Получи документы

Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Н. Ю. Нагибина «Зимний дуб»

Хрипунов Юрий Фёдорович
Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Н. Ю. Нагибина «Зимний дуб»

Цель: выявление процесса эволюции главного героя рассказа, восстановление им связей со сверстниками, обретение счастья.

Задачи: развивать умение вычитывать текст, обращать внимание на детали; формировать умение определять тему частей текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; формировать интерпретационные умения через анализ сюжета, героев, пейзажа, эпизодов, художественных деталей; показать роль метафоры и сравнения в построении рассказа; формировать умение работать в группе; развивать речь обучающихся.

Ход урока

II. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.

Публикация «Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Н, Ю, Нагибина „Зимний дуб“» размещена в разделах

Вступительное слово учителя:

- Сегодня на уроке мы проанализируем произведение Ю. М. Нагибина «Зимний дуб». Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о героях рассказа, точнее об их взаимоотношениях. Мы будем учиться думать, рассуждать, выдвигать и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в группе.

II. Актуализация знаний

-Почему рассказ называется «Зимний дуб»? -Можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа?

-Назовите героев произведения Ю. Нагибина.

III. Первичное чтение. Работа в паре по определению тем частей текста

Комментированное чтение рассказа учителем.

У вас на парте лежат карточки, на которых написана тема каждой части. Определите порядок тем в этом рассказе. Предлагаю работать в паре.

- Назовите тему 1 части, 2 части, 3 части и 4 части.

- Сколько времени, по мнению Анны Васильевны, должен был тратить Савушкин на дорогу в школу?

- Кем работала мама Савушкина?

Предлагаю вам продолжить работу с текстом. Я буду показывать вам фотографии зимнего леса, а вы постарайтесь найти, подходящие с вашей точки зрения, строчки из теста рассказа «Зимний дуб» (приём выборочного чтения)

Теперь давайте поговорим о героях рассказа. (приём выбора ключевых слов из синонимичного ряда для характеристики героев, объектов, явлений)

- Какие черты характера героев вы выделите?

- Как разговор Анны Васильевны и Савушкина характеризует каждого из них?

- А какие черты характера проявляются у наших героев во время прогулки по лесу?

-Каким мы видим Савушкина?

Возможные наводящие вопросы: «— А ты его видел? — азартно спросила Анна Васильевна» Как вы понимаете словосочетание «азартно спросила»?

-Почему в вопросе учительницы появились азартные, задорные нотки?

«Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать» Кто так подумал? Какой приём использует автор? Почему так подумала АВ?

-Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее?

Физкультминутка Просмотр худ. фильма «Зимний дуб» режиссера М. Кожина

Савушкин показал учительнице сказочно красивый зимний дуб, А. В. по- своему увидела красоту этого стража леса; по этому произведению режиссер М. Кожин снял художественный фильм, посмотрите, как он представил себе дуб.

IV. Организация групповой исследовательской деятельности по элементам текста.

-А у вас совпало мнение с автором Ю. Нагибиным и режиссером Михаилом Кожиным?

Каким вы представили зимний лес, зимний дуб?

1. Опишите зимний лес в этом отрывке.

2. Опишите зимний дуб, используя авторские средства выразительности.

3. Расскажите о жителях дуба. Старых знакомых мальчика.

V. Закрепление знаний. Предъявление результатов исследований

Основные выводы по группам:

- Нам осталось ответить на последний вопрос: можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа? Почему всё-таки автор назвал рассказ именно так?

- Как писателю удалось передать красоту дерева? Какую роль играет природа в жизни человека? Как при помощи слова создается образ?

- Чтобы ответить на эти вопросы, надо научиться быть внимательным к художественному слову. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?

- Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?

- Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?

- Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?

-Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

-Изменилось ли у Анны Васильевны мнение о Савушкине после прогулки по лесу? Почему она решила не говорить с его матерью?

-Почему Анна Васильевна, думая о мальчике, назвала его чудесным и загадочным гражданином будущего?

-Что изменилось в Анне Васильевне после прогулки по лесу?

-Как вы думаете, почему все ее уроки показались ей скучными и сухими? Что, по-вашему мнению, не хватало в ее уроках?

-Изменятся ли уроки Анны Васильевны после прогулки по лесу?

-Можно ли назвать Анну Васильевну настоящим учителем? Какими качествами должен обладать настоящий учитель?

-Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее?

-Как вы думаете, будет ли Савушкин опаздывать после этой прогулки? Как вы думаете, что скажет ему Анна Васильевна, если он опять опоздает?

-Как вы думаете, каким вырастет Савушкин?

- Как вы думаете, почему Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в лесу был чуткий мальчик, вслушивающийся в таинственный мир природы? Согласны ли вы с ней

Итог подводит учитель:

- Вернёмся к названию рассказа. Почему рассказ называется «Зимний дуб»?

(Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном. Природа меняет человека, делает его лучше, добрее, помогает задуматься., что человек-это песчинка во всей Вселенной. Наша задача беречь и охранять эту красоту, родную природу)

VI. Рефлексивный этап. Оценка трудностей, результатов работы.

VII. Оценивание работы обучающихся учителем.

VIII. Домашнее задание: Ю. Нагибин вот так описывает зимний дуб, режиссер фильма представил свой вариант. А вы дома, внимательно перечитав отрывок, нарисуете свой зимний дуб.

По выбору, разноуровневое д. з.

1. Читать и пересказывать.

2. Читать, пересказывать, нарисовать рисунок.

3. Читать, пересказывать и подготовить проект «Сказочная красота зимнего дерева»

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине» СПИРИДОН ДМИТРИЕВИЧ ДРОЖЖИН. «РОДИНЕ» Цели: знакомить учащихся с произведениями С. Д. Дрожжина; развивать наблюдательность, воображение;.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по разделу «Природа и мы» ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ "ПРИРОДА И МЫ". ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Ю. И. Ермолаев «Проговорился. Воспитатели» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «10» мая 2015 года Тема. Ю. И. Ермолаев.

Презентация к уроку внеклассного чтения по произведению А. Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш» в 3 классе .

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан» Тема: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан». Предметные: познакомить с творчеством.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Н. Ю. Нагибина «Зимний дуб»
Опубликовано: 26 февраля 2022 в 20:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД