Вера Винивитина
Сюжетно ролевая игра детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно – ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей 4-5 лет. Ребенок с интересом начинает выстраивать сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.
Публикация «Сюжетно ролевая игра детей 4–5 лет» размещена в разделах
Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, называть круг действующих лиц в игре, раскрывать их взаимодействие.
Вызывая речевую активность ребенка, воспитатель направляет ее на сверстника, учит вступать с ним в диалог, понимать его намерения в игре.
Для обозначения игровой ситуации и для облегчения принятия роли ребенком воспитатель помогает малышу обустроить при помощи необходимых атрибутов, а также сюжетных игрушек и различного полифункционального материала. Одновременное использование в игре предметов- заместителей и игрушек, с одной стороны, способствует адекватному восприятию ситуации и развитию замысла
Своеобразие процесса самостоятельной игры у детей пятого года жизни заключается в том, что сюжетно – ролевая игра в этом возрасте по мнению Н. Я. Михайленко, еще носит хаотичный характер: роли, начавшись, не доводятся до логического конца. Вместе с тем этот видимый хаос в игре в действительности закономерен для данного возраста.
Воспитатель может применять в игре методы как прямого, таки косвенного педагогического руководства, стараясь дать детям больше самостоятельности. Вступая в игровой диалог с ребятами, он может брать на себя как главную, так и дополнительную роль, то есть становится играющим партнером. Вступая в главной роли в игре, воспитатель показывает образец взаимодействия с партнером, вызывает его на активное ролевое поведение. Предлагая ребенку главную роль, воспитатель берет на себя дополнительную роль, и с этой позиции побуждает его активность с помощью наводящих вопросов (спрашивает у ребенка-продавца, какой есть в наличии ассортимент товаров, просит продемонстрировать действие технического и т. д) Выступая в роли советчика, воспитатель отходит от непосредственного участия в игре, но время от времени независимо вмешивается в нее, помогая ребенку словом, советом.
Наиболее востребованными сюжетами у детей среднего возраста становятся игры в семью. Играя в дочки- матери, дети проигрывают отношения родителей и их детей. Для этого они часто используют в игре кукол, мишек и другие игрушки, но их внимание больше привлекает не сами предметы, а семейные отношения.
В средней группе при условии грамотного педагогического руководства игры с предметами постепенно трансформируются в игры со сверстниками. Переключая внимание ребенка с предмета на играющего сверстника, педагог заботится о более высоком уровне развития его игровых умений.
Любимыми сюжетами у детей 4=5 лет остаются игры, в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно она для него будет оставаться интересной. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.
Предварительная работа должна быть целенаправленной, педагогически емкой, многогранной, позволит целиком охватить используемую в игре тему.
Целевые прогулки и экскурсии позволят педагогу поближе познакомить детей с деятельностью взрослых. Рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными сравнениями.
Тематические беседы призваны прояснить представления детей о той или иной жизненной ситуации.
Дидактические игры помогут детям научиться игровым действиям.
Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты.
Иллюстрации будут дополнять все увиденное и услышанное детьми до этого.