Получи документы

Упражнения для развития слогового анализа и синтеза

Наталья Мамаева
Упражнения для развития слогового анализа и синтеза
▼ Скачать + Заказать документы

Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приёмов (отхлопать, отстучать слово по слогам, назвать их количество, затем она проводится в плане громкой речи (выделение гласных звуков громким голосом, такая работа позволяет устранить пропуски гласных букв на письме или их добавление, также делается акцент на основное правило слогового деления : в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков и, наконец, на основе слухопроизностельных представлений, во внутреннем плане (для этого дети должны уметь дифференцировать гласные и согласные звуки).

Публикация «Упражнения для развития слогового анализа и синтеза» размещена в разделах

Задания:

- Работа по выделению гласного звука из потока звуков, из слогов, из слов. Для этого используются символы гласных и согласных звуков (красные и синие кружки).

Например:

• Поднять красный кружок, если звук гласный, или синий - если согласный.

А, Л, О, З, А, У, М, Ш, Ы,.

• Повторить за логопедом только гласный звук, услышанный в слоге, слове.

ОХ - О, УС - У, ДА - А, ДЫМ - Ы, СТУЛ - У, ВОЛК - Ои. т. д.

• Определить гласный звук в слове (используется схема слова (прямоугольная полоска) и красный кружок, в зависимости от места звука в слове ребё нок передвигает кружок по полоске: в начало,середину или конец.

• Назвать гласные звуки в двух- и трёхсложных словах. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания (лужа - у,а; пила - и,а; канава - а,а,а.).

• Записать только гласные буквы продиктованных слов.

• Записать только согласные буквы продиктованных слов.

• Разложить картинки или записать слова под определённой схемой используатся одна заданная гласная буква).

Например:

• Разложить картинки или записать слова с определённым сочетанием гласных букв.

Например:

- Для закрепления слогового анализа и синтеза предлагаются следующие задания:

• Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов ("отхлопать" слово).

• Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (работа с числовым рядом).

• Разложить картинки в "домики" или "вагончики" в зависимости от количества слогов в ихназвании. Например детям даются следующие картинки: лес, слива, собака, муха, дом, паста, помидор. и три картинки, на каждой из которых изображё н домик: первый - с одним окошком (для слов, состоящих из одного слога, второй - с двумя окошками (для двухсложных слов, третий - с тремя окошками (для трёхсложных слов).

• Выделить первый слог в названии картинок, записать его. Объеденить слоги в слова и в предложение.

Например: "улей", "домик", "машина", "луна", "жаба". После выделения первых слогов получается предложение: "У дома лужа".

• Определить пропущенный слог в слове с помощью картинок.

Например:"Бел__, пу__вицы, __га, Бура__но, те__фон, __ро, ве__ка. "

Составить слово из слогов, данных в беспорядке (деформированные слова)

"ба,со,ка", "нок, цып, лё", "точ, ка, лас".

• Выделить из предложения слова, состоящие из определённого количества слогов.

Например (3 слога). "Кругом летают бабочки и пчёлы. " - "ба-боч-ки, ле-та-ют"

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3) .

2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.

3. Составление слов из слогов, данных вразбивку. (Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум) .

4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов : го-ло-ва) .

5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову. (Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово) .

6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами) .

7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов- в другое) .

8. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

9. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) .

10. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания (лужа, пила, лом, канава) .

11. Записать гласные данного слова.

12. Выделить 1 слог из названий картинок, записать его. Объединив слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба У дома лужа.

13. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:- буз, ут-, лод-, ка-, ка-даш.

14. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

Игры и игровые упражнения на формирование навыков слогового анализа и синтеза, слогового чтения

1. Работа по слоговым таблицам.

Способствует формированию навыка слогового чтения, развивает зрительную память. Ребенок учится читать слог целиком, составлять слова из слогов по схемам.

2. Составление слов из слогов.

Используется занимательный дидактический материал для отработки навыка многократно.

Учащимся предлагается найти и соединить флажки так, чтобы получились слова. Дополнительные задания:

• Сколько флажков находится вверху? Сколько внизу?

• Назовите орфографические правила, которые встречаются в словах.

3. Подбор слов на заданный слог (или с данным слогом).

Задание на активизацию словаря и развитие навыка слогового анализа. Очень нравится детям в форме соревнования (кто больше). Более сложный вариант задания: придумать слово на данный слог, в котором уже определено число слогов. Например, за(2) - замок, забор; ку(3) - кукушка, курица, купался.

4. Путаница.

Составление слова из слогов, предъявляемых на слух. Для этого необходимо удержать в памяти слоги, поменяв их местами, например, ки, ру (руки, вы, сли (сливы, неть, чер (чернеть). Игру можно проводить с перекидыванием мяча. Другой вариант игры требует удержания в памяти уже большего числа слогов и элементарных навыков слогового анализа. Инструкция: послушайте стихи, выделяя последний слог последнего слова каждой строчки (будет сделана пауза); если вы соедините все слоги, получится ответ на вопрос:

Эй, держи, хватай! В лесу ловят рыжую лису. Шум и гам. Народу тьма. Громче всех кричит Фома. Он без куртки, без пальто. Вместо шапки решето. Из оврага, где ольха, слышны крики петуха. Изловить лису неплохо, да мешает… (суматоха).

5. Дидактические игры.

«Слоговое домино»

Игра на составление слов из слогов, представляет собой несколько комплектов карточек, разрезанных так, что на каждой карточке находится последний слог одного слова и начальный другого. Правильно разложив карточки по принципу домино, получаем цепочку слов. Облегченный вариант: кроме слогов на карточках присутствуют картинки, так же, как и слова разрезанные пополам. Усложнё нный вариант: без картинок, слова составляются только правильным подбором слогов.

«Слоговые кубики»

Кубики, на гранях которых половинки картинок и слоги, из которых складываются названия картинок. При правильном составлении слов получаются цельные изображения предметов по тематическим группам (овощи, животные).

Публикации по теме:

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания .

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействияУпражнения для развития межполушарного взаимодействия Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую.

Пособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза словПособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи - речевое дыхание. Речевое дыхание - это дыхание в процессе.

Упражнения для развития мелкой моторики рук с помощью карандашаУпражнения для развития мелкой моторики рук с помощью карандаша Можно с детьми проводить несложные упражнения для развития мелкой моторики рук, а также для развития кисти, координации движений руки, ловкости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения для развития слогового анализа и синтеза
Опубликовано: 17 сентября 2022 в 07:08
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Упражнения для развития слогового анализа и синтеза» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мамаева (УИ 556011) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД