Лучший педагог года

Технологии коррекционной работы учителя — логопеда с детьми с задержкой психического развития

Гайбышева Динара Рафильевна
Технологии коррекционной работы учителя — логопеда с детьми с задержкой психического развития

Инклюзивное образование прочно входит в систему образования, обеспечивая равным доступом к образованию всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, когда ребенку с особыми потребностями дается возможность обучаться и развиваться наравне со сверстниками. Среди таких детей, посещающих МАДОУ ЦРР - детский сад больший процент занимают дети с задержкой психического развития.

Публикация «Технологии коррекционной работы учителя — логопеда с детьми с задержкой психического развития» размещена в разделах

Для них характерно нарушение всех компонентов речи: полиморфное нарушение звукопроизношения, недостаточно сформированы фонематические процессы, стойкие нарушения звукового анализа и синтеза, недоразвитие грамматической и лексической стороны речи, бедность и неточность словарного запаса, низкая сформированность связной речи, недостаточное развитие мелкой моторики.

В этиологии задержки психического развития разные факторы : тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности; токсикозы беременности; хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности; травмы во время беременности и при родах; травмы мозга в ранний период жизни ребенка; генетические факторы; асфиксия; нейроинфекции; недостатки питания и хронические соматические заболевания; тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера, связанные с неблагоприятными условиями раннего развития.

Для организации коррекционной работы по преодолению речевых нарушений в условиях МАДОУ ЦРР – детский сад созданы необходимые специальные условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ, учебных пособий и дидактических материалов, подбор методов, форм и технологий работы проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с учетом особых образовательных потребностей каждого ребенка с ОВЗ.

В практике работы с детьми с задержкой психического развития использую здорвьесберегающие технологии. Основные акценты делаю на артикуляционную гимнастику, упражнения направленные на развитие мелкой моторики и дыхательные упражнения.

При выполнении артикуляционной гимнастики с детьми с задержкой психического развития, в первую очередь необходимо вызвать интерес к выполнению упражнений, так как дети часто идут на отказ и не выполняют гимнастику по показу или по инструкции. Поэтому при выполнении гимнастики использую дополнительные дидактические материалы и наглядные пособия, для того, чтобы заинтересовать ребёнка, мотивировать к выполнению артикуляционных упражнений. Гимнастику выполняем в виде различных сказок, используя для этого картинный материал с «Весёлым язычком», также успешно выполняем артикуляционные упражнения, используя логопедическое пособие «Лягушка», очень эффективным при выполнении упражнений для язычка являются нетрадиционные методы с применением «Логобус». Общая длительность выполнения артикуляционной гимнастики составляет до 2 минут, т. к. у детей данной категории утомление наступает достаточно быстро.

В дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития выявляется отставание в развитии общей и, особенно, мелкой моторики пальцев рук. Для этого использую самые простые и доступные упражнения, сопровождая несложными, короткими стихами: «Этот пальчик дедушка …», «Раз, два, три, четыре пять, вышли пальчики гулять» и другие. Для развития тактильного восприятия использую «Сухой бассейн», «Кинетический песок». Развитие мелкой моторики рук начинаю с ведущей руки, затем предлагаю ребёнку выполнять упражнения другой рукой, а затем – двумя одновременно. Упражнения провожу не более 2 - 3 минут, после каждого движения с напряжением предлагаю ребенку опустить руки вниз и расслабиться.

Для привлечения внимания все упражнения провожу в форме игры, выбираю самые доступные, предлагая, для эффективности, дополнительно наглядный материал, решая одновременно и другие задачи, направленные на формирование счёта, цветового гнозиса и другие. Ребёнку сложно выполнять задания, данные вербально, поэтому сопровождаю их наглядностью, которые регулярно меняются с целью поддержания интереса. Действую от простого к сложному. Например, при использовании пособия «Шляпа Клоуна», на 1 этапе просто учим нанизывать резиночку на крючки, далее усложняем задание, добавляя кубик с цифрами. Ребенок кидает кубик и, определяя цвет и количество, нанизывает на шляпку соответствующего цвета резиночки по заданному количеству. Очень любят дети упражнения «Наряди пальчики», «Машинка едет в гараж», «Найди пару» и другие.

У детей дошкольного возраста с задержкой психического здоровья речевое дыхание несовершенно. Дети не всегда умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи, и на здоровье в целом. Работая по направлению выработки силы выдоха, в каждое занятие включаю дыхательную гимнастику. Так как правильно сформированное диафрагмальное дыхание, плавный длительный выдох, четкая и ненапряжённая артикуляция – это важнейшее условие формирования правильной речи. Использую в практике нетрадиционные методы развития дыхания – «Петушок», «Паучки», «Накорми зверей». Дополнительно с этой целью прошла обучение и включила в практику логокоррекционный комплекс биологической обратной связи БОС, который позволяет мне обучить ребенка с задержкой психического развития правильному «речевому» дыханию, учитывая его индивидуальные ритмы дыхания. В результате у детей происходит снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Игра – это ведущий вид деятельности ребёнка – дошкольника. Но важно в коррекционной практике соблюдать правильное соотношение между игрой и практической деятельностью дошкольника с задержкой психического развития, проводя дидактическую игру, использую разнообразные наглядные пособия, которые несут смысловую нагрузку и соответствуют эстетическим требованиям. Дидактическим игровым действиям ребенка с задержкой психического развития нужно обучать, при этом принцип дидактики сочетаю с занимательностью, шуткой, юмором. Живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. Например, предлагаю детям такие дидактические игры, как: «Что в шкафу у Маши, а что у Мишки?» - на обогащение словаря по лексической теме «Одежда» и автоматизацию звука [ш], «Подарки Деда мороза» - на автоматизацию поставленых звуков и другие. При проведении фонетической ритмики с детьми с задержкой психического развития движения, выполняем не заучивая, стоя, проговаривая речевой материал синхронно вместе со мной, повторяем - 3 раза, постепенно ребенок запоминает текст.

Значимое место в практике занимают интерактивные технологии, так как современные дети очень быстро осваивают разные гаджеты и проявляют к ним огромный интерес, включаю в занятия задания с использованием интерактивной доски, пола, стабилотренажёра и многое другое, что помогает мне заинтересовать ребёнка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия. Использую развивающие игры, сопровождающиеся звуковыми эффектами, красочным изображением, которые дополнительно стимулируют интерес ребенка, поддерживаю мотивацию к деятельности.

С целью эффективной коррекционной работы и качественного усвоения изучаемого материала использую словесные, наглядные и практические методы. Тщательно продумываю и формулирую каждый вопрос, чтобы он был понятен ребёнку и стимулировал к развернутым высказываниям. Вначале использую одноступенчатые инструкции, повторяю задание. Каждое задание проговариваю четко, эмоционально и выразительно, сочетаю наглядный и практический методы. Предъявляю ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе, исключая лишние материалы. Применяю принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус, например, при изучении темы «Фрукты» наглядно показываю фрукт, даю практически его изучить (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь) и словесно рассказать о нем, опираясь на схему.

С детьми с задержкой психического развития применяю проектную деятельность, через взаимодействие с родителями – именно они являются нашими первыми помощниками. Только в тесной взаимосвязи с родителями, когда все рекомендации специалиста выполняются, можно ожидать положительных результатов. Активно работает в рамках логопункта «Творческая мастерская» - дети дома с родителями выполняют аппликации из пластилина, круп, листьев. Материалы размещаю на выставке. Участвуют в различных конкурсах и фестивалях для детей с особыми возможностями здоровья.

По итогам мониторинга образовательной деятельности имею стабильно положительные результаты освоения образовательной Программы. Таким образом, используя современные технологии, специальные методы и приёмы, индивидуальный подход в коррекционной работе учителя - логопеда с детьми с задержкой психического развития, обучающихся в условиях инклюзивного образования в общеразвивающих группах можно добиться положительных результатов.

Публикации по теме:

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группыПерспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе "Цыплята" МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии коррекционной работы учителя — логопеда с детьми с задержкой психического развития
Опубликовано: 19 февраля 2023 в 19:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД