Лучший педагог года

Методика работы по развитию певческих способностей детей в дошкольном образовательном учреждении

Анна Моисеева
Методика работы по развитию певческих способностей детей в дошкольном образовательном учреждении

Методическая работа по развитию певческих навыков детей подбирается с учетом музыкальных, в частности, певческих способностей детей. [18]

Она предусматривает подбор песенного репертуара в соответствии с возрастными особенностями детей, задачами по развитию их певческих навыков, способами и приемами музыкального развития детей в сольном и ансамблевом пении. Основой методики работы с детьми данного возраста является музыкально – игровая деятельность.

Публикация «Методика работы по развитию певческих способностей детей в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения – основные требования к детскому репертуару. Песня должна служить важным средством музыкального воспитания и обучения в детском саду. При выборе песни необходимо учитывать, как она помогает решению воспитательных задач, расширению представлений, углублению чувств, что она вносит нового в развитие певческих навыков и какова степень трудности её исполнения, отвечает ли она интересам и потребностям детей.

Большое значение имеют особенности музыкального языка детской песни. Она должна быть написана в удобной тесситуре (тесситура - высотное положение звуков в музыкальном произведении по отношению к диапазону певческого голоса) с учётом голосовых возможностей дошкольников. Например, певческий диапазон детей старшего дошкольного возраста расположен в пределах ре первой октавы – до второй октавы. Сложность исполнения мелодии зависит также от диапазона, от построения интервальных ходов.

Помимо мелодии, качество исполнения песни зависит от размера музыкальных фраз, ритмического рисунка, темпа и динамики оттенков.

Обычно в песнях для детей преобладают небольшие музыкальные фразы: несложный ритм, чаще всего состоящий из восьмых и четвёртых долей; темп не быстрый, но и не медленный; сила звучания (динамика) также умеренная (меццо-форте, значительно реже громкая (форте).

В методике обучения пению важна также предварительная подготовка педагога. Он анализирует песню, определяет её художественные качества, обдумывает приёмы разучивания и последовательность учебных заданий. [14]

Педагог должен заинтересовать содержанием песни - как её литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть её.

Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам.

Разучиванию песни способствуют следующие приёмы - выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т. д., словесные указания - образный рассказ содержания произведения. Немаловажное влияние имеют мимика, ясная артикуляция и дирижёрский жест педагога.

Рассмотрим использование основных приёмов в ходе разучивания песен.

Первое знакомство с песней должно строиться на ярком, образном, выразительном исполнении, чтобы взволновать детей и увлечь их. Интересно отметить, что трудные мелодические интонации усваиваются быстрее, если они выразительны и понравились детям. Первоначальное исполнение всегда требует сосредоточенного внимания слушателей. Рассмотрим несколько удачных педагогических приёмов. Например, педагог, стоя перед детьми, говорит: «Посмотрю я на вас и сразу узнаю, все ли внимательно меня слушают». Часто используется приём косвенного замечания. «Все сядем прямо, будем слушать новую песню, и Оля тоже послушает»,- говорит педагог, глядя на разговаривающую с подружкой девочку, и тем самым привлекает её внимание.

Нередко педагогу помогает обращённое к песне слово - краткое, яркое, образное. Это может быть небольшая цитата из текста или отрывок из какого-либо стихотворения, подчёркивающие основное содержание песни.

Целесообразность применения тех или иных приёмов диктуется особенностями каждой песни. В этом процессе певческим навыкам (правильному звукообразованию, равномерному расходованию дыхания, чёткой дикции, чистоте интонации, слитности пения) соответствуют свои приёмы. [19]

Для овладения навыком лёгкого, подвижного пения может использоваться показ, игровой приём («споё м на дудочке: ду-ду-ду», «покажем, как звенит колокольчик: «динь-динь-динь» и т. д.). Таким образом, у детей (особенно старших) развивается умение произвольно менять характер звучания.

В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий диапазон детей. Однако делать это следует очень осторожно.

Сначала проверяется объём голоса каждого ребёнка. Выясняется, кому из детей трудно петь, а затем продумываются разнообразные приёмы, например правильное рассаживание детей (имеющих ограниченный диапазон и неправильно поющих сажают в первом ряду). Педагог имеет возможность наблюдать за ними и своевременно прийти на помощь. Кроме того, сидящие впереди слышат, как поют другие дети.

Развитию диапазона во многом способствуют небольшие упражнения - попевки, которые каждый раз следует петь в более высокой тональности, т. е. транспортируя их. [23]

Обучая детей дикции, педагог, прежде всего, привлекает внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными.

Различными приёмами добивается педагог слаженности детского пения- ансамбля. Следует, однако, предостеречь от использования прямых указаний: «пойте громче, тише… быстрее и т. д.». Важно раскрывать смысловое значение этих оттенков, нюансов, подчёркивающих содержание песни.

Строй (правильность и чистота мелодической интонации) - одно из самых важных коллективных певческих умений. Все приёмы должны подчёркивать взаимосвязь нефальшивого пения и активной деятельности слуха, развивать у детей слуховое внимание, слуховой самоконтроль.

Голос и слух ребёнка формируются не только во время разучивания песен, но и путём специальных приёмов-упражнений, развивающих звуковысотный слух, певческий голос, координацию голоса и слуха. [23]

К первому типу упражнений можно отнести следующие задания:

-определить, когда закончилось звучание последнего звука мелодии (держать его на педали);

-услышать различные окончания двух почти одинаковых музыкальных фраз;

-различать высокие и низкие звуки;

-различать направление движения мелодии вверх-вниз;

-отмечать правильно и неправильно поющих.

Ко второму типу упражнений относятся различные распевания с определё нными заданиями:

-петь малую терцию вниз («ку-ку») в разных тональностях (после показа педагога);

-петь звукоряд из пяти нот в нисходящем движении, транспортируя его;

-петь народные попевки и отрывки из них.

К третьему типу упражнений относятся такие задания:

-уметь «настраиваться»по заданному звуку;

-произвольно по заданию педагога и с его помощью повышать или понижать звучание мелодии в нужной тональности;

-«подравнивать» высоту и характер звучания к голосам других детей, исполняющих мелодию по указанию воспитателя;

-точно начинать песню после музыкального вступления и каждую музыкальную фразу отдельно.

Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми. Игровые приёмы многообразны. Широко используются игрушки, особенно при разучивании песен, где этому помогает литературный текст. Детям весело и интересно исполнить песенку о сидящем перед ними зайчике, мишке, петушке. Они с удовольствием машут флажками или звенят погремушками, отмечая тем самым музыкальное вступление или заключение песни.

Во всех возрастных группах необходим индивидуальный подход к детям. Следует проверять певческие возможности каждого ребёнка несколько раз в году. С этой целью на занятиях используют различные приё мы: каждому ребёнку предлагают спеть куплет песни; один поёт запев, другой - припев, все поют поочерёдно по одной музыкальной фразе.

Методы и приёмы обучения пению на занятиях должны способствовать развитию у ребё нка самостоятельных действий: исправить неточную интонацию в пении, своевременно начать петь после музыкального вступления, уметь исполнять песню без сопровождения.

Общее развитие ребёнка на шестом году жизни, укрепление его физических сил оказывают влияние на совершенствование голосового аппарата.

Методические приёмы всегда направлены на развитие певческого голоса, мелодического слуха, обучение навыкам. Перед началом пения детям предлагаются упражнения для распевания, построенные на отдельных звуках: «ку-ку» (малая терция, «лё-лё» (прима, или русские народные попевки «Бай, качи-качи», «Чики-чики-чикалочки» и др. Систематическое их повторение формирует навык чистого интонирования.

Для развития первых музыкально-слуховых представлений о высотных и ритмических соотношениях используется метод сравнения : исполняются одинаковые музыкальные фразы, имеющие разные окончания, и детям предлагается определить более высокие и низкие звуки.

Репертуар подбирается в определённой последовательности. Однако последовательность эта весьма относительна. В той или иной песне могут встретиться отдельные «трудные» места, например необычный интервальный ход, пунктирный ритм и т. д. Необходимы дополнительные упражнения по усвоению этих сложных для детей заданий.

Перед тем как разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель должен внимательно проанализировать её примерно по следующей схеме:

1. Воспитательная ценность: основная идея и характер музыкального воплощения.

2. Литературный текст: общая оценка художественных качеств, особенности текста- наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.

3. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.

4. Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.

5. Структура (форма) песни: одночастная, двучастная (запев, припев, куплетная.

Выбирая песни, педагог предусматривает возможность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Сюда можно отнести различные народные хороводные, игровые песни, «музыкальные» считалочки. Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определённой тематики.

Система методических приёмов, помогающих ребёнку в обучении пению по нотам, изложена в «Музыкальном букваре»[3], где показана последовательность заданий и упражнений, расположенных по степени трудности песенного репертуара. Яркие иллюстрации помогают усвоению заданий.

Упражнения, приведённые в первой части букваря, усваиваются ребёнком на слух.

Первая задача - у детей формируется навык отличать и петь разные по высоте звуки (2-3 звука).

Постепенно вырабатывается навык определения различных звуков по высоте, благодаря песням - упражнениям, построенным на широких интервалах и на более узких интервалов.

Выразительность интервалов передаётся образно : равномерное движение малой терции подчёркивает характер колыбельной; повторяющиеся интервалы большой секунды имитируют напевы детской гармоники; энергичные «скачки» на септиму вверх и вниз изображают движение качелей.

Если при этом дети будут поднимать руку на слово «вверх» и опускать на слово «вниз», то пение становится более осознанным и чистым.

Когда ребята научатся хорошо различать высоту двух звуков, следует обратить внимание на то, что иногда высота звука не изменяется, а повторяется.

Вторая задача - научить детей различать и петь звуки, расположенные рядом в восходящем и нисходящем движении. Так ребята знакомятся со звукорядом и могут петь его с называнием нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до). Постепенно дети усвоят, что звуки могут «идти» вверх, вниз и каждый имеет своё название, у ребят разовьётся способность определять направление мелодии.

Третья задача - различать длительность звуков. То, что звуки различны по своей протяжности, дети усваивают по аналогии с различными явлениями (например, долго или коротко звенит звонок). Вначале осваиваются упражнения на сопоставление двух различных по длительности звуков в попевках. Исполняются песни в такой последовательности: сначала проигрываются на фортепиано (без слов, дети слушают и поют нужный слог. Затем, исполняя звук «лё», они делают широкое, плавное движение правой рукой вправо, а при звуке «ли»- более короткое. После этого можно спеть попевку со словами, одновременно отхлопывая ритм.

Игровой метод является ведущим среди методов, с помощью его в доступной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, можно активизировать их музыкальное развитие, приобщать детей старшего дошкольного возраста к восприятию и воспроизведению музыки.

Игра - это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку. Музыкально-дидактические пособия и игры сочетают в себе многие условия, которые особо благоприятствуют развитию детей. Их содержание структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха.

В методах и приёмах обучения пению показ выразительного исполнения и указания занимает важное место. Следует отметить также определё нную роль зрительной и моторной наглядности: выражение лица педагога, весёлая улыбка или серьёзное выражение во время исполнения песен соответствующего характера, а также дирижёрские жесты (показ рукой подвижного или плавного звучания, начало и окончание пения, направление движения мелодии и т. д.).

Таким образом, методика обучения пению детей старшего дошкольного возраста предполагает целенаправленное решение задачи по развитию их творческой инициативы в самостоятельных поисках певческой интонации.

Развитие музыкально-сенсорных способностей в процессе музыкально-дидактической деятельности у всех детей без исключенияне проходит бесследно для их последующего музыкального, интеллектуального развития и для понимания музыкального искусства как целостного духовного мира. Музыкально-дидактические игры и пособия в процессе работы по развитию певческих способностей помогают ознакомить детей старшего дошкольного возраста с музыкальными жанрами, формой музыкального произведения, основными свойствами музыкального звука и со средствами музыкальной выразительности.

Публикации по теме:

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика работы по развитию певческих способностей детей в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 18 июня 2020 в 19:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД