МААМ-картинки

Теоретический и практический аспекты логопедической работы по формированию понимания и употребления предлогов с детьми ОВЗ

Садкина Элина
Теоретический и практический аспекты логопедической работы по формированию понимания и употребления предлогов с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Теоретический и практический аспекты логопедической работы, направленной на формирование правильного понимания и употребления предлогов детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

САДКИНА Э. А.,

учитель – логопед МБДОУ д/с № 12, г. Рязань

Публикация «Теоретический и практический аспекты логопедической работы по формированию понимания и употребления предлогов с детьми ОВЗ» размещена в разделах

Предлог в грамматике – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

Предлоги – это слова, которые не имеют номинативного значения, но без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью.

Дети с общим недоразвитием речи, владеющие крайне ограниченным словарём, не понимающие значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлечёнными значениями, которыми являются предлоги. Для ребёнка, ещё не имеющего в своём словаре обозначения многих окружающих его предметов и явлений, эти служебные слова лишены предметного содержания и не выступают в качестве самостоятельных слов.

Именно в дошкольном возрасте расширяется познавательная деятельность детей, развиваются произносительные возможности, накапливается словарь. Следовательно, на этом этапе работа, направленная на формирование правильного понимания и употребления предлогов в речи, является своевременной и актуальной. О. В. Правдина считает это особенно важным потому, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.

Для преодоления этих трудностей и устранения ошибок при употреблении детьми предлогов необходимо вести целенаправленную и систематическую работу. Данную работу необходимо вести в следующих направлениях :

Формирование представлений о смысловой значимости предлогов.

В грамматике русского языка существуют разные классификации предлогов по смысловым значениям. Например, часто предлагается такая классификация.

ПРЕДЛОГИ

Временные

Причинные

Пространственные

Целевые

Приехать под вечер

Не приехать из-за болезни

Приехать в город

Приехать для переговоров

Для детей с общим недоразвитием речи важно объяснить значение каждого предлога отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Очень важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение предлога (так называемого «маленького слова», так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в своей речи.

Формирование навыка правильного употребления предлогов в речи.

На этом этапе осуществляется практическая тренировка употребления предлогов в активной речи с использованием различных игр и упражнений. Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. Для правильной организации логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, на мой взгляд, наиболее оптимально использовать следующее разделение предлогов на группы с объяснением их значений.

Предлоги местоположения :

В – предмет находится внутри другого

На - предмет находится сверху и касается другого предмета

Под – предмет находится внизу

Над – предмет находится сверху и не касается его

У (около) - предмет находится рядом с другим предметом

За – предмет прячется позади другого

Между – предмет находится в середине, справа и слева другие предметы

Предлоги движения :

ПО – один предмет движется по поверхности другого

От – предмет удаляется от другого предмета

К – приближается к предмету

Из – предмет сначала был внутри и его оттуда достали

С – предмет находился на поверхности другого и его оттуда достали

Через – кто – то или перешагивает, или перепрыгивает, или перелетает через какой-то предмет

Сквозь – один предмет проходит полностью другой

Сложные предлоги :

Из-за – предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда

Из – под – предмет был внизу и его оттуда достали, или он сам оттуда движется

Формирование представления о предлоге как отдельном слове.

Поэтому на данном этапе для наглядности, как правило, используются схемы предложений, в которых каждое слово, в том числе и предлог, имеет своё отдельное обозначение. Чтобы ребёнок понимал, что предлог – это хотя и маленькое, но отдельное слово.

В дальнейшем, в школе детям придётся встретиться с правилом о раздельном написании предлогов со словами. Это правило заключается в следующем: между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить одно или несколько слов. Трудность для ребёнка разделения речевого потока на какие-то отдельные части вполне понятна. Ведь в устной речи ему важно просто выразить свою мысль, не задумываясь над тем, из каких «речевых отрезков» она состоит.

В рамках коррекционной работы по решению данных проблем мною было изготовлено дидактическое пособие «Говорящие предлоги». Оно представляет собой панно, сшитое из ткани на твёрдой основе, на котором нашиты крепления из ленты-липучки. К ним крепятся, также сшитые из ткани, фигурки различных предметов, животных, насекомых и т. д. Используя это пособие, можно играть в разные игры, располагая фигуры в соответствующей конфигурации. Данное пособие можно использовать как в индивидуальной работе, так и для занятий в малой подгруппе.

«Посмотри и назови»

Цель:

-Уточнить и закрепить знания о пространственных отношениях объектов, обозначаемых с помощью различных предлогов : над, под, между.

Ход игры:

Логопед спрашивает ребенка :

- Где сидит заяц?

Ответ ребенка:

- Заяц сидит под солнышком (под облаком, под тучкой).

Усложнение: - Где сидит серый заяц?

Ответ ребенка:

- Серый заяц сидит под желтым солнышком (под белым облаком, под синей тучкой).

Тоже самое повторяется с другими животными (черная кошка, зеленая лягушка и др.)

«Что изменилось?»

Цели:

-Учить использовать в речи предлоги.

-Развивать внимание, память, пространственную ориентацию.

-Учить правильно определять изменение в расположении предметов.

Ход игры:

Логопед говорит ребенку :

- Внимательно посмотри и запомни, кто, где находится.

Ответ ребенка:

-Белка находится между зайцем и ежиком.

Меняется расположение животных. Ребенка просят сказать, что изменилось.

Ответ ребенка:

-Ежик находится между белкой и зайцем.

«Исправь ошибку»

Цели:

-Учить детей пониманию смысла предложения.

-Учить правильному употреблению предлогов : над, под.

Ход игры:

Логопед говорит ребенку :

- Я скажу предложение, но в нем есть ошибка. Ее нужно исправить.

- Черная кошка сидит над белым облаком.

Ответ ребенка:

-Черная кошка сидит под белым облаком.

«Отгадай загадки»

Цели:

- Закрепить умение правильно использовать в речи конструкцию родительного падежа имен существительных с предлогом «у» .

- Учить правильному согласованию имен существительных и имен прилагательных в родительном падеже.

Ход игры:

Логопед спрашивает ребенка :

- У кого мягкие лапки?

Ответ ребенка:

-Мягкие лапки у кошки.

Логопед спрашивает :

- У кого длинные уши?

Ответ ребенка:

-Длинные уши у зайца.

Логопед спрашивает :

- У кого пышный рыжий хвост?

Ответ ребенка:

-Пышный рыжий хвост у белки.

Логопед спрашивает :

- У кого острые иголки?

Ответ ребенка:

-Острые иголки у ежа.

«Составь предложение»

Цель:

- Закрепить умение составлять предложения из заданных слов в начальной форме, используя различные предлоги.

Ход игры:

Логопед говорит ребенку :

- Давайте сложим предложение из слов, которые я вам назову. Использовать можно только мои слова.

Греться, солнце, под, лягушка.

Ответ ребенка:

-Лягушка греется под солнцем.

Усложнение:

Зеленый, солнце, греться, под, лягушка, желтый.

Ответ ребенка:

-Зеленая лягушка греется под желтым солнцем.

Опыт показывает, что целенаправленная и планомерная коррекционная работа по формированию правильного понимания и употребления предлогов, проводимая в дошкольном возрасте, даёт положительную динамику речевого развития детей, вырабатывает языковое чутьё, помогает свободному выражению мыслей и чувств в процессе общения.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Детство – Пресс, 2007.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

Ковайкина Е. В. Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи. Логопед. – 2017. №3. – С. 54 – 59.

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М., «Просвещение». 1973.

Рудакова Н. П. Особенности усвоения предложно – падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Логопед. 2015. №3 – С. 5.

Рудакова Н. П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи. Логопед. 2014. №5. – С. 12 – 13.

Соколова Н. В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно – падежных форм. Дефектология. №1. 1999.

Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Обследования лексического запаса и грамматического строя языка. Под ред. Власенко И. Т. Методы обследования речи у детей. – М., 1992.

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь : формирование лексико-грамматических представлений. – СПб., 1999.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М., 1989.

Публикации по теме:

Дидактические игры для усвоения предлогов детьми с ОВЗДидактические игры для усвоения предлогов детьми с ОВЗ Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Важно помочь ребёнку.

Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет»Формирование навыка правильного употребления предлогов у детей с ТНР при работе с дидактическим пособием «Умный планшет» Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя.

Использование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗИспользование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ В современных условиях коррекционного воздействия возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств обучения детей с нарушениями.

Образовательный комплекс «Как стать Неболейкой» как форма образовательной работы с детьми по формированию ЗОЖОбразовательный комплекс «Как стать Неболейкой» как форма образовательной работы с детьми по формированию ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Крепкое здоровье является предпосылкой к эффективному труду, творческой активности, к полному.

Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Опыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игрОпыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игр Аннотация В данной статье хочется опубликовать опыт работы с детьми с нарушениями зрения 2 младшая группа. При проведении тифлопедагогического.

Перспективно-календарное планирование работы по формированию основ безопасности с детьми средней группы Сентябрь 1. НОД «Правила для дошколят». Задачи: закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду. 2. Рассматривание с детьми.

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Старший дошкольный возраст Основной целью, главной задачей любого цивилизованного общества, является обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. В практику дошкольных.

Перспективный план работы с детьми по формированию ЗОЖ в средней группе за 2018–2019 учебный год Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретический и практический аспекты логопедической работы по формированию понимания и употребления предлогов с детьми ОВЗ
Опубликовано: 15 февраля 2023 в 11:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретический и практический аспекты логопедической работы по формированию понимания и употребления предлогов с детьми ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Садкина Элина (УИ 3185436) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД