Ломова Маргарита
Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность – как метод развития речевой активности у детей раннего возраста.
Большую тревогу среди педагогов вызывают проблемы, связанные с развитием речи у детей. Я считаю, что развивать речь ребёнка, необходимо начинать с самого раннего возраста. В детский сад малыш приходит в возрасте 1 года. В этом возрасте закладывается основа речевых умений, формируется потребность в общении, развиваются голосовые реакции, артикуляционный аппарат, фонематический слух.
Публикация «Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
Перед детьми раннего возраста ставили следующие задачи:
1 развивать понимание речи,
2 обогащать пассивный словарь,
3 учить подражать речи взрослого,
4 учить использовать речь, как средство общения с окружающими.
Главная задача – развитие активной речи (воспроизведение слов и коротких фраз, для свободного общения со взрослыми и детьми. Ребёнок должен уметь задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.
Для успешного решения этих задач, мы рекомендуем широко применять театрализованную деятельность.
Поскольку Она является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает фантазию, воображение, память. Учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия «добра и зла». Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
СЛАЙД Цели использования театрализованной деятельности :
• развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
• обогащение словаря детей, активизация его;
• совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;
• способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками,
• развитие художественного вкуса.
В процессе театрализованных игр :
1. расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
2. развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
3. происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, артикуляционного.
4. активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
5. совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
6. развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
7. развивается выразительная публичная речь, ребенок учится не стесняться присутствия посторонних слушателей.
8. развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
9. стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Развиваясь, в процессе театрализованной игры ребенок постепенно переходит:
- от наблюдения театрализованной постановки взрослого - к самостоятельной игровой деятельности;
- от индивидуальной игры и «игры рядом» - к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей - к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
Следуя принципу «от простого, к сложному», многократно повторяю один и тот же содержательный материал. Пока это произведение не укрепится в памяти малышей. Известно, что детям раннего возраста свойственна инфантильная амнезия. Дети запоминают яркие события, и некоторое время их помнят, а затем воспоминания об этих событиях угасают и стираются из их памяти. По этому, я неоднократно, в течение учебного года, обращаюсь к одному и тому же сюжету.
Данное направление осуществляется циклично:
1. демонстрация сказки;
2. игра – театрализация;
3. закрепление изученного материала.
Этот цикл можно применять к любому литературному произведению, соответствующему данному возрасту.
Использовала методы :
Демонстрация наглядных средств, беседа, «инструкции к действию» Метод вопросов – и ответов, а так же приемы, нацеливающие ребенка на употребление конкретных слов (по образцу).
Все это проводила в форме театрализованной игры или с элементами игры, совершенствуя речь малыша.
ТОЛЬКО СЛАЙД Этапы работы:
1 подготовка атрибутов;
2 организация работы с родителями по изготовлению атрибутов и пособий;
3 классификация театрализованных игр;
4 консультация на тему: “Развитие речи через театрализованную деятельность”
5 разработка картотеки;
6 разучивание текстов, движений, мимики и т. д. ;
7 показ театрализованных спектаклей и мультфильмов;
8 сотрудничество с музыкальным руководителем;
9 разработка сетки занятий по театрализованной деятельности на учебный год;
10 подведение итогов проделанной работы в рамках проекта, контрольные срезы и анализ результатов диагностического исследования.
СЛАЙД на слайде небольшой список примерного Комплекса игр, используемых мной, для развития речевой активности во второй группе раннего развития, с применением театральных атрибутов :
Вид игры Название игры Цель
Потешка Кто у нас хороший? Учить детей общаться
Кукла-марионетка Здравствуй, малыш, я Петрушка! Взывать положительные эмоции, учить общению
Игра - инсценировка Солнышко, ведерушко! Развивать внимание, учить имитировать слова стихотворения
Игра развлечение Игры с мягкой говорящей игрушкой Повторять за игрушкой не большие стишки. Понимать и воспроизводить текст.
Немного хотелось бы вам рассказать как мы театрализованную деятельность реализуем у себя в детском саду
Поскольку наш детский сад принимает детей раннего возраста от 1 г до 3 то и работа с маленькими детьми должна выстраиваться так, чтобы ребенок смог принимать активную деятельность в процессе. В этом году мы впервые решили сделать видеосказу «Рукавичка», малыши из двух групп «Ладушки» и «Кнопочки» были непосредственно главными героями.
Чтобы добиться результата, и ребенку это было интересно и увлекательно мы не только на музыкальных занятиях изучали саму сказку, конечно взаимодействие воспитателя и родителей.
Прежде чем начать с ребятишками ставить сказку мы наглядно показывали им, читали саму сказку, а также показывали сказку на телевизоре. В игровой форме уже с муз. рук мы начинали сказку играть со всеми детьми, после уже были выбраны главные герои с которыми мы уже встречались на муз. занятиях. Конечно без закрепления материала очень сложно, поэтому детки дополнительно в группах все дружно пели песни, еще раз зачитывалась сказка, родителям была так же дана рекомендация, чтобы время от времени слушал песни которые используются, прочитывалась и просматривалась сказка.
Мы специально для маленьких деток создали под рост реквизит для сказки, чтобы он не был громоздким и отлично подходил под рост ребенка. Ребятишкам очень понравились наши лесные зверята, подходили смотрели гладили.
Непосредственно саму съему мы снимали отрывками, но в один день кроме песни, так как детки маленькие иногда волновались, забывали что нужно сказать, уставали, поскольку для них это был большой труд выдержать съемку. Из отрезочков которые мы снимали, получилась детская сказка, которую они теперь смотрят с большим удовольствием, показывают себя, называют кто играл в сказке, подпевают песни, повторяют слова, движения.