Папки-передвижки

Использование игровых средств для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности у старших дошкольников

Татьяна Евгеньевна Евдокимова
Использование игровых средств для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности у старших дошкольников

План по самообразованию педагога

Тема: «Использование игровых средств для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности у старших дошкольников».

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

Публикация «Использование игровых средств для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности у старших дошкольников» размещена в разделах

-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

-закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;

-развивать основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;

-способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Актуальность

Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья.

Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома.

В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность. Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

Обучение детей правилам безопасного поведения должно проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травма опасных ситуаций.

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.

Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.

Я согласна с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего отечества, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста».

Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Формы работы с детьми :

совместная деятельность воспитателя с детьми:

индивидуальная работа с детьми

свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями :

анкетирование родителей

консультации

индивидуальные и групповые беседы

оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)

привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

проведение встреч-обсуждений использованием ИКТ) .

Ожидаемые результаты для детей:

Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

6 основных направлений :

1. Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

2. Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

3. Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

4. Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.

5. Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.

6. Ребёнок на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;

повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

План саморазвития воспитателя

Содержание работы Цель

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.

Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Изучение нормативных документов, периодических изданий. Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов.

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности.

Участие в профессиональных конкурсах. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.

Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Освоение инновационных форм работы с семьёй.

Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. Освоить формы работы с родителями.

Проведение анализа. Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.

Работа с детьми по теме самообразования

Разделы

сроки Тема.

Цель Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь

Ребенок и другие люди

1. «Ребенок и его старшие приятели»

Цель: научить детей говорить нет, если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. 1. Рассмотрение и обсуждение предложенных ситуаций: «Старший приятель зовт вас с собой залезть в чужой огород».

2. Придумывание аналогичных историй, рассказывание случаев из жизни.

3. Игра-тренинг: «Как сказать нет своему старшему приятелю» Беседа с родителями на

тему: «Как поступать родителям, если старший приятель вашего ребенка оказывает на него большое влияние».

2. «Если ты потерялся на улице»

Цель: учить детей определять круг лиц, к которым можно обратиться за помощью, знать свой домашний адрес. 1. Игровое упражнение «Если ты потерялся». Нарисовать дом, в котором ребенок живет, ориентиры, помогающие определить место жительства.

2. Тематическая беседа.

3. Дид. упражнение: раскрасить на рисунке только тех, к кому можно обратиться за помощью на улице. 4. Игра-тренинг «Как правильно обратиться к взрослому с просьбой» Консультация «Опасности подстерегающие ребенка на улице»

3. «Если тебе угрожает опасность».

Цель: закрепить у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях. 1. Моделирование и обсуждение типичных ситуаций угрожающих жизни и здоровью ребн-ка. 2. Обыгрывание ситуаций, используя кукольный театр.

3. Просмотр тематического мультфильма «Уроки безопасности ттушки Совы»

4. Дид. игра «Найди безопасный путь зайчика к дому» Оформление папки- передвижки : «Как обезопасить своего ребнка»

Октябрь

Ребенок и природа

1. «Безопасность при отдыхе на природе»

Цель: закрепить основные правила поведения при отдыхе на природе. 1. Дид. карточки «Найди правильное действие»

2. Игра-тренинг: «Если рядом пчлы»

3. Моделирование ситуации: «Дети купались в озере, неожиданно началась гроза».

4. Разгадывание тематических загадок.

5. Подвижная игра «Прятки -АУ!» 6. Рисование тематических плакатов: «Береги природу»! Папка-передвижка «Экскурсии в природу».

2. «Взаимосвязь и взаимодействие в природе. Охрана природы» Цель: развивать у детей понимание того, что планета Земля - наш общий дом, воспитывать природоохранное поведение. 1. Тематическая беседа. 2. Составление рассказа по картинам: луг, лес, река, поляна.

3. Чтение стихотворений и рассказов о природе.

4. Демонстрация художественных картин о природе.

5. Проведение опытов: «Свойства почвы», «Воздух», «Свойства воды».

6. Дид. упражнение: «Определи, что вредит природе», «Определи, что восстанавливает природу». Беседа с родителями: «Охраняйте природу»; организация совместного родительского субботника.

3. «Беседа о гололеде» Цель: дать детям представление о гололде как явлении природы.

1. Разгадывание тематических загадок о зимних явлениях природы.

2. Демонстрация опыта: «Таяние снега (льда) при нагревании, замерзание воды при низкой температуре».

3. Дид. игра «Явления природы» 4. Трудовые поручение на прогулке: посыпание дорожек песком. 5. Моделирование ситуации: «Ребе-нок вышел с мамой на прогулку, а на дороге гололед» Памятка «Осторожно! Скользкая дорога».

Ноябрь

Ребенок дома

1. «Предметы, требующие осторожного обращения» Цель: закрепить правила пользования некоторыми пожароопасными предметами, запомнить их, учить самостоятельно, делать выводы о последствиях неосторожного обращения с ними. 1. Тематическая беседа по иллюстрациям с объяснениями. 2. Экскурсия «Изучаем план эвакуации детского сада» 3. Подвижная игра «О пожаре» (воспитатель, передат шар детям по кругу со словами, дети должны назвать последнюю строчку стихотворения и передать шар следующему)

4. Дид. игра «Найди и раскрась пожароопасные предметы»

5. Игра-тренинг: «Как правильно позвонить с службу 01» Консультация: «Не бывает дыма без огня».

2. «Использование и хранение опасных

предметов»

Цель: закрепить правила пользования и хранения опасных предметов. 1. Дидактические упражнения. 2. Беседа.

3. Разгадывание загадок по теме. 4. Дид. игра «Найди места для хранения опасных предметов»

5. Просмотр тематического мультфильма «Уроки безопасности ттушки Совы» Провести беседу: «Как и где необходимо хранить опасные предметы».

3. «Как могут стать опасными домашние вещи» Цель: рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии. 1. Разучивание правил—стихотворений.

2. Обыгрывание тематических ситуаций с помощью кукольного театра.

3. Моделирование ситуаций: «Дети одни дома, почувствовали запах газа»; «Мы уходим из дома на прогулку».

4. Дид. игра: «Определи по рисунку, кто из детей нарушает правила безопасного поведения, а

кто нет».

5. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Оформление папки-передвижки : «Безопасность в доме».

Декабрь

Здоровье ребенка

1. «Как устроен Я» Цель: познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма. 1. Демонстрации иллюстраций, слайдов на тему: «Строение тела человека»

2. Игра-разминка: «Покажи части тела и лица» (ведущий, в быстром темпе называет разные части тела и лица, дети показывают их на себе. 3. Дидактическое упражнение: «Создай свой портрет» Рекомендации родителям: беседовать с детьми о строении и функционировании человеческого тела, называть органы медицинскими, общепринятыми терминами.

2. «Работа внутренних органов человека»

Цель: дать общее представление о работе сердца, органов пищеварения, органов дыхания. 1. Демонстрации слайдов, иллюстраций «Внутренние органы тела человека».

2. Составление схем некоторых систем органов.

3. Тематическая беседа. 4. Практические опыты: «Определение пульса»; «Движение грудной клетки при дыхании»; «Влияние физических нагрузок на сердечный ритм».

5. Дид. игра: «Составь схему работы для пищеварительной, дыхательной систем».

6. Чтение произведения В. Драгунского «Денискины рассказы»

7. Подвижные игры. Оформление уголка для родителей «Укрепляем свой организм»

3. «Как движутся части тела» Цель: ознакомить детей с назначение мышц, костей, суставов.

1. Тематическая беседа с использование иллюстраций.

2. Дид. карточки: «Определи и назови органы движения человека» 3. Тренинг-упражнение: «Плохая и хорошая осанка» (дети показывают нарушения осанки, нормальную осанку)

4. Дид. упражнение «Найди и назови суставы на рисунке»

5. Подвижные игры. 6. Коррегирующая гимнастика. Консультация: «Как сохранить осанку в норме»

Февраль

Эмоцио-нальное благопо-лучие ребенка

1. «Конфликты между детьми» Цель: научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты.

1. Тематическая беседа.

2. Игра-пантамима: «Угадай мои эмоции»

3. Моделирование ситуаций: -одна девочка катается на качелях, другая пытается е столкнуть; -один мальчик принс игрушки, а другой их забрал.

4. Разучивание пословиц и поговорок: «Всякая ссора красна миром; Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь; Друга ищи, а найдешь—береги; Других не суди—на себя погляди; Добрые слова дороже богатства. Консультация: «Жадный ребенок»

2. «Как можно все

объяснить взрослым» Цель: способствовать хорошим отношениям детей с взрослыми путм формирования умения объясниться. 1. Тематическая беседа.

2. Тренинговая игра: «Поручение-обращение» (ребенку необходимо обратиться с вопросом, просьбой к разным сотрудникам дошкольного учреждения).

3. Рисование. «Нарисуй, что тебе разрешают и запрещают» 4. Моделирование ситуации: -ребенок разбил мамину любимую вазу, что делать, как поступить. 5. Сюжетно-ролевая игра: «Семья». Рекомендации родителям: стараться выслушивать своего ребнка, учить его говорить правду, находить, совместное, решение из сложной ситуации.

3. «Твои поступки и чувства других» Цель: развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков. 1. Дид. игра: «Изобрази выражение лица» (предлагаются различные ситуации)

2. Дид. игра: «Покажи выражение лица как на картинке»

3. Игра-тренинг: ведущий изображает свои чувства в какой либо ситуации; остальные определяют, что он хотел показать. 4. Игра: «Я—разведчик» (определить по внешним признакам, кто человек по профессии) 5. Сюжетно-ролевая игра: «Семья». Оформление уголка : «Как наше слово отзовется»

Март

Ребенок на улице

1. «Мы—пассажиры» Цель: закрепить полученные знания по правилам поведения в общественном транспорте. 1. Дид. игра «Назови виды транспорта»

2. Беседа о правилах Дорожного движения.

3. Обсуждение иллюстраций с типичными ситуациями.

4. Просмотр тематических мультфильмов и их обсуждение. 5. Игра-тренинг: «Мы пассажиры автобуса»

6. Разгадывание ребусов. Консультация: «С ребенком едем в город»

2. «Опасные участки на пешеходной части улицы» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы. 1. Тематическая беседа. 2. Обыгрывание ситуаций: -вы идете зимой по тротуару и заметили большие сосульки свисающие с крыши дома…; вы идете по тротуару и увидели открытый люк. 3. Дид. игра: «Найди и обозначь опасные места на карте»

4. Сюжетно-ролевая игра «Дорога»

5. Дид. игра: «Кто самый внимательный» Составление плана-схемы безопасного пути в детский сад, с отметкой опасных участков на пути следования.

3. «Опасные ситуации на дорогах» Цель: познакомить с наиболее опасными ситуациями на дороге.

1. Рассмотрение рисунков, анализ ситуаций.

2. Дид. игра «Знаешь ли ты дорожные знаки»

3. Просмотр тематических мультфильмов «Уроки безопасности тетушки Совы» и обсуждение. 4. Игра-тренинг: перейди правильно, дорогу в нерегулируемом месте.

5. Чтение литературных произведений о ПДД. 6. Музыкально-игровой досуг «Помни правила дорожного движения» Памятка для родителей: «Основные правила дорожного движения»

Апрель 1 «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь?» Цель: помочь детям запомнить и твердо знать свой адрес. 1. Тематическая беседа.

3. Моделирование ситуации: -вы оказались далеко от дома, увидели полицейского и подошли, вам нужно объяснить, где живете, как выглядит дом, в каком подъезде, на каком этаже ваша квартира. 4. Конструирование: «Наша улица», «Мой двор». Рекомендации родителям: помочь детям правильно запомнить свой адрес, номер телефона.

«Лекарственные растения» Цель: познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями. 1. Беседа.

2. Экскурсия на луг: «Знакомство с лекарственными растениями» 3. Разгадывание загадок о растениях. 4. Чтение тематических стихотворений.

5. Подвижная игра «Что где растт»

6. Упражнение детей (не аллергиков) в практическом определении растений по запаху. Оформление уголка для родителей: «Растения наши друзья»

Май 1. «Отношение к больному человеку» Цель: стараться пробудить в детях чувство сострадания, стремления помочь больным и одиноким людям. 1. Тематическая беседа.

2. Вводный тренинг (предложить детям закрыть руками последовательно глаза, уши, нос и т. п. и попросить рассказать, что они при этом чувствуют)

3. Обсуждение картинок с изображением людей-инвалидов. (кто им помогает, почему; видели ли вы таких людей, что при этом чувствовали, чем и кому вы можете помочь» Рекомендации родителям: объяснить детям, как нужно вести себя при встрече с человеком-инвалидом.

2. «Основные правила поведения и действия при пожаре» Цель: ознакомление детей с действиями при пожаре. 1. Беседа «Чтобы не было пожара» 2. Дид. игра «Сигнал тревоги» 3. Игра-имитация «Пожарники» 4. Чтение стихотворений и рассказов по теме.

5. Подвижная игра «Преодоление задымленной зоны». 6. Разгадывание тематических загадок, кроссвордов. Оформление памятки : «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре»

Публикации по теме:

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Старший дошкольный возраст Основной целью, главной задачей любого цивилизованного общества, является обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. В практику дошкольных.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование игровых средств для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности у старших дошкольников
Опубликовано: 7 мая 2020 в 09:41
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД