Приложение МААМ

Тьюторское сопровождение ребенка с ЗПР

Литвинова Анастасия Вячеславовна
Тьюторское сопровождение ребенка с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Тьюторское сопровождение ребенка с ЗПР.

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, развитие инклюзивной практики гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ, выбора подходящего им образовательного маршрута. Одним из наиболее важных условий успешности инклюзивного образования является наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности, тьюторское сопровождение. Как показывает практика, большой процент детей с ОВЗ имеет диагноз задержка психического и (или) речевого развития (далее ЗПР). Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящиеся в условиях социальной депривации. Интеграция детей, имеющих ЗПР, в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых является контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде нормально развивающихся сверстников.

Публикация «Тьюторское сопровождение ребенка с ЗПР» размещена в разделах

Тенденции развития ребенка с ЗПР те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения- отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов – в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной и правильной организации воспитания, более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения у детей могут быть скоррегированы и даже предупреждены. В связи с особенностями развития дети с ЗПР в еще большей мере, чем нормально развивающиеся нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Отставание в коммуникативном развитии у детей этой категории на этапах раннего онтогенеза в силу деструктивных органических и социальных влияний, основным из которых является дефицит общения со взрослыми,0 различные деформации в их отношениях нарушают процесс личностного развития детей, межличностных отношений (взаимоотношений) и их социально- психологическую адаптацию. В связи с необходимостью поддержки детей с ОВЗ в учебном процессе на базе нашей школы была открыта экспериментальная площадка по теме: «Технология тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы».

Тьторское сопровождение ребенка с проблемами развития стало тем фундаментом, на котором строится адаптация, обучение и межличностные отношения таких детей.

Это относительно новая для нашей школы педагогическая практика. Традиционно считалось, что ребенок, поступивший в школу, самостоятельно должен справляться со всеми задачами учебной и внеурочной деятельности. однако ученику с проблемами здоровья и интеллектуально развития необходимо постоянное ежедневное сопровождение. В нашей школе сложилась модель двухуровневого сопровождения в зависимости от потребностей ученика. Первый уровень – сопровождение ученика с осложненными диагнозами (ДЦП, слабовидящие, с расстройствами аутистического спектра). В этом случае главная задача тьютора - оказывать ребенка физическую поддержку, помогать перемещаться, чувствовать себя уверенно в пространстве класса, в школьном здании. Оказалось также, что очень важен эмоциональный контакт тьютора с тьюторантом, ведь ему приходится выполнять не только механическую, но и педагогическую воспитательную работу. Своим примером сопровождающий взрослый показывает окружающим детям то, как следует относиться к ребенку с проблемами здоровья, какую помощь можно ему оказать и как правильно это сделать. В данном случае, работу тьютора выполняют родители.

Некоторым детям с особенностями развития не достаточно только физического сопровождения, специфика их нарушений требует, чтобы сопровождающих владел методами коррекционной педагогики. Отсюда вырисовывается второй уровень сопровождения реенка с проблемами в развитии – это постоянное педагогическое сопровождение ученика специалистами.

На начальном этапе возникали трудности, так как сложилась ситуация, когда большинство педагогов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний в области коррекционной педагогики. Для повышения уровня образования в г. Тамбове было организовано обучение педагогов, работающих в инклюзивном направлении. Многие педагоги нашей школы прошли бучение на таких курсах, что положительно сказалось на качестве работы с учащимися.

Решение об индивидуальном сопровождении ребенка тьютором принимается школьным консилиумом. В процессе урока тьютор дублирует задание учителя, помогает организовать рабочее место. Когда ребенок не успевает выполнять задания вместе со всем классом, то тьютор в процессе работы решает, где учащемуся необходимо переключиться на выполнение следующего задания, а где лучше доделать предыдущее. Кроме того, тьотор помогает ребенку ориентироваться в учебных пособиях, ориентироваться в ситуации на уроке, вовремя поднять руку и т. п. Фактически тьютор является помощником на уроке не только для ребенка, но и для учителя. Присутствие на уроке тьютора позволяет учителю вести фронтальную рабту с классом, не переключаясь на помощь только одному ребенку.

В тесном контакте с учителем тьютор принимает участие в диагностике уровня развития ребенка с ЗПР на основе изучения заключения психолого – медико – педагогической комиссии (далее ПМПК, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам и ориентировке в окружающем мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми. На основе диагностических данных составляется индивидуальный образовательный маршрут, на ребенка с ЗПР, отслеживается динамика его развития в процессе обучения. При отсутствии положительной динамики развития детей с ЗПР в условиях инклюзивного обучения учащиеся в установленном порядке направляются на ПМПК для корректировки образовательного маршрута. Необходимо отметить тесную взаимосвязь тьютора не только с учителем в классе, но и со специалистами, проводящими коррекционную работу с детьми с ОВЗ (логопед, психолог, дефектолог) и их родителями. Это позволяет наиболее полно, с разных сторон увидеть изменения, происходящие с ребенком, оказать необходимую коррекционную и психологическую помощь.

Важно, чтобы учащиеся через выполнение индивидуальных, доступных по темпу и характеру заданий поверил в свои возможности, испытал чувство успеха, которое является сильнейшим мотивом, вызывающим желанием учиться. Работа тьютора по коррекции учебной деятельности у учащихся с ЗПР направлена на развитие с совершенствование умения:

работать в определенном темпе;

осознавать цель инструкции;

удерживать в памяти инструкцию;

отвечать на вопрос и выполнять задания в соответствии с инструкцией;

рационально организовывать свое время на занятии;

анализировать ответы друг друга;

своевременно обращаться за помощью;

работать по индивидуальным карточкам;

работать самостоятельно, если задание доступно для выполнения;

делать вывод в конце задания;

соблюдать речевой этикет.

Особо следует сказать о создании благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений вдумчивого доверия и уважения между педагогом и учащимся, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе.

Доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация.

Искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, декларирование одобрения и любви – это все слагаемые коррекционно-воспитательного воздействия на ученика с ЗПР.

Грамотная организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для общеобразовательного учреждения. Но, как показывает опыт инклюзивного образования нашей школы, при создании определенных образовательных условий, дети с ЗПР способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить дальнейшее образование.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Развивающая книга для ребенкаРазвивающая книга для ребенка Фотоотчет «Развивающая книга для ребенка» В очередной раз хочу представить вам развивающую книгу для ребенка. Мастер класс по изготовлению.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Индивидуальная выставка ребенкаИндивидуальная выставка ребенка — Лебедкин Тимофей. Согласно ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных.

Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение в ДОУ» Режим дня в детском саду включает в себя утреннюю гимнастики. На утренней гимнастике решаются задачи музыкального, физического воспитания.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет»Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет» Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2-3 лет»Автор: Булгакова Н. А. Наш внук пропустил свой первый новогодний.

Автор публикации:
Тьюторское сопровождение ребенка с ЗПР
Опубликовано: 19 октября 2021 в 15:15
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тьюторское сопровождение ребенка с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Литвинова Анастасия Вячеславовна (УИ 1802349) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД