Ярцева Наталья
Урок литературного чтения во 2 классе «В. А. Осеева «Хорошее»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА УРОКА : «В. А. Осеева «Хорошее».
Цель: Формировать умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.
Задачи:
1. Совершенствовать навык беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь.
2. Развивать коммуникативные качества личности в процессе работы.
3. Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение, формирование представлений о таких качествах, как доброта, понимание, внимание к людям.
Публикация «Урок литературного чтения во 2 классе „В, А, Осеева „Хорошее“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Осеева В.А.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ожидаемые результаты:
- уметь подтверждать свои высказывания цитатами из текста;
- уметь находить главную мысль произведения;
- осознание детьми важности использования в речи вежливых слов и доброжелательного отношения к окружающим.
Формы организации работы детей:
Индивидуальная, фронтальная работа.
Оборудование: проектор, экран, презентация, ,
Ход УРОКА
I. Орг. момент. Мотивация.
1. Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!»
-На уроке наши глаза внимательно смотрят, И всё…. (видят)
-Уши внимательно слушают, И всё(слышат)
-Голова хорошо (работает)
II. Речевая разминка.
СЛАЙД №2
1. Работа со скороговоркой:
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
- Прочитайте скороговорку радостно, грустно.
Ш. Актуализация знаний:
1. Волшебные слова
-Кто из вас был внимательным: с какого слова я начала урок?
- Давайте вспомним другие вежливые слова:
Растает ледяная глыба
От слова теплого (спасибо)
Зеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день).
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь… (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим… (прости, пожалуйста).
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят… (до свидания).
- Почему эти слова называют волшебными?
- Как иначе называют эти слова? (вежливыми)
- Ребята, а говорить вежливые слова хорошо? (Да)
- Почему? (Потому, что, когда мы говорим вежливые слова, мы выражаем свое доброе отношение к людям).
- А какие хорошие поступки вы можете выполнять в своём возрасте? (Помогать родителям, уступать место старшим, ухаживать за больными людьми, за животными и др.)
- Что значит быть вежливым?
2. Работа с пословицами:
СЛАЙД № 3 :
За добро добру и учит.
Добрый человек добром и платят.
- Из данных слов составьте 2 пословицы и объясните, как вы понимаете их значение. Какие пословицы у вас получились?СЛАЙД№4 (За добро добром и платят. Добрый человек добру и учит.)
- Как вы понимаете значение этих пословиц?
- Какая пословица подходит к домашнему рассказу «Волшебное слово»? (первая)
-Почему? (Потому, что в рассказе добрый человек научил Павлика, как поступать хорошо).
3. Проверка знания содержания текста «Волшебное слово»
- Ну, а сейчас проверим, как вы знаете содержание текста.
- Найдите лишние предложения, которые не относятся к произведению «Волшебное слово».
СЛАЙД № 5:
-Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько!
- Такая интересная книга, прямо не оторвёшься!
-Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.
-Ему не нужна была краска.
-Постояла Оля около сестры, вздохнула и опять ушла на кухню одна.
- К какому произведению относятся 2 предложения? («Два пирожных» Ю. Ермолаев)
-Почему Павлик был сердит и разговаривал со старичком грубо?
-Чем помог старик Павлику?
-Как изменилось отношение родных к мальчику?
-Какую силу имеют вежливые слова)
IV. Постановка учебной задачи:
– Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого
СЛАЙД№ 6:
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
– Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?
СЛАЙД№7
– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева.
- Что интересного из жизни писательницы вы знаете?
(В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.
Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.)
СЛАЙД№ 8:
-Прочитайте название рассказа «ЕЕШОРОХ» «Хорошее»
СЛАЙД№ 9:
-И сегодня на уроке нам нужно :
Познакомиться … (с новым произведением В. А. Осеевой).
Учиться правильно (и выразительно читать её произведение «Хорошее»).
Проанализировать … (поступки героя).
- А еще сегодня обсудим проблемы, которые В. Осеева поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.
СЛАЙД №9
«КОРЗИНА ИДЕЙ»
- Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе «Хорошее»?
-Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» - это как? Так как надо, как желательно, как считается красивым, правильным.)
- В каких случаях мы употребляем слово “хорошо”?
- Сейчас мы прочтем рассказ и определим, чье предположение оказалось более точным?
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
1. Первичное чтение (учителем) с остановками, с предположениями:
А сестрё нка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
1 остановка
-Предположите, что будет дальше?
-Убери посуду, Юрочка.
2 остановка
-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?
-А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
3 остановка
-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?
Погладила мама Юру по голове:
4 остановка
-Как вы думаете, что ответила мама Юре?
- Понравился рассказ?
-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?
- Чье же предположение оказалось более точным?
- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?
Ответим на этот вопрос после анализа произведения.
2. Самостоятельное чтение и анализ произведения.
-Прочитайте самостоятельно текст стр.
- Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).
- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)
- О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Прочитайте, о чем он еще мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры? (Мечты у Юры были хорошие)
-А теперь посмотрим на его реальные поступки.
- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)
- А как он поступил? (Он обидел сестру)
- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)
- Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)
- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи, не мешай думать)
- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)
- Прочитайте диалог Юры и няни.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)
- А как он поступил? (Обидел няню)
- Как он с ней разговаривал? (Грубо)
- Что он ей сказал? (Некогда мне)
- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)
- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).
- Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)
- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юры)
-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры плохие)
СЛАЙД №11
МЕЧТЫ ЮРЫ ПОСТУПКИ ЮРЫ
Спасти сестрёнку Обидел сестрёнку
Спасти няню от волков Нагрубил няне
Вытащить собаку из колодца Прогнал собаку
-Совпали ли мечты и поступки у Юры? А почему?
- О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
- В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
3. Характеристика героя.
- Каким же был Юра?
На листочках записаны личностные качества человека.
-Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры. Поставьте знак +
Угрюмый
Трусливый
Непослушный
Послушный
Хмурый
Вежливый
Весёлый
Грубый
Внимательный
Заботливый
Добрый
Думающий о себе.
Смелый
Мечтательный
- Проверим, что вы выбрали и почему?
-Хотели бы вы иметь такого друга?
- Какой бы совет вы дали Юре?
- Как автор относится к своему герою?
- Прочитайте пословицу в конце рассказа.
(Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)
- Объясните, как вы понимаете эту пословицу. (Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)
- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)
V. ФИЗМИНУТКА
4. Работа с иллюстрацией.
– Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют иллюстрации.
5. Вторичное закрепление.
1. - У меня на доске цитатный план. Подумайте, правильно ли я его написала, если надо измените номер.
СЛАЙД№12-13
1 «Вот если бы на няню…» 3
2 «Вот если бы Трезорка…» 4
3 «Что, если б моя сестренка…» 2
4 Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. 1
6. Пересказ произведения одним учеником.
– Есть ли замечания или дополнения?
VI. ИТОГ УРОКА. Рефлексия
- Над чем же заставил вас задуматься рассказ В. Осеевой (Хорошее это не что – то героическое. Хорошие поступки доступны каждому. Надо научиться их совершать каждодневно.)
- Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой? (Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки, уважать людей, заботиться, приходить на помощь, говорить правду. Все рассказы В. А. Осеевой интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их.)
- Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили?
- А какие хотели бы совершить?
- Будете ли вы ждать награды за свои поступки?
Я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так.
Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!
Будем старших уважать?-Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?-Да!
Будем добрыми всегда? Да
Кто мне скажет» -Да! Да! Да! Яяя
- Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки.
- Помните, что "Жизнь дана на добрые дела".
- Добрые сердца – это сады,
Добрые слова – это корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – это плоды.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Подготовить выразительное чтение рассказа «Хорошее» родителям и узнать их мнение об этом произведении.
2. Подготовить пересказ от 1 лица.
СЛАЙД№14 Самооценка
-Оцените своё состояние после урока :
«Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока».
интересно – не интересно
не волнуюсь – волнуюсь
не устал – устал
старался – не старался
весело – грустно
доволен собой – не доволен собой