Получи документы

Тренинг для педагогов «Методы эффективного взаимодействия с детьми»

Виктория Нарежная
Тренинг для педагогов «Методы эффективного взаимодействия с детьми»

Цель: дать возможность «проживания» педагогом роли ребенка, конкретизировать правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной модели общения, осознание собственных стратегий общения с детьми.

Задачи:

1. Содействовать повышению уверенности общения в коллективе.

2. Упражнять педагогов в использовании метода наблюдения в общении с детьми.

3. Развивать навыки эмоционального, вербального, визуального общения с детьми.

Публикация «Тренинг для педагогов „Методы эффективного взаимодействия с детьми“» размещена в разделах

4. Обучение взрослых навыкам самоанализа.

Возраст участников: 24-58 лет.

Количество участников: 20 человек.

Пол участников: Женский.

Место проведения: просторный зал.

Продолжительность тренинга: 40-50мин

Правила тренинга:

1. Отключить мобильный телефон. Желательно, чтобы все участники выключили телефоны либо поставили их на беззвучный режим. В случае необходимости ответить на звонок участник тихо молча покидает аудиторию и также молча возвращается, стараясь не отвлекать своих коллег.

2. Правило активности. Все участник принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. Предупредите участников, что от выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.

3. «Здесь и сейчас». Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно и не заглядывать далеко в будущее. Это правило помогает обсуждать действительно актуальные вопросы и не тратить время на пустые рассуждения.

4. «Правило круга». Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы. Тренер также обещает, что не будет озвучивать информацию о каком-либо участнике.

5. «1 микрофон». Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.

6. «Я-высказывания». Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…»

7. Принцип доброжелательности. Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь. Все слова критики необходимо выражать в корректной форме, а также не забывать озвучивать достоинства других участников.

Ход тренинга

Приветствие:

- Добрый день. Мы с вами сегодня разберем одну из волнующих педагогов тем – методы эффективного взаимодействия с детьми. Речь пойдет о дисциплине и послушании. Ведь есть правила, которым дети должны следовать, требования, которые они должны безусловно выполнять.

Разогрев (10 минут)

- Для того чтобы совершенствовать свои навыки общения с детьми, необходимо хорошо знать свои профессиональные умения в данном направлении. Предлагается пройти самодиагностику «Профессиональные умения в общении с детьми». Раздаются листы на каждого участника. Отвечать на вопросы и подсчитывать баллы необходимо самостоятельно после тренинга.

Упражнение «Имена и качества»

Цель: Упражнение используется для знакомства участников и для того, чтобы помочь им запомнить имена друг друга, разогрев перед основной работой.

Время: 3 минуты в зависимости от размеров группы.

Размер группы: 4-20 человек.

Процедура:

Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий демонстрирует участникам шерстяной клубок. Затем передает его по кругу следующему участнику тренинга, так создается первая коммуникация.

Первый участник представляется и называет любое качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например: «Я Виктор - веселый».

Оставляя в руках нитку, этот участник передает клубок следующему участнику. Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе: «Это Виктор - веселый, а я Александр - активный». Оставляя в руках нитку, участник передает клубок следующему. Каждый последующий участник повторяет все, что сказали до него, и добавляет информацию о себе, передавая клубок с нитками по кругу. Когда клубок вернётся ведущему, он наматывает нить на палец и кидает клубок любому участнику тренинга, говоря при этом комплимент этому человеку. Участник, которому был брошен клубок, наматывает нить на палец и так же бросает клубок и делает комплимент одному из участников. И так до тех пор, пока каждому из участников не будет сделан комплимент. Таким образом, зал постепенно будет накрыт покрывалом из шерсти.

В ходе игры люди становятся раскрепощеннее, им весело, в то же время между ними налаживается связь.

Упражнение «Гляделки».

Цель: развитие эмпатии, понимания, сплочение коллектива, разминка, нестандартный способ поделиться на пары.

Инструкция: Встаньте с круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала все должны поднять глаза и пальцем указать на одного из присутствующих. Если выбор совпадет, пара отходит в сторону.

Основная часть (20 минут)

Теоретический доклад.

Начнём с одного «секрета», который может показаться нам неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Тогда возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более безопасно и защищено в условиях определенных правил поведения, то почему они норовят эти правила нарушать?

Юлия Борисовна Гиппенрейтер выделяет 4 основные причины нарушений поведения детей:

- первая – борьба за внимание. Если ребенок не находит нужного количества внимания, которое ему необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Взрослые то и дело отрываются от дел, сыплют замечания. Нельзя сказать, что это очень уж приятно, но внимание они при этом получают.

Для того, чтобы лучше разобрать данную причину предлагаем пройти следующее упражнение.

Упражнение “Бабочки”.

Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым, второй- ребенком.

Ситуация № 1. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание, не обращать внимания на обращения к ним детей. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал”.

Ситуация № 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием отнестись к ребенку. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал!”.

Вопросы:

- Какие чувства испытывали “дети” в первом случае?

- Какие чувства испытывали “взрослые” в первом случае?

- Какие чувства испытывали “дети” в первом случае?

- Какие чувства испытывали “взрослые” в первом случае?

- вторая причина – борьба за самоутверждение. Знаменитое требование ребенка «я сам» сохраняется в течение всего детства. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Им становиться особенно трудно, когда к ним обращаются в основном в форме указаний, замечаний, требований. Здесь вопрос встает не о том, нужно ли это делать, а о том, как это делать.

- Третья причина – желание отомстить. У детей есть много поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, усмешка при других детях, несправедливое наказание и пр. смысл плохого поведения в данном случае: «вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо»

- Четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Ребенок так часто слышит критику и замечания, кроме этого – не получилось что-то выполнить самостоятельно и при этом не получил поддержки от взрослого, поругался с кем-то из сверстников и пр. Ребенок приходит к выводу: «нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно, и пусть плохой, и буду плохой».

Гиппенрейтер считает, что при выполнении некоторых правил, можно добиться и поддерживать бесконфликтной дисциплины детей.

Упражнение “Золотые правила”.

Инструкция: участники должны правильно сложить высказывания, разделенные на две части, и обсудить их.

(Это 11 известных высказываний: если ребенка критикуют, он учится осуждать; если ребенка высмеивают, он учится быть робким; если ребенка часто одобряют, он учится хорошо к себе относиться; если ребенка хвалят, он учится оценивать; если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе; если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым; если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить; если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым; если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться, если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь и т. п.)

Правила:

1. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть в жизни каждого ребенка. Если этого нет - можно говорить о попустительском стиле воспитания.

2. Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Например, взрослым часто досаждает «чрезмерная» активность ребенка: почему им надо много бегать, прыгать, шумно играть, бросать камни, все хватать, разбирать и пр. Ответ прост: все это – проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в познании, развитии, движении. Запрещать подобные действия – все равно, что пытаться перегородить полноводную реку.

3. Правил (ограничений, требований и запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Упражнение «Уровень»

Цель: осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение. (10 мин)

Инструкция: в дошкольном детстве общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его все еще велика. Деловой мотив становится главным мотивом общения. Сейчас мы попробуем вспомнить обязательные условия и правила в общении с ребенком, которые позволят более эффективно доносить информацию. Для этого нам необходимо разделиться на пары, встав напротив друг друга лицом к лицу. Один из пары встает на колени, не поднимая головы, пытается понять эмоцию на лице человека напротив. Стоящий партнер без слов и жестов изображает эмоцию. Затем партнеры меняются местами.

Обсуждение: педагоги меняются мнениями, говорят о впечатлениях, степени комфортности, отвечают на вопрос, что видели, смогли ли угадать эмоцию. Делается совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком.

Упражнение «Снежинка»

1. Каждому участнику следует вручить небольшой лист бумаги. Формат листа не имеет значения. Это может быть тетрадный листок, фрагмент газетного листа. Бумага требуется не для того, чтобы на ней писать, а всего лишь в качестве материала, так что сгодятся и черновики.

2. Попросите группу сохранять молчание и не задавать вопросов до конца выполнения упражнения.

Психолог: «Сосредоточьте внимание на бумаге в ваших руках. С этого момента смотрите только на этот лист, не обращайте внимания на манипуляции, которые производят с бумагой ваши соседи».

3. Психолог диктует инструкцию, отслеживая, успевают ли участники следовать ей.

Инструкции:

- Внимательно смотрите на лист бумаги и никуда больше;

- Слушайте только мой голос и следуйте инструкции;

- Сложите лист пополам;

- Оторвите правый верхний уголок (уголок это значит немного);

- Сложите получившееся еще раз пополам;

- Оторвите второй раз правый верхний уголок;

- Сложите получившееся в третий раз пополам;

- В третий раз, в последний, оторвите правый верхний уголок.

Объясните участникам, что в детском саду, когда мы были совсем маленькими, перед Новым годом почти все из нас вырезали из бумаги «снежинки», приклеивали их на стекла, дарили близким. В руках участников сейчас тоже находится «снежинка».

4. Участники разворачивают «снежинки».

Попросите поднять снежинки над головой в расправленном виде, чтобы все смогли увидеть коллекцию «снежинок».

Вы заметите сами, и это же увидит группа – удивительный красивый эффект – несмотря на то, что задание выполняли вместе, следуя одним и тем же инструкциям, «снежинки» получились совсем разными.

У кого-то в поделке несколько отверстий, у кого-то их вообще нет, а края «снежинок» оборваны. Ни одной одинаковой «снежинки».

Объясните группе, что это удивительное явление, свидетелями которому они только что стали, доказывает индивидуальность, неповторимость, непосредственность каждого из нас.

Упражнение напоминает нам о собственной исключительности, а это еще один повод полюбить себя, ценить мерцающую внутри индивидуальность и оригинальность.

Заключение

Упражнение "Чемодан, корзина, мясорубка"

Цель: наладить обратную связь, рефлексия впечатлений участников.

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На стикере, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии, готов забирать с собой и использовать в своей деятельности. То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т. е. прикрепить ко второму плакату. Что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" наклеивалось в лист "мясорубка". Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

Приложение 1

Самодиагностика: «Профессиональные умения в общении с детьми»

1) Умение конструировать предстоящее общение с детьми.

2) Умение сотрудничать с детьми, вступать в деловой контакт с каждым ребенком и с подгруппой.

3) Умение вызывать доверие у детей, формировать чувство сопереживания и сопричастности к деятельности.

4) Умение создать зону успеха каждому ребенку.

5) Умение слушать ребенка.

6) Умение отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию.

7) Умение верно воспринимать индивидуальность ребенка.

8) Умение целенаправленно влиять на ребенка.

9) Умение управлять инициативой в общении.

10) Умение выявлять свой индивидуальный стиль в общении.

11) Умение организовывать общение не «от себя», а «от детей».

Для изучения самооценки профессиональных умений используйте шкалу:

Балл «5» - умения проявляются постоянно, типичны для данной личности, имеют высокий уровень развития.

Балл «4» - умения проявляются не постоянно.

Балл «3» - умения достигают минимально необходимого уровня, но не представляют из себя систему.

Балл «2» - умения выражены слабо.

Балл «1» - умения отсутствуют.

После того, как заполнили карту, полученные данные суммируйте и разделите на количество оценок. Полученный результат позволит вам определить уровень педагогических умений:

5-4 балла – высокий уровень;

4-2,5 балла – средний уровень;

2,5-1 балл – низкий уровень.

Публикации по теме:

Формы и методы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное.

Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями Тема работы: Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействий педагога с детьми и родителями. Выполнила воспитатель: Егорова Светлана.

Консультация для педагогов «Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию» Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей.

Методические рекомендации «Тренинг эффективного родителя» Актуальность: Стремление быть эффективным родителем на сегодняшний день является одной из актуальных тем в развитии детско-родительских.

Недирективные методы взаимодействия с детьми Недирективные методывзаимодеиствия объединяют такие формы, техники и способы общения, при которых проявляется взаимоуважение, принятие собеседниками.

Семинар для педагогов «Эффективные формы взаимодействия педагогов с детьми» «Эффективные формы взаимодействия педагогов с детьми». План: 1. Приветствие. Деление на подгруппы. 2. Оценка заинтересованности педагогов.

Семинар-практикум для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Цель: способствовать преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями. Задачи: 1. Актуализировать существующие проблемы во.

Семинар-практикум на тему: «Развитие способности эффективного взаимодействия педагога с детьми» Семинар-практикум на тему: «Развитие способности эффективного взаимодействия педагога с детьми» Подготовила педагог – психолог МБДОУ «ЦРР.

Тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Одной из актуальных проблем в современной дошкольной.

Тренинг эффективного взаимодействия взрослых с тревожными детьми 1. Приветствие. Игра «Карусель». Участники (воспитатели, специалисты ДОУ, образуя два круга - внешний и внутренний, встают парами, левым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Методы эффективного взаимодействия с детьми»
Опубликовано: 5 февраля 2018 в 11:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД