Татьяна Евгеньевна Храмова
Творческо-исследовательский проект «Чудеса в песочнице»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческо-исследовательский проект «Чудеса в песочнице»
Разработала: воспитатель Храмова Татьяна Евгеньевна
Участники проекта : дети 3-4 лет, воспитатель, родители.
Вид проекта : творческо-исследовательский.
Цель проекта :
развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе работы с песком
Задачи:
1. формировать представлений детей о свойствах сухого и влажного песка
2. развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения; обогащать и активизировать словарь детей по данной тематике
Публикация «Творческо-исследовательский проект „Чудеса в песочнице“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
3. развивать творческие способности детей, фантазию, воображение
4. закреплять правила безопасности во время игры в песочнице
5. развивать навыки общения и соотносить свои действия с действиями других
Актуальность
Игра с песком, как способ развития ребенка, известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
В связи с этим, хочется отметить, что выйдя на прогулочную территорию, большинство детей нашей группы бегут сразу к песочнице.
Условия работы с детьми 1. Согласие и желание ребенка. 2. Творческий подход воспитателя к данному виду работы 3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Предполагаемый результат:
*сформирован устойчивый интерес к работе с песком
* дети отражают полученные впечатления в речи и употребляют новые понятия: сыпучий, влажный, песчинка и т. д.
* дети соблюдают правила игр и работы с песком: убирают на место атрибуты, наводят порядок
*могут использовать простейшие опыты с песком
*выполняют коллективную работу
*личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
Правила поведения в песочнице
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот. После игры надо убрать все игрушки на свои места. После игры в песке надо помыть ручки.
Этапы проекта
Подготовительный этап
*Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
*Определение цели, задач проекта;
* Сбор и накопление необходимого материала
*Информирование родителей
Основной этап
C воспитанниками прошла беседа на тему: «Правила безопасности в детской песочнице». Мы вместе с детьми обсудили, что нельзя обсыпаться самому и бросать песок на других, чтобы не испачкаться; если песок попадет в глаза, то их нельзя тереть руками, нужно сообщить об этом взрослым; что не следует пробовать песок, облизывать игрушки – будет болеть живот. Вывод: тот, кто лепит и играет в игру «Понарошку» — молодец!».
На протяжении всего времени очень часто работали с сухими песком, с этой целью проводились различные игры, упражнения, опыты, исследования.
1. Упражнение «Здравствуй, песок!»
Здравствуй, здравствуй песок,
Здравствуй, здравствуй дружок,
Будем мы с тобой играть
И не будем обижать. Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей для игр с песком. Я просила по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка: *поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно *легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу * всей ладошкой — внутренней или тыльной стороной * перетирает песок между пальцами, ладонями
2. Упражнение «Песочный дождик» Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Воспитатель: В песочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
3. Упражнение «Необыкновенные следы» Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, «жучки здороваются»). «Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы
4. Игра-упражнение «Секретные задания кротов» Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
5. Игра-упражнение «Песочные прятки» Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Также проводилась и работа с влажным песком. Например, проводился такой опыт:
я делила песок в песочнице на две части и показывала ребенку способы увлажнения песка: «Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика. «Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Обязательно обращала внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажнял песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок и проводились те самые игры, в которые они играли только с сухими песком.
Игра «Кто к нам приходил?» Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия. Ребенок отворачивается, я изготавливала с помощью формочек барельефные отпечатки, затем ребенок старался отгадать формочку, которую использовала я.
Игра «Чья ладошка меньше (больше?»
Цель: Способствовать овладению детьми элементарными математическими понятиями
меньше, больше
(моя ладошка меньше, чем)
Игра «Печем пирожки»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики, координации движений.
Для этого использовала потешку, которую мы учили раньше, а сейчас и повторяли.
«Ой, ладушки, ладушки,
Испечем оладушки.
Мы гостей пригласим,
Пирожками угостим»
Мы постоянно читали произведения В. Берестова, О. Крыниной, С. Кашлева, К. Балдиной, которые посвящены нашей летней тематике.
С детьми проводилась исследовательская деятельность:
Опыт 1 «Теплый — холодный»
Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.
Опыт 2 «Сухой песок сыпучий»
Цель: знакомить детей со свойствами песка.
Опыт 3 «Песочная страна»
Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Опыт 4. «Из чего состоит песок» Цель: узнать из чего состоит песок
Опыт 5. «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»
Цель: довести до сознания детей, почему с песком неудобно играть при сильном ветре
Опыт 6. «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Цель: познакомить детей с тем, что мокрый песок принимает любую нужную форму
Опыт 7. «На мокром песке остаются следы, отпечатки»
Цель: довести до сознания детей, что на мокром песке остаются следы и отпечатки
Нашу песочницу мы используем не только как место для игр с песком, но еще и как место для укрепления здоровья детей.
Хождение босиком – это весьма полезная и очень простая процедура в качестве одного из способов закаливания. Как известно, на поверхности ступней располагается множество биологически активных точек и зон стимулирования определенных участков стоп способствует улучшению работы внутренних органов, повышению иммунитета, нормализует психический настрой ребенка. В связи с этим я не упускаю такую возможность, как хождение босиком детей по песку, тем более им это очень нравится. Но делаем это только тогда, когда песок хорошо прогрет.
Закончить работу над проектом «Чудеса в песочнице» я хочу словами Мариеллы Зейц - «Если бы меня попросили назвать универсальную, всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на минуту не сомневаясь, сказала: «Песок!»». Помните, игра с песком – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка…»
Список литературы:
1. Аромштам М. Игры влажном песке / / Дошкольное образование - июнь № декабрь 2006
2. Андрунь С. Чудеса из песка / / Обруч № марте 2007
3. Заботливая Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально - волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / январь, февраль / 2007
4. Заботливая Н. Ф. Песочная терапия коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / июль, август / 2006
5. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии / СПб. : Язык: ТЦ Сфера, 2001
6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры М. : Детство - Пресс, 2002
7. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. / М. : Центр педагогического образования, 2010
8. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детейдошкольного возраста/ СПб. : Детство- Пресс,2011