Ознакомление дошкольников с классической музыкой

Мария Дроздетская
Ознакомление дошкольников с классической музыкой

Тема: «Ознакомление с классической музыкой»

Любителями и знатоками не рождаются, а становятся.

Чтобы понимать классическую музыку, нужно, прежде всего ее слушать.

Д. Д. Шостакович

Музыка влияет на нас путем воздействия на эмоции. Инструментом этого воздействия является ассоциация. При этом может быть даже передана и не только эмоциональная, но и событийная информация. Ассоциации, которые рождает музыка, могут вызываться различными тембрами, ритмами и высотой звучания. Например, быстрая танцевальная музыка при высоком звучании ассоциируется с радостью, весельем, а медленная низкая музыка — с горем, болезнью, утратой.

Композиторы-классики создавали музыку под впечатлением каких-либо образов, сюжетов, философских изысканий и жизненных впечатлений. В некоторых произведениях даже новичок услышит то явления природы: шум прибоя, крик чаек, грозу, а то и социальные портреты: песню шарманщика, серенаду рыцаря, а то и поступь войска.

Далеко не каждый взрослый и состоявшийся человек, имеющий богатый жизненный опыт и всестороннее развитие, может похвастаться тем, что понимает и ценит классическую музыку, получая эстетическое удовольствие от ее прослушивания.

Учеными доказано, что, находясь в утробе матери, малыш уже в состоянии воспринимать музыку и выражать эмоции во время ее прослушивания. Поэтому музыкальное образование ребенка многие специалисты советуют начинать еще на стадии беременности женщины, которой следует хотя бы 20-30 минут в день слушать классические произведения.

Врожденные способности любить и ценить музыку у детей встречаются очень редко, в остальных случаях – это забота родителей и педагогов привить ребенку хороший музыкальный вкус.

При слушании классической музыки у детей

развивается музыкальный слух и эмоциональная отзывчивость,

воспитывается любовь к музыке, в том числе и классической,

музыкальное восприятие, в основе которого лежит выразительное исполнение музыкального произведения

В работе с детьми использую методы:

наглядно-слуховой,

наглядно-зрительный,

словесный и практический.

Приёмы:

прием оркестровки. Позволяет разнообразить структуру музыкального занятия, так как объединяет его отдельные разделы — слушание музыки и игру на музыкальных инструментах.

приём передачи характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных и образных движений).

Эти приёмы варьируются между собой.

Для слушания отбираем разнообразные по стилям и жанрам высокохудожественные музыкальные произведения, с яркими и понятными образами, соответствующими эмоциональному и жизненному опыту ребенка, имеющие контрастную форму.

Дети 3 – 4 лет воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни живого исполнения. Характерны для этого возраста внешние проявления эмоций - жесты удивления, восхищения, выражающие в проигрывании, прихлопывании. Однако чувства, вызванные музыкой, быстро возникают и так же быстро исчезают.

Дети 4-5 лет имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Проявляется заинтересованность содержанием произведений, желание узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти, желание рассказать о впечатлениях после прослушивания песни или пьесы. Внимание детей фиксируется на характере музыки. На вопрос, что было сыграно, они называют произведение и определяют, какая это музыка. Обычно дети говорят: «Музыка веселая», «Под эту музыку танцуют», «Музыка грустная», «Под эту музыку хорошо спать» и др.

Детям 4-5 лет понятен «Детский альбом» П. И. Чайковского и такие пьесы как «Болезнь куклы», «Марш оловянных солдатиков», «Новая кукла» сразу находит отклик в душе ребенка. При повторном прослушивании малыши узнают эти пьесы, понимают их содержание, рассказывают о характере пьесы. Очень хорошо воспринимают сказочные образы («Балет невылупившихся птенцов»

М. П. Мусоргского). Они вызывают желание подражать данным персонажам.

(Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Их музыкальная любознательность, интерес осознанны и проявляются в потребности многократного общения с любимым произведениями. Отмечается также известная наблюдательность. Ребята способны почувствовать общее настроение музыки и проследить за развитием художественного образа. Они отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят своеобразные, самостоятельные определения. В состоянии сопоставить отдельные явления действительности с впечатлениями от восприятия музыки. Например, прослушав «Бабу-Ягу» П. И. Чайковского, мальчик заметил: «Музыка напряжённая, страшная, злая. Такая Баба-Яга и в сказках».

В старшем возрасте слушание классической музыки можно выделить 5 направлений:

1. Музыка о животных и птицах:

П. И. Чайковский «Песня жаворонка» (Детский альбом)

К. Сен-Санс «Карнавал животных»

Д. Кабалевский «Ежик»

М. Красев «Синичка»

М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»

2. Природа и музыка

Э. Григ «Утро»

А. Вивальди «Времена года»

Ф. Шопен «Осенняя мелодия»

П. И. Чайковский «Зимнее утро»

Р. Шуман «Дед Мороз»

Д. Кабалевский «Грустный дождик»

3. Сказка в музыке

П. И. Чайковский «Баба - Яга»

М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»

Н. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане»

С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»

4. Музыкальные инструменты и игрушки

Д. Кабалевский «Труба и барабан», «Трубач и эхо»

Д. Шостакович «Шарманка»

П. И. Чайковский «Шарманщик поет»

А. Гречанинов «На гармонике»

А. Лядов «Музыкальная табакерка»

И. С. Бах «Волынка»

5. Настроения, чувства в музыке

П. И. Чайковский «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Утренняя молитва», «В церкви» (Детский альбом)

Д. Б. Кабалевкий «Плакса», «Злюка», «Резвушка», «Упрямый братишка»

Р. Шуман «Смелый наездник», «Всадник»

И. С. Бах «Шутка»

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о существующих в реальной жизни чувствах человека. Классическая музыка может расширить эти представления. Правильно подобранные музыкальные произведения способны оказывать на ребёнка положительное эмоциональное воздействие.

Публикации по теме:

Ознакомление дошкольников с символикой России с учетом возрастных особенностей Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление дошкольников с символикой России, с учетом возрастных особенностей». Патриотизм в.

Развитие речи у старших дошкольников и ознакомление с окружающим миром Развитие в речи и ознакомление с окружающим миром – важная сторона подготовки ребенка к школе. Речь надо планомерно и систематически развивать.

«Три чуда». Интегрированное занятие для старших дошкольников с использованием классической музыки, поэзии и живописи Музыкальный руководитель: Сказки Пушкина мы знаем Любим очень и читаем, Изучаем наизусть. В них живет наш русский дух! И одну из этих сказок.

Ознакомление дошкольников с цифрами в учебно-игровых ситуацияхОзнакомление дошкольников с цифрами в учебно-игровых ситуациях Нам придется постараться, Чтобы в цифрах разобраться Будем цифры изучать, А потом начнем считать. Десять цифр основных, Они важнее.

Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Ознакомление ребёнка с художественной литературой начинается с младенческого возраста. Мама, качая ребёнка, читает малышу пестушки, потешки.

Консультация для воспитателей (с презентацией). Ознакомление дошкольников с графикой Консультация для воспитателей (с презентацией) Ознакомление дошкольников с графикой. Подготовила: воспитатель Парнева З. Ф. Февраль 2016г.

Ознакомление дошкольников с временными понятиямиОзнакомление дошкольников с временными понятиями Учитель-логопед: Логинова Л. А. Занятие, разработанное для логопедической группы детей среднего возраста, имеющих диагноз: ТНР, ОНР III.

Ознакомление дошкольников со слоговой структурой словаОзнакомление дошкольников со слоговой структурой слова Сегодня серьёзной проблемой для детей с ЗПР стал неуклонный рост количества детей с различными нарушениями речи, а также утяжеление речевых.

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового и неизведанного,.

Проект «Ознакомление дошкольников с миром профессий»Проект «Ознакомление дошкольников с миром профессий» Актуальность исследования Современные социально-экономические условия, сложившиеся в последние десятилетия в нашей стране, предъявляют достаточно.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ознакомление дошкольников с классической музыкой
Опубликовано: 10 мая 2017 в 15:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Фотоотчёт тематического развлечения «День рождения Чебурашки»
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию фотоотчёт небольшого тематического развлечения «День рождения Чебурашки». Праздник возник в 2005 году, когда...
Мастер-класс «Русалочка из пластиковой ложки»
23 августа на МААМ. РУ отмечали день рождения знаменитой скульптуры «Русалочка». Посмотрела на работы коллег и их воспитанников и захотелось сделать тоже...
Фотоотчет «Волшебный мир соломенного царства»
Фотоотчет. «Волшебный мир соломенного царства». Лариса Гацко. Блог. Весной-травкой шелковистой, Летом – нивой золотистой, Ну, а зимнею порою –...