Васина Н Н
Труд как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности
▼ Скачать + Заказать документы
Труд как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности.
Труд понимается как целенаправленная деятельность человека по преобразованию предмета труда с помощью средств труда и трудовых действий в результат, удовлетворяющий какие либо потребности человека.
Публикация «Труд как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В отечественной педагогике выделяются четыре вида труда : самообслуживание, хозяйственно бытовой труд, ручной труд и труд в природе, а также три формы его организации : поручение, дежурства, коллективный труд.
Центральным содержанием программы социального образования в старших группах определяются системные знания о труде взрослых, особенно о тех видах, в которых участвуют родители, жители родного города, села, края.
Ребёнку предстоит открыть трудовую деятельность как систему взаимосвязанных компонентов, установить взаимосвязи между людьми разных профессий в условиях организации труда на заводе, фабрике, в садоводстве или в животноводстве. Овладев обобщённым знанием о деятельности, он сумеет раскрыть с её помощью закономерности между разными видами производств. Организованных в городах и сёлах. На этой основе у него формируется чувство уважения к людям разных профессий, к результатам их труда. Модель взаимоотношений между людьми разных профессий оказывает влияние на строительство коллективных взаимоотношений между детьми в играх, в труде, в конструировании и т. д
Труд взрослого, за которым целенаправленно наблюдает под руководством взрослого ребёнок в соответствии с понятием «Лесенка успеха», - спектакль. В этом дидактически показанном процессе взрослый (воспитатель, няня, мама или папа ребёнка, повар и др.) представляет труд как взаимосвязь пяти компонентов: замысел, материал, инструменты, действия, результат. Демонстрируемая взрослым модель взаимосвязи, сопровождаемая речью, а также организация детской деятельности по этим же законам системности углубляет и уточняет понимание ребёнком, что любая деятельность - это выбор содержания и осуществления каждого компонента; замысел, материалы, инструменты, действия, достижения результата. Благодаря м многократному просмотру одной и той же деятельности взрослого ему открываются функциональные зависимости между компонентами: замысел деятельности определяется потребностями человека, выбор материала зависит от замысла, подбор инструментов определяется свойствами материала и т. д. Воспитанник постигает главное; все, что окружает человека, создано трудом людей разных профессий, все - результат труда человека. Так ему откроется общественная направленность труда взрослых, станут понятней выражений «мама работает», «папа работает». Работать - значит получать результаты, нужные людям. За результаты платят деньги. Понимание значения слов «забота», «заботиться» откроется ребёнку на основе ознакомления его с трудом няни, повара, прачки детского сада и по аналогии с ними - с трудом мамы в семье.
Важно помнить, что самообслуживание и элементарная трудовая деятельность оказывают влияние на развитие ребёнка как индивидуальности, потому что, достигая уровня самостоятельности в выполнении отдельных видов, он самоутверждается, его зависимость от взрослого снижается. Он может уже как личность совершать поступки (сделать руки чистыми, сухими, убрать в последовательности своё рабочее место или посуду после еды). овладение деятельностью на уровне самостоятельности проявляется, прежде всего, в умении дать адекватную самооценку полученному результату. Оценка признается адекватной в том случае, если она признается справедливой и теми, кому результат предназначен. Практический характер поручений, дежурства не исключает естественных в дошкольном возрасте элементов игры в процессе их выполнений, ибо труд в сочетании с игрой содействует воспитанию желания трудиться, помогает в достижение цели.
Любому виду трудовой деятельности ребёнок учиться в индивидуальном общении с воспитателем, потом упражняется в выполнении деятельности в подгруппе. Общегрупповое занятие превращается в диагностику уровня овладения деятельностью. Освоив на уровне самостоятельности некоторые виды хозяйственно - бытового труда, он с удовольствием выполняет их в форме поручения взрослого.