Приложение МААМ

Технология экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Коротеева Татьяна
Технология экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Актуальность данной технологии определена :

• Целевыми ориентирами (ФГОС) на этапе завершения дошкольного образования : ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, и др. ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Публикация «Технология экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

• Требованиями коррекционных программ, обусловленных особенностями детей с задержкой психического развития.

Цели и задачи исследовательской деятельности соответствуют требованиям дошкольной образовательной программы для детей с ЗПР.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному творческому познанию, освоению новых способов деятельности в сфере человеческой культуры.

Задачи:

• Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха)

• Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.);

• Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения;

• Формирование способов познания путем сенсорного анализа;

Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции.

Объект исследования: 10 детей дошкольного возраста с ЗПР. (5-6лет)

Принципы исследовательской деятельности

(А. И. Савенков)

• Ориентация на познавательные интересы детей.

• Опора на развитие умений самостоятельного поиска информации.

• Сочетание репродуктивных и продуктивных методов обучения.

• Формирование представлений об исследовании, как стиле жизни.

Планируя исследовательскую деятельность мы должны отталкиваться от программного содержания, познавательных интересов, способностей и умений детей. Необходимо развивать любопытство и активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Не нужно давать готовые ответы, пусть ребёнок сам найдёт его, и в течение всей своей жизни будет открывать мир.

2. Этапы экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.

Целесообразно выстраивать коррекционную работу с детьми с ЗПР с опорой на более сформированные перцептивные действия, на ведущие сенсорные системы, на сформированные умения и навыки в определенных видах деятельности для осуществления их переноса в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного ребенка.

В процессе коррекционных занятий с элементами опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности происходит стимулирование речевой и познавательной активности детей, развитие фонетико-фонематических процессов, формирование лексико-грамматического строя речи, навыков понимания и построения развернутых речевых высказываний, расширение активного словаря прилагательных, глаголов, антонимов.

НОД с элементами опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельности, проводимая в детском саду с детьми с ЗПР, имеют свою специфику и направлена на преодоление речевого недоразвития, ее семантической стороны, а также на развитие сенсорных навыков ребенка.

Экспериментальная деятельность, что очень важно для детей с ЗПР, проходит на высоком эмоциональном уровне, что способствует сосредоточению и концентрации внимания детей, с учетом использования сохранных анализаторов.

Дети учатся замечать важные детали явления или предмета, а впоследствии проводить анализ действий и функций этих предметов и явлений. Так как эксперименты проходят в игровой форме, то действия и выводы по результатам запоминаются детьми гораздо лучше, чем материал обычной беседы.

Также отрабатываются различные модели синтаксических конструкций, дети тренируются в словообразовании и словоизменении, целенаправленно формируется способность к построению связных высказываний, развивается монологическая речь. Дети с ЗПР учатся составлять предложения по демонстрирующим действиям, описывать предметы, составлять их сравнительные характеристики по представлениям на основе собственных впечатлений от увиденного.

В разделе «Ознакомление с окружающим миром», почти к каждой запланированной теме подобрана опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность. Закрепление и расширение представлений и знаний, сформированных опытно-экспериментальной и опытно-практической деятельностью, происходить в сюжетно - ролевой игре, а также в групповой проектной деятельности, организуемой в свободное время воспитателями, что помогает улучшить инклюзивные процессы в детском коллективе. После данной работы дети с ЗПР более активно включаются в экспериментирование, проводимое со всей группой.

Таким образом, опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность позволяет формировать не только мыслительные операции, но сопровождать их речью, т. е. включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность. Это позволяет повысить уровень усвоения материала, облегчает его использование на практике, позволяет ребенку с ЗПР стать более самостоятельным, стимулирует коммуникативную активность, создает условия для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимулирует к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.

Благодаря, созданию в детском саду тематического планирования в разделе «Познавательно- исследовательская деятельность» осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание детей с ЗПР, стимулирующие их к активному познанию окружающего мира. Готовность детей к школе в значительной степени определяется его сенсорным развитие, мотивацией к познавательной активности. Поэтому все, о чем мы рассказали, помогает детям с ЗПР достичь нормы в психологической подготовке к школе и лучше социализироваться в коллективе детей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, о том, что опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и познавательной деятельности, который реально запускает механизм саморазвития ребенка.

• Первый этап характеризуется проявлением любопытства.

А. Н. Леонтьев отмечал, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности».

• Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности

• Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности.

• Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности.

Система работы педагога через экспериментирование включает :

Диагностику уровня развития познавательной активности дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.

2. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

3. Разработка перспективного плана по развитию познавательной активности детей через экспериментирование

4. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

5. Отработка различных приемов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

6. Рефлексию эффективности профессиональной деятельности педагога.

Работа по разрешению противоречийбыла разделена на несколько этапов.

3. Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Для выявления знаний, интересов старших дошкольников к экспериментированию и определению уровней развития исследовательской деятельности мы использовали систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследование, беседы, практические ситуации.

Методика № 1 Систематическое наблюдение.

Цель: Получить общее представление о содержании детского экспериментирования.

В процессе наблюдения необходимо отметить, кто из детей и как часто обращается к экспериментированию; какие виды экспериментирования они используют; какими предметами и материалами предпочитают пользоваться; какие объекты для экспериментирования выбирают часто, а какие эпизодически; как проявляются индивидуальные особенности, а также различия мальчиков и девочек в выборе объектов экспериментирования. Мы оцениваем каждого ребенка с позиции характера его исследовательской активности:

- предпочитаемые объекты для экспериментирования,

- проявление настойчивости в исследовательском поиске,

- умение осуществлять комбинаторный перебор разных вариантов решения проблемы,

- эмоциональное отношение к процессу экспериментирования,

- способность самостоятельно вернуться к незаконченному экспериментированию, продолжить исследовательский поиск,

- разнообразие экспериментальной деятельности.

Исследовательски-активным считается такой ребенок, который проявляет целеустремленность в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями, не отказывается от своей идеи, а с удовольствием возвращается к этой деятельности,ищет новые способы и средства достижения цели. В процессе наблюдений можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в экспериментировании : эмоционально-субъектные, деятельностно-субъектные.

Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ребенка к экспериментированию, в предпочтении этого вида деятельности. Ребенок с удовольствием экспериментирует с разными объектами и материалами, переживает радость достижения результата. Неоднократно возвращается к экспериментированию с «полюбившимися» объектами (вода, глина, бумага, магнит и пр.).

Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании. Ребенок начинает самостоятельно ставить цели экспериментирования, активно ищет способы решения проблемы, предпринимает поисково-исследовательские действия, многократно пробует разные варианты решения, меняет направления поиска в зависимости от промежуточных результатов, соотносит результат с первоначальной целью.

Результаты наблюдений уточняются в беседе с детьми.

Методика № 2 Беседа с детьми.

Цель: Уточнить результаты наблюдений за детьми.

- Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?

- С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?

- Тебе нравится проводить опыты? Почему?

- Какой опыт самый интересный? Расскажи о нем.

- Расскажи, какие опыты проводят другие дети?

- С кем ты любишь вместе проводить опыты?

- Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?

В результате систематического наблюдения и уточняющей беседы с детьми составляется сводная таблица или делаются записи, отражающие индивидуальные проявления исследовательской активности в повседневной жизни детей.

Для выявления интереса детей к экспериментированию и содержанию этой деятельности помимо наблюдений и уточняющей беседы используются практические ситуации.

Методика №3 Практические ситуации.

Цель: Выявить интерес детей к экспериментированию.

Ситуация «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)

Цель: исследовать предпочитаемый вид деятельности, выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

- Игровая;

- Чтение книг;

- Изобразительная;

- Детское экспериментирование;

- Труд в природе;

- Конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами. За первый выбор насчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл. Вывод делается по сумме предпочитаемых выборов в целом по группе. Результаты оформляются в сводную таблицу.

Ситуация «Что мне интересно?»

Цель: выявить интерес к экспериментированию, определить наиболее привлекательных для них разновидностей данной деятельности.

Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования, как по функциональному назначению, так и для экспериментирования : вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаши, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, отрезки бечевки. До начала экспериментирования ведется разго-вор с детьми: - что можно делать с этими предметами? - сможешь ли ты использовать их еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предлагается действовать с выше указанными предметами по своему усмотрению. Во время деятельности у него периодически спрашивается: «Что ты делаешь?». Это помогает уточнить направленность действий дошкольника. И так до тех пор, пока ребенок сам не прерывает деятельность с предложенными ему материалами. После завершения им деятельности ребенку задаются дополнительные вопросы, позволяющие уточнить ее направленность.

- Что ты делал?

- Интересно ли тебе было?

- Почему ты выбрал именно это занятие?

- Что ты сегодня узнал?

Ситуация «Что нам интересно?»

Цель: выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми.

Группе детей предъявляли те же предметы и материалы, что и в предыдущем задании. Проводится беседа с детьми:

- Кто, что делал с этими предметами в прошлый раз?

- Что при этом узнал?

- Кто использовал их, по-своему, необычно?

После этого детям предлагается самостоятельно экспериментировать с предметами. В процессе деятельности периодически спрашивается:Что ты делаешь? Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми детьми, каждому из них индивидуально задаются следующие вопросы:

- С кем ты играл?

- Что вы сегодня делали?

- Кто придумал это делать?

- Когда тебе было интереснее, в прошлый раз, когда ты играл один или сегодня?

- Что нового ты узнал?

- Было ли такое, что ты предложил что-то делать, а твои друзья не захотели?

3.1. Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе обучения.

Проведя диагностику уровня сформированности познавательной активности, используя инструментарий диагностики познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой. (Приложение №1)

Результаты первичной диагностики проведенной на начальном этапе (сентябрь) показали, следующие уровни сформированности познавательной активности в ходе экспериментальной деятельности.

Высокий уровень – 1 ребенок (10%) Средний уровень – 5 детей (50%, низкий уровень – 4 ребенка(40%).

4. Содержание раздела «Опытно-экспериментальная деятельность»

Исходя из выявленных, на основе диагностики интересов детей, мною был разработан перспективный план по развитию познавательной активности детей через экспериментирование и структура перспективного плана по развитию познавательной активности детей через организацию самостоятельного экспериментирования. (Приложение № 2).

Я придерживалась следующих правил при выборе темы поисково-экспериментальной деятельности :

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную

пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).

Педагог должен разрабатывая любое занятие, точно сформулироватьвопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенокмог действовать осмысленно.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Для реализации поставленных задач были созданы условия в предметно-развивающей среде группы (центр экспериментирования, уголок природы, мини-лаборатория,центр игровой деятельности).

В своей деятельности я опиралась на ведущие принципы развития дошкольников :

психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);

природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);

• дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей);

активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);

творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой ипродуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности).

Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.

В детском исследовательском центре должны быть выделены:

• место для фиксирования наблюдений;

• место для приборов;

• место для хранения материалов (природного, "бросового");

• место для проведения опытов;

• место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Здесь дети могут самостоятельно или с помощью педагога воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория должна постоянно пополнятся все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

Формы, методы и приёмы должны соответствовать уровню развития ребё нка и развивать его:

• Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл исследования; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка.

• Схематическое моделирование; рассматривание схем к опытам, наблюдениям, таблиц, упрощенных рисунков.

• Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси, что он думает по этому поводу?».

• Метод «первой пробы»применения результатов собственной исследовательской деятельности.

• Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» .

Экспериментальные игры : действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.

• Наблюдение природных явлений.

• Изучение художественной литературы, энциклопедий, познавательные, эвристические беседы.

Алгоритм исследовательской деятельности соответствует алгоритму научного исследования:

• Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.

• Уточнение правил безопасности.

• Уточнение плана исследования.

• Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.

• Распределение детей на подгруппы (по желанию детей, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.

• Организация исследования.

• Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности. Очень важно не загасить эти особенности ребёнка одёргиванием, отказом, а развить. Необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. На основе анализа мы с детьми устанавливали закономерности и связи между ростом и развитием растения, ролью человека и погодными условиями, изменениями в природе.

Для поддержания интереса к исследованиям у детей мы использовали :

Реальные события: яркие природные явления и общественные события.

• События, специально «смоделированные» педагогом: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?») : магнит, коллекция минералов, и т. д.

• Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое педагог читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).

• Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

• Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

• Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования, опыты предлагались от имени игровых персонажей – серьезного Знайки и любопытной Капельки.

На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством педагога моделировали проблемные ситуации. Впоследствии дети учились самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы ее проверки, осуществлять практические действия, делать выводы.

Работа в лаборатории требует соблюдения правил техники безопасности. Их дети составили совместно с игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются:

бери только нужные для работы материалы;

работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, с огнем на подносе;

пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;

клади на место все материалы по окончании работы.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Фотоотчёт НОД с детьми младшего дошкольного возраста по изодеятельности с элементами экспериментирования «Дождик»Фотоотчёт НОД с детьми младшего дошкольного возраста по изодеятельности с элементами экспериментирования «Дождик» Добрый день, уважаемые коллеги. Ко дню российской науки 8 февраля предлагаю вам фотоотчёт НОД с детьми младшего дошкольного возраста.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 5 мая 2020 в 17:03
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Коротеева Татьяна (УИ 1244052) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД