Татьяна Жукова
Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой листвы зеленой вязь
И небо голубое.
В окно смотрели двое.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.
Публикация «Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В своей педагогической деятельности я столкнулась с такой проблемой, что у современных дошкольников :
• монологическая речь плохо развита;
• небольшой опыт рассказывания текстов;
• недостаточный активный словарь;
• дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.
В связи с этим, для развития речи детей я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приемов ТРИЗ – педагогики Генриха Сауловича Альтшуллера.
Что такое ТРИЗ? ТРИЗ расшифровывается как Теория Решения Изобретательских Задач.
Основная задача ТРИЗ – технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
Дидактические принципы:
• Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
• Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
• Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
• Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
• Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Методы технологии ТРИЗ :
• обучение детей творческому рассказыванию по картине;
• работа с противоречием;
• обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок;
• обучение детей созданию образных характеристик объектов;
• обучение детей сочинительству и словотворчеству;
• обучение детей составлению текстов сказочного содержания.
Обучение детей творческому рассказыванию по картине
При рассматривании картины используются следующие методические приемы:
• Игровая мотивация «Волшебная картина»
• Игра «Подзорная труба»
• Игра «Фотографирование»
• Игра «Вхождение в картину»
• Игра «Живые картинки»
• Игра «Превращение в объект на картине».
• Работа с противоречием
• Противоречие – это предъявление одному объекту противоположных требований. Например один и тот же объект хороший и плохой (фильм кому-то понравился, а кому-то нет, большой и маленький (сосулька сначала маленькая, а потом большая, крепкий и некрепкий (одна спичка некрепкая, легко ломается, а много спичек трудно сломать, они крепкие, горячий и холодный (утюг- подошва горячая, а ручка холодная)
• Решаем противоречия при помощи игр: «Скажи об одном предмете много», «Теремок», «А что, если…», «Если бы ты попал в сказку», «Волшебная палочка – уменьшалка или увеличивалка».
Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок.
Этапы работы с серией картинок:
Раскладывать отдельно взятые картинки (кадры) в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета
Составлять связный краткий рассказ сюжета
Осознавать и озвучивать правила составления серии картинок
Цели:
Учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.
По схеме этапа узнавать игровое действие.
Научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок.
Обучение детей созданию образных характеристик объектов
Технология обучения детей составлению сравнений
• называется какой-либо объект;
• обозначается его признак;
• определяется значение этого признака;
• сравнивается данное значение со значением признака в другом объекте.
Например:
• цыпленок (объект №1);
• по цвету (признак);
• желтый (значение признака);
• такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце (объект № 2).
Находясь на прогулке, я предлагаю детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Помогаю ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".
Обучение детей сочинительству и словотворчеству
В своей работе я использую следующие игры и игровые упражнения:
«Складные картинки» – учить подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются,
«Придумай рифмованное слово», «Придумай рифмованные строчки», «Чистоговорки» и т. д.
Составление сказок с помощью метода "Каталога"
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный,имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Примерная цепочка вопросов
Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть.). Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?
Итоги:
Свободное владение детьми умением составлять логические и творческие рассказы по картинкам.
Развитие творческого мышления, воображения и связной речи.
Развитие способности ребенка создавать новый продукт речевой деятельности – готовый рассказ, сказку.