Приложение МААМ

Тетрадь взаимосвязи педагога — дефектолога с воспитателями

Надежда Викторовна Боярова
Тетрадь взаимосвязи педагога — дефектолога с воспитателями
▼ Скачать + Заказать документы

старший дошкольный возраст с ЗПР

Тема недели: «Зима. Зимние забавы»

Программное содержание:

• Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).

• Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их.

• Учить сравнивать осень и зиму (дальнейшее сокращение дня, зимние морозы, снегопады, замерзание водоёмов солнце светит, но не греет, стало холодно, много снега, люди стали одеваться ещё теплее).

Публикация «Тетрадь взаимосвязи педагога — дефектолога с воспитателями» размещена в разделах

• Обобщить знания детей о зимних забавах детей. Выяснить чем можно заниматься зимой на улице в детском саду (кататься с горки, строить снеговиков и крепости из снега, украшать постройки цветными льдинками и т. д.). Как можно развлекаться зимой с родителями (кататься на лыжах и ватрушках, сходить на каток, рисовать на снегу цветной водой).

Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д.

• Побуждать участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок лепили (Имитируют лепку снежка)

Круглый, крепкий, очень гладкий, (Рисуют в воздухе круг)

Но совсем – совсем не сладкий. (Грозят указательным пальцем)

Раз – подбросим (поднимают руки, Два – поймаем (опускают руки,

Три – уроним (Наклоняются, дотрагиваясь руками до пола,

И сломаем (Подпрыгиваем).

Физкультминутка «Мы погреемся немножко»

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладоши,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, (хлопают в ладоши)

Мы погреемся немножко,

Мы попрыгаем на ножках

Прыг-скок, прыг-скок, (прыгают на двух ногах)

Мы погреемся немножко,

И потопаем мы ножками,

Топ-топ, топ –топ. (топаем ногами по очереди)

Можно почитать:

В. Орлов. «Почему медведь зимой спит»

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»

Мы играем

Лото «Времена года»

«Отгадай загадку»

«Когда это бывает?»

«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

«Что перепутал художник»

Учим загадки:

Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза – угольки, руки – сучки.

Холодный, большой

Кто я такой? (Снеговик)

Все лето стояли,

Зимы ожидали,

Дождались пары,

Помчались с горки. (Санки)

Льется речка – мы лежим,

Лед на речке – мы бежим. (Коньки)

Два березовых коня

По горам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их … (Лыжи)

Покрутилась звёздочка в воздухе немножко.

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Какой это мастер на стёкла нанёс,

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

Тема недели: «Новый год»

Программное содержание:

• Как отмечают Новый год в семье, в городе Сыктывкаре (новогодняя ёлка, украшение улиц).

• Учить детей составлять рассказ о празднике по опорным картинкам.

Физкультминутка

Вот пришел к нам Дед Мороз (Ладошками хлопаем по коленям изображая шаги)

Щиплет щеки, щиплет нос (Щиплем щеки и нос)

Ручками помашем (Машем руками)

Ножками попляшем (Топаем ногами)

Раз-два-три, раз–два-три

Будем мы лепить снежки

Раз-два-три-четыре-пять,

Будем пальчики сжимать,

Уходи мороз седой (Машем рукой)

Да с лохматой бородой!

Учим загадки:

Кто, угадай-ка,

Белая хозяйка:

Тряхнёт перинки,

С неба снежинки? (Зима)

Он приходит в зимний вечер

Зажигать на ёлке свечи.

Бородой седой оброс,

Кто же это? (Дед Мороз)

К детям в гости Дед Мороз

Внучку на санях привез.

Снежная фигурка —

К нам придет. (Снегурка)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими.

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная. (Ёлка)

И в коробки, и в пакеты

Упакованы конфеты.

Фантики так ярки!

Будут всем. (Подарки)

Целый год лежал на полке,

А теперь висит на елке.

Это не фонарик,

А стеклянный. (Шарик)

Быстро огоньки мигают,

Сверху вниз перебегают.

Эта дружная команда

Называется. (Гирлянда)

Тема недели: «Бытовая техника»

Программное содержание:

- Познакомить с названием и назначением бытовых приборов

- Правила безопасности при пользования бытовыми приборами

Физкультминутка «Ток бежит по проводам»

Ток бежит по проводам, (Бегут по кругу, взявшись за руки)

Свет несёт в квартиру нам.

Чтоб работали приборы, («Моторчик»)

Холодильник, мониторы. (Хлопки в ладоши на каждый бытовой

Кофемолки, пылесос, прибор)

Ток энергию принёс. (Взяться за руки)

Мы играем:

«Обведи по точкам»

«Дорисуй прибор»

«Четвертый лишний»

«Раскрась прибор»

«Чего не стало?»

Можно почитать: «Исправь ошибку»

Мне приснился чудный сон,

Готовит тесто телефон.

Стирает платье пылесос,

А утюг поет всерьез!

Пылесосит холодильник,

Несмотря на морозильник.

Ну, а печь морозит сало.

Как бы худо всем не стало!

Крутит фарш магнитофон.

Вот так странный марафон!

Помогите разобраться,

Надо в доме мне прибраться!

Учим загадки:

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

Включишь, сразу закипит,

Сам отключится, молчит. (Электрочайник).

Я не хвастая скажу:

«Всех друзей омоложу!

Идут ко мне унылые —

С морщинками, со складками.

Уходят очень милые —

Веселые и гладкие!

Значит, я надежный друг, Электрический.» (Утюг).

Люблю я жать и выжимать

И сок на завтрак всем давать.

(Соковыжималка).

Полюбуйся, посмотри —

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина. (Холодильник).

Вот так дом — одно окно.

Каждый день в окне кино! (Телевизор).

Пыль увижу — заворчу,

Заворчу и проглочу. (Пылесос).

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг

Электрический. (утюг)

Только кнопку нажимаем

Быстро воду нагревает

Кипятку он есть начальник.

Что это?. (электрочайник)

В доме есть такой прибор,

Пыль убрать всегда готов.

Длинный шланг ему как нос.

Скажи что это?. (пылесос)

Можно в ней зажарить птицу,

Разогреть суп или пиццу.

С виду малая духовка.

Что это?. (микроволновка)

Тема недели: «Мебель»

Программное содержание:

• Закрепить с детьми названия предметов мебели и ее отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца, внешние признаки (цвет, форму, материал, из которого она изготовлена;

Рассмотреть на иллюстрациях и в группе различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный; письменный; кухонный, обеденный, журнальный, шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды, большие и маленькие стулья, табуретки; рассмотреть мебель в кукольном уголке; попросить ребенка ответить на вопросы: для чего нужна мебель (стул, стол, диван, кровать, шкаф); для чего нужен письменный стол, обеденный; какая мебель нужна для кухни, спальни; сколько ножек у стола; из чего сделан стол; какой формы крышка у стола; чем отличается стул от табуретки, кресла;

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

1. Мебель я начну считать: (показывают ладошки обеих рук)

Кресло, стол, диван, кровать, (пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки)

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвали, (разжимают кулачки и показывают ладошки)

Десять пальчиков зажали! (сжимают кулачки и поднимают их вверх)

2. Упражнение для пальчиков.

«Стульчик» ты из рук сложи и детишкам покажи.

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.

Физкультминутка

Выполнить действия с предметами по указанию взрослого :

- Положить мяч: на стул, под стул, за стул, около стула, Между стульями, перед стулом; поднять мяч над стулом.

Мы играем:

«Чего не хватает?»

«Из чего сделано»

«Сложи картинку»

«Назови где спряталась мышка»

«Конструирование мебели из кубиков, конструктора, счётных палочек»

«Подбери признак» : стул (какой) —. , кресло (какое) —. , кровать (какая) —.

Учим загадки:

Если ты устал играть,

То ложишься на.

На рассвете и закате

Сладко спится на. (Кровати)

С ногами, а без рук,

С сиденьем, а без живота,

Со спинкой, а без головы. (Стул)

Под крышей четыре ножки, на крыше суп да ложки. (Стол)

Я удобный, очень мягкий,

Вам не трудно угадать, —

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать. (Диван)

Здесь и вешалки, и полки,

Словно в доме этажи.

Брюки, кофточки, футболки –

По порядку все лежит. (Шкаф)

Можно почитать: С. Я. Маршак «Откуда стол пришел», «Кошкин дом», К. И. Чуковский «Мойдодыр»

Тема недели: «Посуда»

Программное содержание:

• Вместе с детьми рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;

• Закрепить с детьми названия предметов посуды и их частей

• Познакомить с материалом, из которых она сделана со способами ухода за ней назначением.

• Разобрать классификацию посуды.

Чайная псуда - посуда для чаепития (чашки, блюдца, сахарница, конфетница, заварочный чайник, чайная ложка, столовая – посуда для приема пищи и сервировки стола, кухонная – посуда для приготовления пищи (кастрюли, сковородки, разделочные доски и т. д.).

• Спросить у детей где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте)

• Объяснить детям значение сложных слов «картофелечистка», «овощерезка», «кофеварка», «соковыжималка», «мясорубка», «кофемолка».

• Учить составлять рассказ-описание отдельных предметов посуды

- Как называется?

- Какого цвета?

- Какой формы?

- Какого размера?

- Из какого материала сделана?

- Из каких частей состоит? (стенки, дно, крышка, ручки, носик)

- Для чего нужна посуда?

Какие действия можно производить с посудой?

(мыть, вытирать, готовить, наливать, переставлять)

Игра с мячом «Какая бывает посуда» (образование прилагательных)

Из фарфора – фарфоровый.

Из дерева – деревянный.

Из стекла – стеклянный.

Из глины – глиняный.

Из металла – металлический.

Из пластмассы – пластмассовый.

Дидактическая игра «Сосчитай посуду» (согласование существительных с числительными) : один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Чашка, блюдце, кастрюля, чайник. Поварешка, тарелка, супница, сахарница.

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга.)

Учим загадки:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу!

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник.)

Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её… (Кастрюля)

Сама не ем,

А людей кормлю. (Ложка.)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

Скажите, как назвать ее:

Все в дырках зубы у нее,

Но свеклу, редьку, хрен, морковку

Она перетирает ловко. (Тёрка)

Тема недели: «Одежда»

Программное содержание:

• Учить правильно называть предметы одежды. Формировать представление о видах одежды в соответствии со временем года (зимняя, летняя).

• Уметь отнести 4-5 конкретных предметов к обобщающему понятию одежда.

• Напомнить детям о том, какое сейчас время года; обратить внимание на погоду (на улице холодно, идет снег, дует холодный ветер, может быть метель);

• Рассказать о зимней одежде её назначении;

• Обратить внимание на материал, из которого она изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении с летней;

• Во время прогулки вместе с ребенком понаблюдать за тем, как одеты люди зимой, и рассказать ему о том, что одежду можно не только покупать, но и шить в ателье, что позволит познакомить его с профессиями портнихи, швеи.

Пальчиковая гимнастика «Большая стирка»

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку

Физкультминутка

«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

Имитация движений: стирка белья, развешивание белья на веревку, глажка, одевание и раздевание.

Мы играем

«Оденем Олю на прогулку»

«Посчитаем» (1 носок, 2 носка, 3 носка)

«Чего не стало?»(с реальными предметами)

«Найди пару» (варежки, носки)

«Четвёртый лишний»

«Один - много» (носок - носки)

«Назови ласково» (шапка-шапочка)

«Подбери слова»

Что вяжут? — Шапку, варежки,.

Что шьют? — Пальто, платье,.

Что надевают? — Пальто, свитер,.

Что обувают? — Сапоги, валенки,.

Что штопают? — Чулки, носки,.

Что завязывают? — Шнурки, платок,.

«Узнай по описанию» (Взрослый описывает один из предметов одежды, а ребенок называет, что это и кому принадлежит.)

«Узнай материал на ощупь». (Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами на ощупь определить материал, из которого сделан предмет.)

Можно почитать: Н. Носов «Заплатка», Русс. нар. сказка «Рукавичка»,.В. Орлов «Федя одевается»,

М. Смирнова «Таня неумелочка», А. Барто «Девочка чумазая»

Учим загадки об одежде:

Одеваемся - наряжаемся

Вы внимательны, как прежде,

И загадки про одежду

Сразу отгадаете, потому что знаете:

В чем гулять, а в чем играть,

В чем укладываться спать,

Что зимой надеть, что летом -

В этом нет для вас секрета,

Только время не теряйте -

Поскорее отгадайте!

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (ШАРФ)

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (ВАРЕЖКИ)

От холода и снега

Согреет, где б ты ни был!

Пусть в ней похож ты на мишутку,

Зимой наденешь что ты? (ШУБКУ)

Знаю я, друзья, на "пять",

В чем мне спать, а в чем гулять:

Днем на солнце я в панаме,

Ночью сплю я в чем? - В. (ПИЖАМЕ)

Оно из шерсти иль из драпа,

Из меха воротник богатый,

А чтобы вы не заболели,

Согреет вас от злой метели!

Отгадайте, это что?

Это зимнее. (ПАЛЬТО)

Зимой наденешь шапку, шубку,

А летом что? -

Футболку,. (ЮБКУ)

Кто мало кушает конфет

И не любит тортики,

Летом будет очень стройным

И наденет. (ШОРТИКИ)

Рукав длинный и короткий,

Планка иль косоворотка,

На груди - кармашки.

Что это? (РУБАШКА)

Тема недели: «Обувь»

Программное содержание:

• Уточнить и расширить представления детей об обуви. Формировать понятие обувь.

• Познакомить детей с отдельными деталями обуви.

• Формировать умение ухода за обувью (чистить, сушить, ставить парой, убирать на место)

Пальчиковая гимнастика «Посчитаем»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки.

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки.

А вот это валенки

Для малышки Галеньки

(На каждое название обуви загибают по одному пальчику начиная с большого)

Физминутка «Большие ноги» (дети идут по кругу за взрослым)

Большие ноги шагали по дороге:

Топ – топ – топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ – топ, топ – топ, топ - топ.

Мы играем:

«Найди отличия»

«Подбери пару»

«Один – много»

«Раскрась картинку»

«У кого что?» (У мамы туфли, а у дочки…туфельки

У папы ботинки, а у тебя…. ботиночки)

«Четвёртый лишний»

Учим загадки:

Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью. (ТАПОЧКИ)

Бойко шлёпаем по лужам.

Станет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять. (РЕЗ. САПОГИ)

Что же летом на ногах? -

Летом жарко в сапогах!

Чтобы рады были ножки,

Я надену. (БОСОНОЖКИ)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в садик,

Днём – домой. (ВАЛЕНКИ)

Бывает, снег весной летает,

На землю падает и тает,

Тогда на валенки в порошу

Надевают что? (КАЛОШИ)

Можно почитать: Ш. Перро «Кот в сапогах», А. Бротский «Умаленькой Мариночки красивые ботиночки», украинская народная сказка «Как Кот ходил с лисой сапоги выбирать»

Тема недели: «Головные уборы»

Программное содержание:

• Формировать понятие головные уборы.

• Уточнить и расширить представления детей о головных уборах.

• Познакомить детей с назначением головных уборов в зависимости от времени года

Пальчиковая гимнастика «Ляпы-тяпы»

По дороге в Тяпы-Ляпы

Шли гуськом четыре шляпы

Шляпу старую с пером

Звали дедушкой Петром.

Шляпу с кисточкою синей

Звали бабушкой Аксиньей.

Шляпу с красной ленточкой

Звали внучкой Леночкой.

Ну а шляпу с козырьком

Звали внуком Игорьком.

Физминутка «Идем на прогулку» (импровизация движений)

Мы снимаем тапки,

Надеваем шапки,

Шарфики, штанишки,

Сапоги, пальтишки,

Надеваем куртки —

Готовы для прогулки!

Мы играем:

«Найди отличия»

«Подбери пару»

«Один – много»

«Назови ласково»

«Четвёртый лишний»

«Что изменилось?»

Можно почитать: Н. Носов «Живая шляпа»

Учим загадки о головных уборах

Отгадай загадок ворох - все о головных убора:

Какие бывают, с чем надевают, как носят –

Обо всем спросим, все узнаем! Давай отгадаем!

В странах, весях, городах,

В королевствах, во дворцах

Жили-были короли.

И царицы, и цари

Восседали в чем на троне? -

В золотой своей. (короне)

Твоя бабушка повяжет,

А потом тебе расскажет -

Что за головной убор

Знает, любит с давних пор.

Даст материи кусочек -

Повяжи себе. (платочек)

Что за головной убор

Мужчины носят с давних пор?

С курткой, пиджаком, рубашкой

Любят надевать. (фуражку)

Отгадайте, вам мы скажем:

Головной убор из пряжи,

В моде уже много лет? -

Изящен вязаный. (берет)

Он военными любим,

По форме им необходим,

А в десанте - знаковый,

Он бордовый - краповый!

Ты отважен - спору нет,

Коли так - бери. (берет)

Как спортивный стиль решают?

Шорты, кеды разрешают,

Разноцветную футболку,

А что на голову? (бейсболку)

На море или у реки

Вам защитят глаза очки,

И что надеть напомнит мама?

От солнца белую. (панаму)

С виду вам напомнит лодку

Головной убор. (пилотка)

И в мороз, и в холода

Она спасет тебя всегда.

Чтоб не было здоровье шатким,

Надень на голову ты. (шапку)

Публикации по теме:

Детский мастер-класс «Тетрадь для дошкольника своими руками»Детский мастер-класс «Тетрадь для дошкольника своими руками» Прошло лето. И вот мои воспитанники перешли в старшую группу. Они – будущие первоклассники. Много у них интересов. Кто-то любит заниматься.

Фотоотчет «Индивидуальные выставки семейного творчества воспитанников старших групп как форма взаимосвязи педагогов с семьей»Фотоотчет «Индивидуальные выставки семейного творчества воспитанников старших групп как форма взаимосвязи педагогов с семьей» С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта в дошкольных образовательных учреждениях большое внимание уделяется.

Иллюстрированная тетрадь-словарь своими руками для изучающих немецкий язык «Mein deutsches Vokabelheft»Иллюстрированная тетрадь-словарь своими руками для изучающих немецкий язык «Mein deutsches Vokabelheft» Иллюстрированная тетрадь-словарь своими руками для изучающих немецкий язык («Mein deutsches Vokabelheft»). В процесс обучения немецкого.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Консультация для воспитателей «Творческие выставки детских работ в группе детского сада, как форма взаимосвязи с семьёй»Консультация для воспитателей «Творческие выставки детских работ в группе детского сада, как форма взаимосвязи с семьёй» Выставка творческих работ в детском саду является очень важным мероприятием не только для детей, но и для педагогов, а также родителей.

Методическая разработка «Тетрадь по самообразованию» .

План взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями План работы музыкального руководителя с воспитателями. 2017 – 2018 учебный год Месяц Работа с воспитателями Сентябрь Консультация «Роль.

Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателями Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателямиЦель. Способствовать созданию благоприятных условий для решения задач.

Тетрадь — лицо ученика! (или как мы ведём записи в тетрадках)Тетрадь — лицо ученика! (или как мы ведём записи в тетрадках) Тетрадь – это лицо ученика, сразу можно определить, какой он – старательный, прилежный или нет. Каждый раз, заводя тетрадь, мы с ребятами.

Тетрадь взаимодействия с логопедом во второй младшей группе Это сокращенная версия. Надеюсь Вы найдете здесь что то и для себя. Тетрадь взаимодействия с логопедом 2 младшая группа «Капитошка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тетрадь взаимосвязи педагога — дефектолога с воспитателями
Опубликовано: 1 июля 2021 в 08:53
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тетрадь взаимосвязи педагога — дефектолога с воспитателями» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Викторовна Боярова (УИ 2705382) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД