наталья владимировна кипайкина
Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической ОД по автоматизации звука [ц] у детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук Ц» («Автоматизация звука Ц в обратных слогах и словах, содержащих обратные слоги)
Цель: Автоматизация звука Ц в обратных слогах и словах, содержащих обратные слоги.
Задачи:
1. Тренировать правильное произношение изолированного звука Ц, а так же произношение обратных слогов, и слов, содержащих обратные слоги ЕЦ, АЦ, ЯЦ, ИЦ и др.
2. Тренировать детей в подборе родственных слов;
3. Тренировать детей в составлении простых предложений;
4. Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
5. Развивать фонематический слух ;
6. Тренировать детей в согласовании числительных с существительными;
Публикация «Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической ОД по автоматизации звука [ц] у детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
7. Развивать навыки звукового анализа и синтеза обратного слога (АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ);
8. Развивать память, мышление;
9. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Оборудование:; набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Ц; карточки для характеристики звука Ц, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; мяч, набор для составления схемы предложения, игрушка или картинка ЗАЯЦ БЕГЛЕЦ
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы ОД
Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность 1. Организационный момент
Логопед: Малыш, послушай, и скажи, какое слово тут лишнее:
КУРИЦА, УТКА, ЗАЯЦ, ГУСЬ
Логопед: Молодец! ЗАЯЦ – это дикое животное, а все остальные – это домашние птицы. К нам в гости сегодня прискакал ЗАЯЦ. Он очень быстро бегает, поэтому в лесу его называют ЗАЯЦ БЕГЛЕЦ.
Какой звук спрятался в конце этих слов: ЗАЯЦЦЦ, БЕГЛЕЦЦ (звук Ц). Сегодня мы будем выполнять задания нашего гостя и работать со звуком Ц.
Физическое развитие
Речевое развитие Двигательная деятельность
Речевая деятельность 2. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай сыграем в пальчиковую игру «Зайцы»
Пальчиковая игра "Зайцы"
Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару
одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
"Вон человек с ружьём"
Двое закричали:
"Давайте убежим!",
Двое прошептали
"Давайте помолчим!",
Двое предложили:
"Мы спрячемся в кустах!"
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать "Бах"?"
"Бах" - выстрелил охотник,
(Хлопаем в ладоши).
Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.
Физическое развитие Двигательная деятельность 3. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Покажи ЗАЙЦУ БЕГЛЕЦУ, как ты умеешь делать артикуляционную гимнастику.
Комплекс упражнений на свистящие звуки.
Речевое развитие Речевая деятельность 4. Изолированное проговаривание звука.
Логопед: ЗАЯЦ БЕГЛЕЦ хочет загадать тебе загадку:
Я длинный и зеленый. Вкусен я соленый.
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(ОГУРЕЦ).
Логопед: Правильно. А какой последний звук в этом слове? (ЗВУК Ц)
Давай проговорим несколько раз Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц.
Речевое развитие Речевая деятельность 5. Анализ артикуляции звука
Логопед: Как мы произносим звук Ц?
- Губы улыбаются
- Зубки заборчиком
- Язычок горочкой
-Кончик языка упирается в нижние зубки
- Выпускаем резкую воздушную струю ТСССССССС
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Ц и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Ц.
Речевое развитие Речевая деятельность 6. Характеристика звука
Логопед: Какой звук Ц?
Звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков) .
7. Связь звука с буквой.
Звук Ц обозначается буквой Ц. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
Физическое развитие Двигательная деятельность 8. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: ЗАЯЦ БЕГЛЕЦ хочет сыграть с тобой в мяч. Он будет говорить начало слова, и бросать тебе мяч. А ты говоришь окончание слова на ЕЦ, и все слово целиком, и возвращаешь мяч обратно.
БО … ЕЦ (БОЕЦ)
ОТ…ЕЦ (ОТЕЦ)
ЖН…ЕЦ (ЖНЕЦ)
ГО Н…ЕЦ (ГОНЕЦ)
КОН…ЕЦ (КОНЕЦ)
ЖИЛ…ЕЦ (ЖИЛЕЦ)
ПЕВ…ЕЦ (ПЕВЕЦ)
РУБ…ЕЦ (РУБЕЦ)
ГЛУП…ЕЦ (ГЛУПЕЦ)
ДВОР…ЕЦ (ДВОРЕЦ)
УДАЛ…ЕЦ (УДАЛЕЦ)
ОГУР…ЕЦ (ОГУРЕЦ)
Социально-коммуникативное развитие Игровая деятельность 9. Развитие фонематического слуха
Логопед: ЗАЯЦ БЕГЛЕЦ предлагает поиграть в игру «Поймай звук» - он будет называть разные звуки, а ты должен будешь хлопнуть в ладоши, если услышишь звук Ц:
А, Ц, М, Ц, З, Ц, Т, Ц, Ш, С, Ц, У, Б, Ц, и др.
Слоги: АЦ, УТ, ИМ, ЕК, ОЦ, АП, ИС, ЕЦ и др.
10. Автоматизация звука в слогах
Логопед: Давай сыграем в Игру «Научим попугая говорить» - повтори слоги за ЗАЙЦЕМ БЕГЛЕЦОМ:
АЦ-ОЦ-УЦ-ЫЦ
ЯЦ-ЁЦ-ИЦ-ЕЦ
АЦ – ЯЦ-ОЦ-ЁЦ
ЁЦ – ОЦ-ЯЦ-АЦ
ЫЦ-УЦ-ОЦ-АЦ
ЕЦ-ИЦ-ЁЦ-ЯЦ
ЫЦ-ИЦ-УЦ-ЕЦ
ЕЦ-УЦ-ИЦ-ЫЦ
Познавательное развитие Умственная деятельность 11. Звуковой анализ/синтез
Звуковой анализ слога АЦ (УЦ, ИЦ, ОЦ)
Какой первый звук в слоге АЦ (А, какой он (гласный).
Какой второй звук в слоге АЦ (Ц, какой он (согласный, всегда твердый).
Положи слог АЦ квадратами (красный, синий, положи поверх квадратов буквы.
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие Игровая деятельность, речевая деятельность 12. Автоматизация звука в словах
Логопед: Игра «Повтори за мной» - повторить слова вслед за ЗАЙЦЕМ БЕГЛЕЦОМ:
ПЛОВЕЦ, БЕГЛЕЦ, КУЗНЕЦ, ОБРАЗЕЦ, ЛЕДЕНЕЦ, МОЛОДЕЦ, НАКОНЕЦ, ПРОДАВЕЦ, ПТЕНЕЦ, КОЛОДЕЦ, ЗАЯЦ, ГОРЕЦ, ПАЛЕЦ, ПЕРЕЦ, ТАНЕЦ, РАНЕЦ, БРАТЕЦ, БЕЖЕНЕЦ, МИЗИНЕЦ, МАТРАЦ, ПАЯЦ, КЛЕЦКИ, ШПРИЦ.
13. Автоматизация звука в предложениях и текстах
(на данном этапе не проводится)
Речевое развитие Игровая деятельность 14. Игры на развитие ЛГСР и связной речи
ЗАЯЦ БЕГЛЕЦ просит, чтобы ты вспомнил, про кого он загадал тебе загадку? (ПРО ОГУРЕЦ).
Давай подберем к этому слову родственные слова? (ОГУРЕЦ, ОГУРЧИК, ОГУРЕЧНЫЙ, ОГУРЦЫ.)
Давай сыграем в игру «1-2-5-9»
ОДИН ОГУРЕЦ-ДВА ОГУРЦА – ПЯТЬ ОГУРЦОВ – ДЕВЯТЬ ОГУРЦОВ.
Составь предложение со словом ОГУРЕЦ (ОГУРЦЫ)
Давай составим схему этого предложения.
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность 15. Игры на развитие ВПФ
Игра «Запомни-повтори»
ЗАЯЦ БЕГЛЕЦ предлагает сыграть еще в одну игру – он назовет несколько слов, а ты должен будешь запомнить эти слова, и повторить в том же порядке.
ЗАЯЦ – БЕГЛЕЦ – МОЛОДЕЦ – УДАЛЕЦ – КОНЕЦ
ПЕРЕЦ – ОГУРЕЦ – БРАТЕЦ – МИЗИНЕЦ – БОЕЦ
Речевое развитие Речевая деятельность 16. Итог НОД
Логопед: Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК Ц)
Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, СВИСТЯЩИЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ)
Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости?
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность 17. Домашнее задание
ЗАЯЦ БЕГЛЕЦ знает очень интересные чистоговорки, давай их выучим:
ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ – мы сорвали огурец.
ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ – хорошо поет скворец.
ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ – где взять зайцу леденец?
ЕЦ-ЕЦ-ЕЦ – вот и сказочке конец.
Нарисовать рисунки-запоминалки для чистоговорок.
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность 18. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания ОД