. В начале работы с этими детьми, возникают ряд трудностей по их социальной адаптации и социализации в целом : у некоторых детей, по началу, возникает негативное отношение к детям с ограниченными возможностями. Трудности в общении между детьми, проявляется агрессия по отношению друг к другу.

Дети не умеют договариваться между собой и взрослыми, не могут выразить свои эмоции, не умеют подавлять раздражение и другие негативные проявления.

У некоторых детей с ограниченными возможностями на начало прихода в дошкольное учреждение не сформированы элементарные навыки самообслуживания (дети не умеют правильно держать ложку, есть самостоятельно, одеваться и раздеваться, ходить в туалет и т. п.). Для успешной адаптации и дальнейшего развития детям необходима специально подготовленная развивающаяся и постоянно обновляющаяся, с учетом потребностей детей, среда.

Также предусмотрено создание развивающей среды, использование комплекса разнообразных форм и видов занятий для детей с ограниченными возможностями и для детей нормально развивающихся, взаимодействие всех специалистов ДОУ, работа с родителями, мониторинг развития детей.

Включение в работе с детьми с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум.

Составление индивидуальной программы развития ребенка строится на результатах наблюдений за ребенком с ограниченными возможностями во всех режимных моментах. Опыт показал, что, более плавная адаптация ребёнка к условиям пребывания в детском саду происходит, если он первоначально посещает индивидуальные полуторачасовые занятия в развивающей среде с воспитателем и учителем – дефектологом. Особенно это актуально для детей со сложными и смешанными дефектами. Дальнейшая схема посещения ребенком детского сада выстраивается в зависимости от его возможностей и сложности отклонения в здоровье : он может посещать детский сад от 1,5 до 4 часов либо весь день, или же оставаться в режиме индивидуальной работы со специалистами. Интегративный подход в воспитании и обучении действительно является одним из важных компонентов системы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в условиях ДОУ. Конечно же, успешная адаптация детей с ОВЗ возможна при сотрудничестве родителей и педагогов. Советы педагогам. Изучите медицинские документы, поступившие с ребёнком. Побеседуйте с родителями об особенностях ребёнка, о тех условиях, которые необходимы ему для более успешной адаптации к новым условиям и детскому коллективу.

Сопровождая ребенка, не опекайте чрезмерно ребенка с ОВЗ, но и забывайте о нем. Активно взаимодействуйте с педагогом-психологом, изучайте специальную методическую литературу. При взаимодействии не фиксируйте внимание на особенностях ребёнка. Относитесь к ребенку ровно, спокойно, ласково, но в то же время, предъявляйте разумные требования. Ребенок не должен чувствовать себя обиженным и ненужным. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. Ежедневно рассказывайте родителям как прошел день его ребёнка. Акцентируйте на положительном, но не утаивайте и отрицательные моменты. Ребёнка с ОВЗ обязательно должен сопровождать педагог-психолог. Специалист оказывает консультативную помощь родителям, педагогам, наблюдает за ребёнком, помогает ему адаптироваться в детском саду – наладить контакт с детьми, научиться обходиться без мамы и т. д. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в Российской Федерации. Учреждения, оказывающие учебную и воспитательную функции, не в полной мере справляются с одной из наиболее важных для данной категории детей проблемой - неспособность и нехватка сил для интеграции в обществе. Для того чтобы они не отставали в развитии от своих сверстников необходимо включать их в инклюзивное образование, которое позволит им учиться и получать социальный опыт в одних и тех же условиях.

Список использованных источников:

1. Бережнова Л. И. Предупреждение депривации в образовательном процессе: монографии. - СПб, : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000г. ;

2. Джумагулова Ч. А. Принципы и практика инклюзивного образования. — Бишкек, 2001 г. ;

3. Интеграция: поиск альтернатив; Шаг на встречу «особому» ребёнку. // Дошкольная педагогика, изд-во «Детсво-пресс», № 2, 2002 г. ; 4.

4. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Психологическое сопровождение детей с проблемами в развитии в системе общего образования в сб. Актуальные проблемы коррекционно-развивающего образования — Орел, 2003;

5. Матюхина Е. А., О. А. Филиппова. Воспитание чуткости и доброты к «особому» сверстнику // Дошкольная педагогика, изд-во «Детство-пресс», № 1, 2004;

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная адаптация детей в ДОУ с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 4 октября 2020 в 19:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД