Папки-передвижки

Технологическая карта урока Орксэ в 4 классе «Православный храм»

Галина Николаевна Шадрина
Технологическая карта урока Орксэ в 4 классе «Православный храм»

Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему "Православный храм"

Шадрина Галина Николаевна, учитель истории

МБОУ «Чикойская СОШ» Кяхтинского района РБ

УМК: учебник: А. В. Кураев «Основы православной культуры», рабочая тетрадь на печатной основе для 4-х классов : С. Н. Фролова «Основы религиозной культуры и светской этики», часть II.

Публикация «Технологическая карта урока Орксэ в 4 классе „Православный храм“» размещена в разделах

Класс : 4

Урок : 14

Тема урока : Православный храм.

Тип урока : изучение нового материала.

Цель урока : формирование у учащихся представления о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов обучения:

– воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;

– воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям;

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

– развивать у учащихся навык слушания;

– развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным текстовым материалом;

– развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия;

– развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активировать историко-культурный словарь учащихся.

направленные на достижение предметных результатов обучения:

– познакомить с устройством православного храма.

Основные термины и понятия: храм, священник, канун, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.

Оборудование: ПК, мультимедиа, раздаточный материал, аудиозапись колокольного звона

Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД

I. Организационный момент

Приложение 1. Слайд №1

Здравствуйте, ребята!

Улыбнемся солнышку,

Дадим друг другу руку

Поднимем настроение себе и другу.

Желаю вам успешной работы на уроке. Ученики поворачиваются друг к другу, улыбаются, настраиваются на работу Личностные УУД:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

II. Актуализация знаний

– Пожалуйста, внимательно послушайте, что сейчас прозвучит.

(аудиозапись колокольного звона).

– Какую музыку вы сейчас слышали?

– Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите слова, которые ассоциируются с колокольным звоном. Назовите эти слова. (Прием «Кластер»). Дети слушают и отвечают на вопросы учителя,

записывают слова-ассоциации. Познавательные УУД:

преобразовывать информацию из одной формы в другую; выводы в результате совместной работы класса и учителя.

III. Формулирование темы урока

Постановка цели урока. Планирование своей деятельности.

Слайд №2.

– Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете, какая тема нашего урока?

– Попробуйте дать определение слову «храм».

– Зачем люди посещают храм?

Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земли. Храмы нужны человеку».

– Нам нужны знания о православных храмах, чтобы познакомиться с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке? (Слайд №3).

– Что нам поможет достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию? Определяют тему урока, дают свое объяснение слову «храм». ( Предполагаемые ответы: «Храм – это здание, в котором люди молятся, ставят свечки. В храме обычно происходят обряды крещения,венчания, отпевания. В храме много икон. В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чем-то»).

Формулируют цель урока.

1) получить знания о назначении православного храма;

2) познакомиться с устройством православного храма.

Ученики выбирают карточки и составляют план урока. Регулятивные УУД:

определение и формирование темы урока и цели своей деятельности на уроке с помощью учителя, планирование своей деятельности.

Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IV. Изучение нового материала

1) Беседа с учащимися

– Жизнь православного человека с самого рождения до смерти связана с храмом (слайд №4). В самые сложные и тяжелые времена люди всегда обращались за помощью к Богу. Вспомните, пожалуйста, такие исторические моменты и назовите их (слайд № 5).

– Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество. (Слайд №6).

Лучшие храмы стали славой России (слайды № 7-10). Памятниками мировой культуры признаны Киевский и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергеевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Успенский собор нашего города и многие другие храмы России.

Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов?

2) Выступление заранее подготовленного ученика

– Одной из особенностей храма, отличающей его от других строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько. Количество куполов может быть различным, и каждое число символично. Более подробно об этом нам расскажет Хазеева Алиса (слайд №11)

3) Проведение физкультминутки

Вот мы руки развели,

словно удивились.

И у храма до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямлялись,

Ниже, ниже, не ленись.

Поклонись и улыбнись!

4) Работа в группах

– Итак, сейчас мы с вами «отправляемся в храм». Что же является частями любого православного храма? Православный храм можно разделить на три части: притвор, средняя часть или сам храм, алтарь (слайд №12). А сейчас, чтобы узнать о внутреннем строении храма, используя цветовые смайлики, мы разделимся на пять групп. У каждой группы своё задание. Ваша задача: используя материал учебника с. 48-51, объяснить понятия и подготовить сообщение. В этой работе вам помогут карточки.

1-я группа – канун, поминальная записка

Группа №1

Объясни следующие понятия:

Канун – это…

Поминальная записка – это…

Куда можно поставить свечи, молясь за себя и за других живых людей?

2-я группа – икона

Группа №2.

Ответь на вопросы:

– Что такое икона?

– Может ли православный человек молится без иконы?

– О чём обычно люди молятся?

– Почему в молитве нельзя просить зла?

3-я группа – иконостас

Группа №3.

Заполни пропуски:

Целая стена из икон называется …. В центре расположены двери. Они называются …. Справа от Царских врат всегда икона …. Слева всегда икона … … .

4-я группа – алтарь

Группа №4.

Закончи предложения:

За иконостасом находится …. Никто не имеет права туда входить без … …. Система запретов в православной культуре способствует … человека. Надо уметь, уметь, уметь … и … .

(Слова для справок : благословения, алтарь, развитие, ждать, останавливаться, уступать, понимать.)

5-я группа – священник

Группа №5.

Подумай и ответь:

1) Человек, совершающий в храме все таинства и богослужения?

2) Священник в храме работает или служит?

3) При встрече с детьми священник сказал важные слова, которые относятся как к крещеным, так и некрещеным людям, верующим и неверующим в Бога. Каким должна быть жизнь человека?

5) Выступление групп. Составление глоссария

(Учитель прикрепляет карточки на схеме храма).

Вывод: При встрече с детьми священник сказал важные слова, которые относятся как к крещеным, так и некрещеным людям, верующим и неверующим в Бога. «Душой тянутся к Небу, а делами помогать ближним». Дети слушают учителя и отвечают на вопросы.

(Например, Куликовская битва, стояние на Угре, Бородинская битва).

( Предполагаемые ответы: купола, кресты).

Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением с использованием презентации.

(Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

– Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (пламя свечи, форму луковицы). Купол напоминает пламя свечи, пламя которой тянется вверх, а свет и тепло отдает тем, кто рядом. Купол заканчивался вверху главой, на которой ставится крест. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Их значение символично:

– две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

– три главы (три лица Святой Троицы);

– пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

– семь глав (семь таинств и семь Вселенских Соборов);

– девять глав (девять чинов Ангельских);

– тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов);

– тридцать три главы (по числу земных лет Иисуса Христа).

Выполняют физкультминутку.

Делятся на группы. Выбирают командира группы.

По учебнику с. 48-51 находят определение понятий и готовят выступление.

Оценивают выступления, задают вопросы на понимание материала Коммуникативные УУД:

развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме; владение диалогической формой общения.

Познавательные УУД:

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

подробное пересказывание небольшого текста;

выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной формах; владение диалогической формой общения. Инициативное сотрудничество в поиске и соре информации; контроль своего поведения.

V. Применение знаний и умений

– Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме. Посмотрите видеоролик «В храме». Будьте внимательны, это поможет вам выполнить задания в тетради.

(Работа в парах с последующей взаимопроверкой). Учащиеся смотрят видеоролик (фрагмент) «В храме».

Работая в паре, выполняют задания в тетради на печатной основе (Задание №1. Сделай надписи к картинкам). Познавательные УУД:

преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы в результате совместной работы.

VI. Подведение итогов урока

– Сегодня на уроке мы много узнали о православном храме.

– Что такое храм? Зачем люди ходят в храм? Какие храмы города Кяхта тебе известны?

VII. Рефлексия. (Слайд №13)

Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:

– Мне понравилось…

– Мне запомнилось…

– Я узнал…

– Мне бы хотелось

– В конце нашего занятия предлагаю написать синквейн на тему урока. (Слайд №14, 15) Личностные УУД: развитие умения высказывать свое отношение, выражать свои эмоции.

Коммуникативные УУД: оценка действий сверстников; умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей.

VIII. Оценивание

– В тетради на печатной основе с…. вырази своё отношение к уроку по следующим критериям: интерес, трудность, важность. Закрашивают пламя свечей, выражая свое отношение к уроку. Регулятивные УУД: анализировать свою деятельность на уроке, оценивать ее.

IX. Домашнее задание:

основное: прочитать текст учебника с. 48-51;

альтернативное: 1) составь кроссворд на тему «Православный храм»;

2) Сообщение на тему «Храмы города Кяхта».

Публикации по теме:

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе «Профессии» Конспект урока 4 класс "Профессии" Технологическая карта урока английского языка по теме: «Professions» Класс: 4 Тема: Professions Тема.

Технологическая карта урока по математике во 2 классе «Квадрат» Технологическая карта урока по математике Учитель: Фефилова Е. С. Предмет: математика Класс: 2В Учебник: М. И. Моро Математика, 2 класс 2.

Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.

Технологическая карта урока математики в 1 классе «Число 10» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» городского округа город Шарья Костромской.

Технологическая карта урока истории в 10 классе «Введение в Новейшую историю» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет ИСТОРИЯ. 10 класс Предмет История Всеобщая Класс 10 Номер урока 1 Урочная/не-урочная форма Урок изучения.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Технологическая карта урока математики «Величины» во 2 классе Предмет: математика Класс: 2 Тема: Закрепление знаний по теме «Величины». Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое деньги?» в 3 классе Технологическая карта урока окружающего мира Предмет Окружающий мир Класс 3 класс Программа Школа России Ресурсы 1. Учебник «Мир вокруг.

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе «Как путешествует письмо?» Урок по окружающему миру 1 класс учитель Елисеева С. А. Тема: «Как путешествует письмо?» Цели деятельности учителя образовательные:.

Технологическая карта урока по ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема урока: ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта урока Орксэ в 4 классе «Православный храм»
Опубликовано: 2 октября 2022 в 07:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД