Юлия Иванова
Театральная педагогика как инновационная модель обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Вольтер: |
«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге» |
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, но именно в этот период закладывается «фундамент» основных знаний, умений и навыков человека. Однако некоторые дошкольники испытывают большие трудности при приобретении данного опыта из-за своих особых потребностей. К данным детям относятся дошкольники с задержкой психического развития.
Публикация «Театральная педагогика как инновационная модель обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2016
Следовательно, перед педагог ежедневно стоит вопрос как же добиться именно усвоения учебного материала. И тут на помощь приходит театральная педагогика!
Основным преимуществом театральной педагогики является его нестандартный способ познания – эмоционально - целостный телесно - физический способ, который благодаря своей направленности, способствует более глубокому усвоению материала. Ребенку должно быть интересно, иначе понизится мотивация к изучению учебного материала. Позитивной мотивации в обучении ребёнка способствуют основные принципы театральной педагогики:
1. Принцип событийности.
2. Принцип проживания.
3. Принцип личного творческого действия.
4. Принцип импровизации.
Методы театральной педагогики, также как и принципы, направлены на стимулирование процесса образования:
Метод игрового существования.
Данный метод позволяет превращать «нечто», невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации.
Метод театрализации.
Данный метод предполагает художественно оформленное действие группы, коллектива или масс участников, являющееся стимулом игрового действия самой массы участников.
Метод игровой драматизации.
Данный метод предполагает комплексный подход, который активизирует вербальные и невербальные коммуникативные навыки ребёнка, исключая механическое воспроизведение материала и подразумевает креативное усвоение знаний на основе художественных литературных произведений.
Метод физических действий. (К. С. Станиславский)
Данный метод предполагает использование многообразных невербальных способов перевоплощения в образ.
Методологические основания базируются на таких аспектах театра, как:
1) игра-моделирование, создание и исследование воображаемой реальности;
2) ролевая игра;
3) игры с предметом;
4) модель сочетания индивидуального и коллективного творчества, со своей строгой организацией и саморегуляцией;
5) модель развертывания процесса от замысла до реализации;
6) взаимодействие замыслов (или версий) и рождение на их основе нового;
7) рассмотрение замысла с разных сторон - из разных языковых пространств (принцип изучения одного явления в интеграции образовательных областей и игровых заданий в различных видах детской деятельности).
8) актуализация незнакомого;
9) воздействие на чувства зрителя и вовлечение его в процесс игры.
Театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры, которая является ведущим видом деятельности у дошкольников. Задача педагога - помочь ребенку овладеть различными методами познания естественнонаучной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя, позволяющий действовать адекватно им, менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них.
Театральная педагогика – инструмент для создания единого образовательного пространства для педагога и ребенка, так как затрагивает педагогическую деятельность воспитателя и индивидуальное развитие ребенка.
Современный педагог – это яркая индивидуальность, творческая личность, проявляющая эмпатию, умеющий решать проблемные ситуации, умеющий заинтересовать, находить творческие подходы в объяснении материала, увлечь детей творчеством, процессом саморазвития. Педагогу необходимо знать средства вербальной и невербальной коммуникации, быть раскрепощенным, эмоционально пластичным для объяснения смысла различных фрагментов содержания образования, передачи своих чувств, отношений и понимания реакций детей. Обезличенность предлагаемых воспитателем знаний приводит к утрате эмоционально-ценностного подтекста обучения и непоправимо его обедняет. Задача артистичного педагога заключается в том, чтобы оказать на детей эмоциональное воздействие, вызвать определенные переживания, впечатления в душах воспитанников, без которых осложняются восприятие и понимание жизни; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, заставить играть их воображение.
Использование элементов театральной педагогики, позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным, что способствует углубленному усвоению учебного материала детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Кроме того, использование различных приемов данной технологии в обучении дошкольников способствует освоению коммуникативной культуры: помимо языковых форм дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивают способность к обоюдному пониманию и уважению, приобретают социальную компетенцию, обогащают словарный запас.
Список литературы:
1. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. / М., 1993.
2. Сердюк Л. В. Методы театральной педагогики: от практической деятельности к учебному исследованию. // Среднее профессиональное образование №3/2006. – с. 25 – 28.
3. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (11).
4. Никитин С. В., Кузнецов Е. В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — с. 20-22.
5. http://cdtbir.ru/?page_id=2300
6. http://ru.wikipedia.org
7. http://izumzum.ru/health/a-p-ershova-teatralenaya-pedagogika/main.html