Получи документы

Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Елена Дюдяева
Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время каждый родитель заботится о том, чтобы его ребёнок вырос физически здоровым, грамотным, интеллектуально развитым, с интересом посещал школьные занятия. Эта мечта может осуществиться при хорошей интеллектуальной подготовке ребёнка ещё задолго до школы.

Исследования нейрофизиологов Шеповальникова А. И., a также Международной Ассоциации раннего развития ребёнка с одной стороны, и детской психологии с другой показали, что ключ в развитии умственных способностей ребёнка это его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е. период развития мозговых клеток. Ни один ребёнок не рождается гением, и ни один глупым. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни.

Темочки:

Согласно современным исследованиям к трехлетнему возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Поэтому все усилия педагога должны быть направлены на раннее развитие детского интеллекта.

Статистические данные по IQ тестам (Q- коэффициент интеллекта) проводимые австрийскими учеными Б. Тайлакером и У. Визингером показали, что интеллектуальные параметры в начале жизни человека прежде всего резко возрастают в первые десять лет.

Как показывают результаты исследований, которые представлены в следующей таблице, интеллект на 60% развивается в дошкольном возрасте, и возрастает до 80% в младшем школьном возрасте. Следовательно интеллект дошкольника и младшего школьника требует интенсивных, целенаправленных умственных тренировок, начиная с раннего возраста, которые определяют его успешность в будущем.

Основной целью моей работы является развитие уникальных способностей ребенка, его самосознания и рефлексивности мышления в эмоциональной стабильности. условиях

Исходя из цели выделила следующие задачи:

создать пространственно-предметные условия

для эмоционального комфортного проживания детей в период Детства;

ознакомить с методами самопознания, основами психологии (введение информации о темпераменте, характере, эмоциях, способностях);

обучать навыкам культуры общения; способствовать овладению дошкольниками методами и навыками эмоциональной саморегуляции, снятие психофизического напряжения;

развивать произвольное поведение креативность мышления стимулировать к появлению самостоятельности к принятию решения;

Формировать чувство собственной значимости умение адекватно себя оценивать, побуждать к самосовершенствованию, обеспечивающих благополучную адаптацию к жизни в современном обществе. их

Сотрудничество с семьей, взаимодействие в социуме, синхронизация деятельности C педагогами дошкольного учреждения эффективную реализацию поставленных мною задач. обеспечивает

Я систематизировала и обобщила исследования таких педегогов, психологов как: Танкова О. В., Давидчук А. И., Князева Т. И., Бычкова С. С., Аржакаева Т. А. Методические рекомендации этих авторов послужили базой для моего перспективного планирования.

Использую я современную методическую и специальную литературу,

такую как:

Ронис М. Р. «Как воспитать в ребёнке гения?»

Осипова М. Р. «Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от

3-х лет»;

- Тайлакер И. В.» Тренировка коэффициента интеллекта : Ваш путь к успеху»;

- Давидчук А. И. «Индивидуально-ориентированное обучение детей»

- Савенков А. И. «Путь к одаренности»;

- Дружинин В. Е. «Психическое здоровье детей»;

- Аржакаева Т. А. «Психологическая азбука»;

- Зак А. З. «Интеллектика» (часть I, II)

Система работы по развитию эмоционального интеллекта и лидерства

строится по следующим разделам (направлениям) :

«Психолого-педагогическая дошкольного возраста» помощь И поддержка детям младшего

«Познай свой образ «Я».

«Я и мои эмоции».

«Мы такие разные». (Темперамент. Характер.)

«Путь к самосовершенствованию». (Способности. Проявление лидерства.)

Поскольку интеллект развивается и проявляется не только у старших, но

и у младших дошкольников, то моя задача как психолога, состоит в

нахождении способов развития на всех возрастных отрезках, начиная с раннего возраста.

Моя практика показала, что эффективно начинать работу с детьми раннего возраста.

Анализируя результаты уровня подготовки детей к поступлению в детский сад, процесс прохождения адаптации каждого малыша, на основе выводов педагогов, рекомендаций специалистов (медика, логопеда, общения с родителями, делаю выводы, кому из детей требуется особое внимание, помощь и поддержка (Индивидуальный подход).

Результаты тестирования проводится в сентябре-октябре 2023 года, показали, что 80 % родителей заинтересованы в раннем развитии своего ребёнка.

Поэтому, на данном этапе подбираю и рекомендую воспитателям для использования занимательно-игровые формы работы C интересными, сказочными сюжетами, привлекающие внимание детей. Это комплексы психогимнастики «Звездочеты», «Путешествия котят», «Дождевые червячки» и др., цель которых дать возможность ребёнку испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога, тренируя их в направлении и задержании внимания на своих ощущениях; имитационные игры, игровые упражнения «Мы волшебники», «Разноцветные карточки», «Волшебные крючочки» и др., способствующие развитию. Творческих способностей и навыков общения, снятию проблем, сопутствующих «кризису трех лет».

С ребятами младшей группы, использую игровое занятие с элементами психогимнастики «Звездочеты». Добиваюсь того чтобы дети получали эмоциональное наслаждение от приобретаемых ими знаний и умений. Именно первые знания, приобретаемые детьми становятся «стержневыми», сохраняя свою значимость в будущем.

Подробнее остановлюсь на развитии интеллекта и проявления лидерства у старших дошкольников. В старшей и подготовительной группах я провожу специальные занятия два раза в неделю, с особо одаренными детьми занимаюсь в кружке «Умники и умницы».

В работе над основными разделами придерживаюсь следующей структуры, которую в течение всего периода обучения трансформирую, и это зависит от поставленных задач, обстановки и психологического настроя детей.

Вводная часть : включает упражнения на сплоченность, организованность, доброжелательность. Например, «Встреча друзей», «Комплименты», «Солнце» и др. В основной части использую психологические сказки (чтение, инсценирование, рассказывание с продолжением, составление алгоритма событий сказки: «Волшебные зеркала», «О Деревьях-Характерах» и др., формирующие позитивное самоотношение к себе.

Заключительная часть это совместный анализ и самооценка произведенной деятельности, составление психологических формул «Я хочу делать только добрые дела», «Желаем чаще радоваться.» и т. д.

В разделе «Познай свой образ «Я», использую различные темы: «Королевство Внутреннего мира», «Что в имени тебе моем?», «Я и мои друзья».

Например, работая над темой «Королевство Внутреннего мира», способствую тому, чтобы дети могли познать свой внутренний мир (настроение, увлечения и т. д., через такие игры: «Атомы», «Поддерживающие руки».

Инсценировка сказки «Улыбки леса», где дети перевоплощаясь в образы животных, передают свое эмоционально-положительное настроение другому различными способами (рукопожатием, улыбкой, объятием, поцелуем и т. д.)

Большое внимание уделяю развитию эмоционально-волевой сферы, потому что распознавание ребёнком собственных эмоций, их значения и смысла, формирование навыков психической саморегуляции, дает возможность контролировать их проявление при решении проблемных задач.

Работаю по следующему алгоритму развития эмоций

(по Л. С. Выготскому, А. И. Леонтьеву (показ)

В 4 этапа:

- восприятие эмоций других;

соответствие своих действий с другими;

возникновение эмпатии;

«интеллектуализация аффекта».

На данном этапе использую также формы работы как: речевое и

неречевое общение.

По статистическим данным в ежедневном процессе коммуникаций детей слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 55 %. По тому как сидит или стоит ребёнок, по его жестам определяю эмоциональное переживание, так как жесты и мимика передают 40 % информации о нем.

При речевом общении уделяю внимание: тональности, интонации голоса, темпу речи, модуляции, высоты голоса, что является свойством речи; разделительным звукам: шепот, вздох, смех и т. д., что дает возможность перенимать все нюансы голоса любящего им взрослого.

В неречевом общении основное место отвожу расположению в пространстве, мимике, жестам, пантомимике.

(табл №3) Основную мимическую нагрузку человеческих эмоций (радости, гнева, страха и др., отражают части лица (лоб, брови, глаза, нос, рот, поэтому предложенные детям фотографические изображения эмоций «самого себя» в разных эмоциональных состояниях, помогают согласовывать свои действия с эмоциональным настроением.

В работе с детьми занимаюсь тренировкой нужных форм при проигрывании эмоционально-острых ситуаций, проработкой специальных техник изменения собственных состояний, обучение способам «высвобождения» негативных эмоций, без вреда для окружающих через рисование, физические и Дыхательные упражнения «Крепость», «Пыльные подушки», «Меня пугают, а я пою» и т. д.

Использование комплексов игр и упражнений, включающих все виды эмоций, способствуют дальнейшему развитию ребёнка навыков саморегуляции и обеспечивают стабильный эмоциональный настрой на дальнейшем этапе обучения - это работа по познанию ребёнком своего характера, проявление его темперамента. Для эффективности данной работы использую картинный материал (предметов окружающей действительности, игры-импровизации по решению проблемных ситуаций, игровые упражнения : «Назови противоположную черту характера», «Сказочный художник», «Мое Дерево

Характер» и др. Например, игровое упражнение, в котором ребята подготовительной к школе группы - через сопоставление себя с различными предметами окружающей действительности раскрывают черты своего характера.

Участвуя в игре «Мое Дерево Характер», дети получают особое эмоциональное наслаждение. Проведение игры в неординарной обстановке (на прогулке, в роще в разные времена года, использование музыки из серии «Звуки сердца», помогает детям научиться определять не только черты характера деревьев, но и собственные черты, своих сверстников, деликатно

проявлять к ним свое отношение, радоваться не только собственным успехам и открытиям, но и достижениям своих друзей, подключая к этому процессу разум.

Именно познание своего образа «Я», своего внутреннего мира, овладения навыками регулирования эмоционального настроения, помогает мне вести работу дальше по воспитанию лидера, стремящегося к физическому и нравственному совершенству: мы на пути к самосовершенствованию.

Чтобы обеспечить высокий уровень творческих и поисковых способностей каждого ребёнка, на данном этапе провожу разнообразные логические игры по развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, распределения, сравнения и др. ,

Для этого использую комплекс логических заданий из серии «Интеллектика»

А Зака, доктора психологических наук, сочетая с релаксационными, которые понижают уровень умственной и физической усталости и нормализируют душевное равновесие «Дыши и думай красиво», «Дотянись до звезд», «Мудрец из храма» и др.

На экране игра «Волшебный шар», волшебным на занятии может быть абсолютно всё. Главное сохранить необычность, яркость, редко встречающегося предмета, с точки зрения их «волшебных способностей». Дошкольный возраст это то время, когда дети верят в чудо и желают,

чтобы их мечты становились реальностью.

Рассматривая зеркала, мы с детьми учимся видеть все хорошее, учимся жизни, познаем реальный мир.

Организую конкурсы знатоков и умников, смекалистых и сообразительных, викторины, дискуссионные беседы, деловые игры, которые способствуют развитию у дошкольников умения приучать его к комбинированным поисковым действиям.

Работу по развитию эмоционального интеллекта И лидерства у дошкольников продолжаю на занятиях кружка «Умники и умницы», в котором занимаются дети, интеллектуальный потенциал и черты лидерства которых раскрываются через занимательные и необычные формы работы: «Пресс- конференция», работа в парах методика «Пчелиный рой», игра «Альпинисты». Например, игра «Альпинисты», в которой ребёнок, преодолевая каждую гору «интеллектуальный барьер», доходит до самой вершины своего понимания и как символ достижения, помещает на вершину «пик победы» свой флаг. Задание решает один самостоятельно, в случае затруднения помогают другие сверстники преодолевать препятствия и обрести уверенность в себе.

Провожу игру часто, меняя задания, преследуя цель: довести каждого до «пика победы». Выполнение каждого задания и восхождение на следующую «ступень горы», повышает у дошкольников самооценку своих действий и формирует в нем мотивацию на преодоление дальнейших трудностей и достижения собственной цели.

Игровое упражнение «Лучик внимания», проводимое B форме дискуссионной беседы, во время игры пытаюсь охватить различные сферы (литература, естествознание, геометрия, математика и др.). Цель игрового упражнения: добиться полного рассуждения на ту или иную тему с обоснованием, выводом. Использую элемент релаксации сосредоточения детского внимания. HO для

Дети приходят ко мне играть и интересно общаться. В основу каждой нашей встречи заложен механизм игры. Поэтому я стараюсь сочетать две роли : одну старшего друга, любящего, активного, энергетически сплоченного с детьми, ни на секунду не прекращающего общение, другую строгого аналитика, постоянно оценивающего происходящее со стороны и способного в любую секунду предложить ему помощь. Стимулируя уверенность ребёнка в собственных силах, его положительный эмоциональный настрой, сохраняю в течение всего занятия «ситуацию успеха», строю и варьирую элементы заданий так, чтобы максимально активизировать творческие проявления.

В нашу совместную деятельность с родителями включаю: индивидуальные занятия, консультации, родительские собрания с показом разных форм открытых занятий, ориентируя родителей на успех, желание помочь своему ребёнку раскрыть его творческий потенциал.

Анализируя свою работу в данном направлении хочется отметить динамику роста уровня развития интеллектуально-творческих способностей ребёнка.

Диагностическое обследование по всем видам интеллекта (по итогам двух годичного обучения старшей, и подготовительной группы) дало следующие результаты, что показано на графике:

• Уровень общего познавательного развития (психических процессов) в 2023-2024 уч. году составил 58%, творческие проявления - 70%.

Интеллектуальных способностей /математические, практические, эмоционально-волевые, музыкальные.

С переходом на новую ступень обучения в 1 классе, ребята показывают высокий уровень познавательного развития) из 18 детей 10 обладают высоким уровнем, 8 средним уровнем интеллектуального развития).

Результаты проведенного мною исследования свидетельствуют о том, что данный опыт работы имеет практический интерес, т. к. дети активно, ярко проявляют себя в различных ситуациях: умеют анализировать, рассуждать о путях и способах их решения, используя комбинированные поисковые действия.

Это дает им ощущение значимости своего «Я» как лидера. Ведь новое общество - это общество лидеров, гениальных и деловых людей.

«Широта ума, сила воображения и активность души вот что такое гений».

Этого я и хочу достичь созданной мною системой работы.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Улыбочка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения детей передавать эмоцию радости. Создать доброжелательную атмосферу в детском коллективе.

Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций»Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! - Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 16:41
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дюдяева (УИ 543678) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД