Приложение МААМ

Урок литературного чтения во 2 классе «В. А. Осеева «Хорошее»

Ярцева Наталья
Урок литературного чтения во 2 классе «В. А. Осеева «Хорошее»
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА УРОКА : «В. А. Осеева «Хорошее».

Цель: Формировать умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи:

1. Совершенствовать навык беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь.

2. Развивать коммуникативные качества личности в процессе работы.

3. Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение, формирование представлений о таких качествах, как доброта, понимание, внимание к людям.

Публикация «Урок литературного чтения во 2 классе „В, А, Осеева „Хорошее“» размещена в разделах

Ожидаемые результаты:

- уметь подтверждать свои высказывания цитатами из текста;

- уметь находить главную мысль произведения;

- осознание детьми важности использования в речи вежливых слов и доброжелательного отношения к окружающим.

Формы организации работы детей:

Индивидуальная, фронтальная работа.

Оборудование: проектор, экран, презентация, ,

Ход УРОКА

I. Орг. момент. Мотивация.

1. Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Все расселись по местам,

Никому не тесно,

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»

-На уроке наши глаза внимательно смотрят, И всё…. (видят)

-Уши внимательно слушают, И всё(слышат)

-Голова хорошо (работает)

II. Речевая разминка.

СЛАЙД №2

1. Работа со скороговоркой:

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

- Прочитайте скороговорку радостно, грустно.

Ш. Актуализация знаний:

1. Волшебные слова

-Кто из вас был внимательным: с какого слова я начала урок?

- Давайте вспомним другие вежливые слова:

Растает ледяная глыба

От слова теплого (спасибо)

Зеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день).

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим… (прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят… (до свидания).

- Почему эти слова называют волшебными?

- Как иначе называют эти слова? (вежливыми)

- Ребята, а говорить вежливые слова хорошо? (Да)

- Почему? (Потому, что, когда мы говорим вежливые слова, мы выражаем свое доброе отношение к людям).

- А какие хорошие поступки вы можете выполнять в своём возрасте? (Помогать родителям, уступать место старшим, ухаживать за больными людьми, за животными и др.)

- Что значит быть вежливым?

2. Работа с пословицами:

СЛАЙД № 3 :

За добро добру и учит.

Добрый человек добром и платят.

- Из данных слов составьте 2 пословицы и объясните, как вы понимаете их значение. Какие пословицы у вас получились?СЛАЙД№4 (За добро добром и платят. Добрый человек добру и учит.)

- Как вы понимаете значение этих пословиц?

- Какая пословица подходит к домашнему рассказу «Волшебное слово»? (первая)

-Почему? (Потому, что в рассказе добрый человек научил Павлика, как поступать хорошо).

3. Проверка знания содержания текста «Волшебное слово»

- Ну, а сейчас проверим, как вы знаете содержание текста.

- Найдите лишние предложения, которые не относятся к произведению «Волшебное слово».

СЛАЙД № 5:

-Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько!

- Такая интересная книга, прямо не оторвёшься!

-Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

-Ему не нужна была краска.

-Постояла Оля около сестры, вздохнула и опять ушла на кухню одна.

- К какому произведению относятся 2 предложения? («Два пирожных» Ю. Ермолаев)

-Почему Павлик был сердит и разговаривал со старичком грубо?

-Чем помог старик Павлику?

-Как изменилось отношение родных к мальчику?

-Какую силу имеют вежливые слова)

IV. Постановка учебной задачи:

– Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого

СЛАЙД№ 6:

«Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

– Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?

СЛАЙД№7

– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева.

- Что интересного из жизни писательницы вы знаете?

(В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.

Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.)

СЛАЙД№ 8:

-Прочитайте название рассказа «ЕЕШОРОХ» «Хорошее»

СЛАЙД№ 9:

-И сегодня на уроке нам нужно :

Познакомиться … (с новым произведением В. А. Осеевой).

Учиться правильно (и выразительно читать её произведение «Хорошее»).

Проанализировать … (поступки героя).

- А еще сегодня обсудим проблемы, которые В. Осеева поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.

СЛАЙД №9

«КОРЗИНА ИДЕЙ»

- Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе «Хорошее»?

-Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» - это как? Так как надо, как желательно, как считается красивым, правильным.)

- В каких случаях мы употребляем слово “хорошо”?

- Сейчас мы прочтем рассказ и определим, чье предположение оказалось более точным?

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

1. Первичное чтение (учителем) с остановками, с предположениями:

А сестрё нка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

-Предположите, что будет дальше?

-Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

-А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

Погладила мама Юру по голове:

4 остановка

-Как вы думаете, что ответила мама Юре?

- Понравился рассказ?

-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?

- Чье же предположение оказалось более точным?

- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

Ответим на этот вопрос после анализа произведения.

2. Самостоятельное чтение и анализ произведения.

-Прочитайте самостоятельно текст стр.

- Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте, о чем он еще мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры? (Мечты у Юры были хорошие)

-А теперь посмотрим на его реальные поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи, не мешай думать)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)

- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юры)

-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры плохие)

СЛАЙД №11

МЕЧТЫ ЮРЫ ПОСТУПКИ ЮРЫ

Спасти сестрёнку Обидел сестрёнку

Спасти няню от волков Нагрубил няне

Вытащить собаку из колодца Прогнал собаку

-Совпали ли мечты и поступки у Юры? А почему?

- О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

- В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

3. Характеристика героя.

- Каким же был Юра?

На листочках записаны личностные качества человека.

-Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры. Поставьте знак +

Угрюмый

Трусливый

Непослушный

Послушный

Хмурый

Вежливый

Весёлый

Грубый

Внимательный

Заботливый

Добрый

Думающий о себе.

Смелый

Мечтательный

- Проверим, что вы выбрали и почему?

-Хотели бы вы иметь такого друга?

- Какой бы совет вы дали Юре?

- Как автор относится к своему герою?

- Прочитайте пословицу в конце рассказа.

(Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)

- Объясните, как вы понимаете эту пословицу. (Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)

- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)

V. ФИЗМИНУТКА

4. Работа с иллюстрацией.

– Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют иллюстрации.

5. Вторичное закрепление.

1. - У меня на доске цитатный план. Подумайте, правильно ли я его написала, если надо измените номер.

СЛАЙД№12-13

1 «Вот если бы на няню…» 3

2 «Вот если бы Трезорка…» 4

3 «Что, если б моя сестренка…» 2

4 Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. 1

6. Пересказ произведения одним учеником.

– Есть ли замечания или дополнения?

VI. ИТОГ УРОКА. Рефлексия

- Над чем же заставил вас задуматься рассказ В. Осеевой (Хорошее это не что – то героическое. Хорошие поступки доступны каждому. Надо научиться их совершать каждодневно.)

- Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой? (Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки, уважать людей, заботиться, приходить на помощь, говорить правду. Все рассказы В. А. Осеевой интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их.)

- Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили?

- А какие хотели бы совершить?

- Будете ли вы ждать награды за свои поступки?

Я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так.

Я готов для всех всегда

Делать добрые дела.

Совершив такой поступок,

Говорю я — да, да, да!

Будем старших уважать?-Да!

Будем дерево сажать? ---Да!

Будем маме помогать? --Да!

А братишку одевать?-Да!

Позаботимся о кошке? --Да!

Птицам мы насыплем крошки?-Да!

Позаботимся о друге? ---Да!

И цветы польем на клумбе?-Да!

Будем добрыми всегда? Да

Кто мне скажет» -Да! Да! Да! Яяя

- Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки.

- Помните, что "Жизнь дана на добрые дела".

- Добрые сердца – это сады,

Добрые слова – это корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – это плоды.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Подготовить выразительное чтение рассказа «Хорошее» родителям и узнать их мнение об этом произведении.

2. Подготовить пересказ от 1 лица.

СЛАЙД№14 Самооценка

-Оцените своё состояние после урока :

«Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока».

интересно – не интересно

не волнуюсь – волнуюсь

не устал – устал

старался – не старался

весело – грустно

доволен собой – не доволен собой

Публикации по теме:

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Урок литературного чтения в 4 классе «Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» Л. КАССИЛЬ. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». ЭТИКЕТНЫЕ ЖАНРЫ И СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ Учащиеся должны знать: в чем заключается роль речи (диалога) в характеристике.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан» Тема: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан». Предметные: познакомить с творчеством.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» (первый урок) Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие,.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения во 2 классе «В. А. Осеева «Хорошее»
Опубликовано: 26 августа 2021 в 19:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок литературного чтения во 2 классе «В. А. Осеева «Хорошее»» (включая файлы) размещена пользователем Ярцева Наталья (УИ 2090982) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД