Папки-передвижки

Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития дошкольников

долберт татьяна
Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития дошкольников

Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития дошкольников

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации экспериментальной деятельности детей. Раскрываются значение разработки вариативных образовательных программ по детскому экспериментированию с использованием метода ТРИЗ.

Ключевые слова: исследовательское поведение, экспериментальная деятельность, развивающая среда, планирование, программы, интеллектуальные способности, ТРИЗ.

Публикация «Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития дошкольников» размещена в разделах

Перед современным человеком раскрываются и расширяются сферы деятельности, в которых необходим творческий подход, универсальные умения, навыки исследовательского поведения. На вопрос о том, когда начинать формировать исследовательское поведение ответил А. И. Савенков: «Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад» [3, с. 4].

Исследовательское поведение с рождения заложено в природе ребёнка. Обладая подвижным, смелым, креативным мышлением, ребёнок стремится к активным действиям, самовыражению на протяжении всего дошкольного детства. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Поисково – познавательная деятельность дошкольников в форме экспериментальных действий, способствует становлению мировоззрения ребёнка, его личностному росту. Экспериментальная деятельность самым непосредственным образом способствует знакомству ребенка с окружающим миром, даёт возможность расширить и углубить познание, выйти за пределы чувственного восприятия мира, а так же является необходимым и эффективным средством для развития исследовательского интереса, увеличения объема знаний, умений, навыков.

Для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей нами создано мотивационно-развивающее пространство детская экспериментальная лаборатория. В лаборатории предоставлены возможности исследовательских действий с предложенным материалом каждому ребёнку. Предметно – развивающая среда лаборатории периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, опираясь на зону их ближайшего развития.

Основой организации экспериментальной деятельности дошкольников является её планирование. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, мы разработали программы по экспериментальной деятельности : «Умнички» для детей 5 6 лет и программу «Лаборатория открытий» для детей 6 – 7 лет. Программа «Умнички» направлена на формирование интеллектуальных способностей дошкольников посредством экспериментирования. Процесс экспериментирования рассматривается как самостоятельный творческий поиск, направленный на получение положительного результата проводимой работы. Самостоятельная исследовательская работа детей, способствует развитию инициативности и самостоятельности. Эксперименты, предлагаемые детям, составлены в виде циклов, разработанных на основе принципов системности и последовательности, и имеют логическое завершение. Заключительным этапом в проведении эксперимента является подведение итогов, формулирование выводов детьми.

Детям седьмого года жизни доступны более сложные умственные операции, выдвижение гипотез и проверка их истинности, они способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, эмоционально и красочно описывать увиденное. Поэтому, нами была разработана вариативная образовательная программа «Лаборатория открытий», позволяющая реализовывать опытно – экспериментальную деятельность по изучению элементарных химических реакций. Ознакомление старших дошкольников с элементарными химическими опытами – это эффективный способ развития мыслительных процессов, возможность успешного ознакомления с окружающим миром. Программа характеризуется ступенчатостью – постепенным усложнением материала, цикличностью, опорой на предыдущий опыт ребёнка.

Дошкольный возраст позволяет раскрывать творческий потенциал каждого ребёнка, целенаправленно формировать у него нестандартное мышление. Для того чтобы заглянуть глубже в мир изучаемых объектов, расширить границы экспериментальной деятельности, мы включили в программы теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). Технология ТРИЗ и её раздел метод ММЧ – Моделирование Маленькими Человечками, позволяет детям понять агрегатное состояние веществ и характер взаимодействия элементов предметов. Внедрение ТРИЗ продиктовано тем, что данная технология способствует развитию таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковую активность, стремление к новизне, помогает создать целостную, гармоничную модель мира в сознании ребёнка.

Таким образом, в процессе экспериментальной деятельности, ребёнок получает новую информацию, преобразовывает объекты, открывает их свойства, устанавливает практические связи между собственными открытиями и явлениями окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Список литературы

1. Иванова А. И. Организация детской исследовательской деятельности : Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2017. 96с.

2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. 128с.

3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.nbcmedia.ru/upload/iblock/060/savenkov_mal_verstka_to_print.pdf, свободный. ( дата обращения: 5.02.2019).

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития дошкольников
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 11:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД