Папки-передвижки

Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Людмила Ивановна Митрохина
Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Тема урока : Имя существительное как часть речи.

Тип урока : урок изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Цели урока :

• Активизировать знания учащихся о существительном как части речи;

• Совершенствовать навыки опознавания существительных среди других частей речи;

• Познакомить учащихся с многообразием значений имен существительных;

Публикация «Урок русского языка в 6 классе по теме „Имя существительное как часть речи“» размещена в разделах

Развивать лингвистическую компетенцию учащихся;

• Совершенствовать навыки правописания.

Задачи:

Образовательные:

• Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Имя существительное как часть речи», полученных в начальной школе;

• Развитие умения воспринимать информацию;

• Формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся;

• Обогащать словарный запас;

• Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных) :

• Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

• Развитие речевых способностей учащихся;

• Развитие умения работать в группе.

Развивающие:

Осуществление системно-деятельностного подхода;

• Развитие интереса к русскому языку;

• Развитие творческих способностей;

Воспитательные:

• Воспитание интереса и уважения к родному языку;

• Воспитание ценностного отношения к слову;

• Формирование навыков публичного выступления;

Развитие коммуникативных УУД:

• Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу, умения слушать товарища

Формы и методы работы: здоровьесберегающая технология, групповая работа, аналитическая работа, коллективная.

Формирование и развитие универсальных учебных действий.

Предметных:

В познавательной сфере:

• Распознавание имен существительных в речи и определение их морфологических признаков;

• Построение речевых высказываний с употреблением имен существительных;

• Владение лингвистической терминологией.

В ценностно-ориентационной сфере:

• Формирование любви к малой родине.

В эстетической сфере:

• Уметь видеть прекрасное в языке и художественном творчестве.

Метапредметных:

Регулятивных:

• Постановка учебной задачи;

• Владеть приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

• Умение работать в группах;

• Структурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях.

Познавательных:

• Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Коммуникативных:

• Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

• Умение слушать и вести диалог; принимать коллективное решение;

• Сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

Личностных:

• Испытывать гордость за богатство и выразительность родного языка;

• Осознавать роль имен существительных в речи;

• Ориентировать в социальных ролях и межличностных отношениях.

Оборудование:

• компьютер, экран;

• презентация, содержащая задания; распечатка заданий

Х ОД УРОКА.

I.Оргмомент. Приветствие.

- Сегодня у нас гости- учителя русского языка и литературы школ района.

I I. Мотивация учебной деятельности учащихся

1. Притча: Лень и Работа

Вышли на прогулку Лень и Работа. Работа всему радуется, везде старается побывать. Где только можно — помочь, а Лень только зевает.

Вернулись они домой. Лень и говорит:

— Ох, и устала же я! Надо бы отдохнуть!

А Работа как ни в чем не бывало:

— Отлично отдохнула! Теперь с новыми силами — пора и за дело!

-Вот и нам пора за дело.

III.Актуализация знаний.

-Мы работаем в группах. Задания будут на листочках и на слайдах презентации. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Для разминки предлагаю вам работу. Это задание №1, смотрите листы с распечатанными заданиями.

1. Синтаксическая пятиминутка. Задания выполняются по группам.

Все записывают предложение.

1-я группа выполняет синтаксический разбор предложения

Файл 1:

В спокойн. м зеркал… озера отр. жались голубизна неба и зар. сли береговых ив.

Файл 2

2-я группа дает объяснение орфограмм.

Файл 3

3-я группа делает фонетический разбор слова «цирк», морфемный разбор слова «голубизна».

-Итак, послушаем участников групп. Начинает группа №2

Файл 2: Проверим работу ребят

Продолжает группа №1

Файл №3

Завершает работу по первому заданию группа №3

Файл №4

2. Беседа. Работа в группах: Вспомним, о чём говорили на прошлом уроке. Вопросы:

1-я группа

- С каким разделом науки о языке вы познакомились на предыдущем уроке?

2- группа:

- Что изучает морфология?

3-я группа:

- Вспомните, пожалуйста, какие группы частей речи вы знаете? (самостоятельные, служебные, междометия)

IV. Постановка цели и задач урока.

- Перед вами на слайдах короткие стихотворения. Прочитайте, подберите к ним названия, в которых будет отражаться тема стихотворения.

Работа в группах

1. Отпуск. Море. Песок. (Лето) ФАЙЛ 5

Поле. Пшеница. Колосок.

Бабочки. Пчёлы. Солнце. Жара.

Речка. Рыбалка. Улов. Уха.

2.. (Любимая еда) ФАЙЛ 6

Чай, конфета, шоколад

Сыр, печенье, мармелад

Булка, сливки, бутерброд

Фрукты, ягоды, компот.

3. Стол, компьютер, интернет ФАЙЛ 7

руки, голова, ответ

кружка, ложка, чай, поднос,

тексты, темы, спам, вопрос

-В чём особенность предложенных текстов?

-Подумайте, какая у нас сегодня тема урока? Правильно. Запишем в тетрадях число, тему урока «Имя существительное как часть речи».

- Вспомните, что вы уже знаете об имени существительном из начальной школы? ФАЙЛ 8 (корзина знаний)

- Вот видите! В вашей памяти это уже хранится! Значит это нужно!

-Попробуйте определить задачи нашего урока. Что мы будем делать? (Закрепим имеющиеся знания, расширим свои представления о существительном, о его морфологических признаках и синтаксической роли)

V.Первичная проверка понимания

1.

Файл 9 «Имя существительное – хлеб языка»,- утверждал Л. В. Успенский. Как

вы понимаете смысл высказывания?

(Хлеб-главный. основной продукт на столе. Отсутствие его говорит о крайней нужде.

ФАЙЛ 10Так и отсутствие существительных в речи делает её непонятной, скучной) Действительно, установлено, что в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

2.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам интересное задание. ФАЙЛ 11

- Перед вами текст, прочитайте его. Найдите слова, похожие на существительные. Как вы это определили? (ВОПРОС ДЛЯ 1-ОЙ ГРУППЫ)

(можно поставить вопрос кто? можно заменить похожими существующими словами)

-Можно назвать эти слова существительными и вообще словами? (Нет, слова имеют лексическое и грамматическое значения)

-Что же такое имя существительное? (Ответы детей)

3.-Итак, имя существительное обозначает предмет. В лингвистике слово «предмет» имеет широкое значение. Давайте уточним, что конкретно может обозначать существительное. (Просмотр мультфильма) ФАЙЛ12

-Так что же могут обозначать имена существительные?

(Предметы, явления природы, события, чувства)

-Дополните ответ, используя упр. 510: что ещё могут обозначать имена существительные. ФАЙЛ 13

- Вопрос на внимание:

Как в ролике объясняется значение слова СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ФАЙЛ 14

Задания группам:

1-я: выписать только существительные, подумать, что они обозначают

Смелый, смелость; храбрый, храбрость; мужественный, мужество; добрый, доброта; бесстрашный, бесстрашие; отважный, отвага.

2-я группа: Синий, синева; красный, краснота; желтый, желтизна, чёрный, чернота;

белый, белизна; зелёный, зелень.

3-я группа: Бегать, бег, беговой; стрельба, стрелять; водительский, вождение, водить; рисовальный, рисовать, рисунок; слушательный; слух, слушать, удивить, удивление, удивительный.

ФАЙЛ 15ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Поиграем с вами в «ДА-НЕТ»

-Грамматическое значение существительного- значение предмета+

-Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными

-Имена существительные изменяются по падежам+

-Имена существительные изменяются по числам +

-Имена существительные изменяются по родам-

-Имена существительные в предложении только подлежащие-

Файл 16

5. Работа с текстом

У каждого человека есть родина. Дедилово -- моя родина. Здесь я родился, здесь живут мои друзья. О моей малой родине написано немало книг. В них рассказывается о селе в годы войны, о замечательных людях-тружениках. Меня всегда тянет на родину, если я далеко от неё. В сердце я храню песни родины.

-тема

-определите, каким членом предложения являются выделенные слова

VI.Этап рефлексии ФАЙЛЫ 17-18-19

-Расскажите об имени существительном по опорному конспекту: опорные конспекты для каждой группы разные

Опорный конспект

1-я группа:

1. Существительное – отвечает на вопросы …

Обозначает …

2. Морфологические признаки: собственное и …, одушевленные и …., род …., склонение.

Изменяется по числам, падежам

3. В предложении является.

Группа2:

1. Существительное – отвечает на вопросы …

Имеет общее грамматическое значение …

2. Морфологические признаки: постоянные…

Морфологические признаки (непостоянные, то есть, как изменяется…

3. В предложении является.

Группа3:

1. Дайте определение имени существительного (что такое сущ-ое…

2. Существительные, отвечающие на вопрос кто, называются …

Существительные, отвечающие на вопрос что? называются…

Таня, Кирилл, Иванова, Москва, Дедилово – это существительные…

Девочка, мальчик, имя, фамилия, город, село – это существительные…

3. Чаще всего существительные в предложении бывают (какими членами …

VII.Лист самооценки ФАЙЛ 20

-Ребята, урок наш закончился. Вы молодцы. У каждого из вас есть лист самооценки. Поработайте каждый в своём листочке. Оцените свою работу.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_24d38.pptx | 1067,62 Кб
 
Публикации по теме:

Урок русского языка по обобщению и систематизации изученного «Имя существительное как часть речи» в 6 классе Цели урока: - обобщить и расширить сведения о существительном как части речи; - повторить морфологические признаки имени существительного;.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения недели русского языка и литературы в МОУ «Лицей №2» 11.02.2019 г.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Опубликовано: 22 июля 2023 в 09:24
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД