Получи документы

«Уроки Королевы Ошибок». Сказка в работе по развитию речи и подготовке к обучению грамоте со старшими дошкольниками

Ольга Кряж
«Уроки Королевы Ошибок». Сказка в работе по развитию речи и подготовке к обучению грамоте со старшими дошкольниками

В педагогической практике часто приходится наблюдать у детей страх совершить ошибку, психологические проблемы, фобии. Обучающая, развивающая и психологическая сказка «Уроки Королевы Ошибок» посвящена роли ошибок в жизни человека и призвана изменить взгляд на них. Она:

Публикация «„Уроки Королевы Ошибок“, Сказка в работе по развитию речи и подготовке к обучению грамоте со старшими дошкольниками» размещена в разделах

— закрепляет понятия «гласные», «согласные», «звонкие», «глухие», «твердые», «мягкие», «сонорные», ударение, «гласные первого ряда», «гласные второго ряда»;

— помогает понять, как появляются исключения из правил;

развивает речь, умение определять в слове ударные и безударные слоги, подбирать однокоренные слова при работе с безударными гласными, навыки подбора проверочного слова при определении парных согласных, применять изученные правила;

— учит писать слова без пропусков, замен и перестановок букв (описан прием предупреждения);

— способствует коррекции распространенных специфических (дисграфических) ошибок;

развивает желание учиться и находить ответы самостоятельно;

— формирует понимание того, что опыт приходит через ошибки, заменяет негативное, травмирующее отношение к ним на осознанное желание добиваться своей цели;

— расширяет представления и знания ребенка о себе и окружающем мире;

— помогает корригировать психологические состояния, фобии, различные страхи, комплексы;

формирует понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, представление о дружбе как о великой ценности, а также веру в себя, свои силы, упорство в достижении цели;

— обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;

— учит пониманию того, что все находится в руках самого человека.

Сказку можно включать в занятия (рассказывать частями) или рекомендовать для внеклассного чтения (частями) с дальнейшим обсуждением (беседой). Варианты вопросов приведены ниже.

Сказка о визите Королевы Ошибок в Страну звуков

Эта история произошла в стародавние времена в замечательной Стране звуков, жителями которой были самые разные звуки. Так же, как и люди, они отличались друг от друга. У каждого был свой характер. На улице Поющих звуков жили гласные. Больше всего на свете они любили петь и очень гордились этим. Им очень нравился красный цвет, поэтому их звуковые домики были красными.

Звук А пел то звонко и радостно, то тихо и жалобно, а йотом опять звонко, как оперный певец. Звук О с разной интонацией и на все лады удивленно произносил: «О-о-о» и вздыхал: «о-о-о-о». Звук У то как будто упрекал кого-то в чем-то, то как будто плакал, то начинал гудеть. Звук Э был задумчивым и рассудительным, а И всегда находился в хорошем настроении! Звук Ы часто грустил и мечтал с кем- нибудь подружиться. Ему очень хотелось красиво спеть, как его соседи, когда они пели хором: «Ау, уа, аоу». Иногда и он пел с ними, только ему это пение радости не приносило.

На соседней улице Шумных звуков жили звуки, соответствовавшие своему названию. Бесконечно они производили различные шумы: звук Б бубнил: «Б-б-б-б», П пыхтел: «П-п-п-п», Д долбил: «Д-д-д-д», Т тарахтел: «Т-т-т-т», Ж жужжал: «Ж-ж- ж-ж», Ш шипел: «Ш-ш-ш-ш», 3 звенел: «З-з-з-з», С свистел: «С-с-с-с», Р рычал: «Р-р-р-р», Ф фыркал: «Ф-ф-ф-ф». Никто на этой улице не мог петь так звонко и долго, как соседи из красных домиков. Звуки жили каждый сам по себе.

Так продолжалось до тех пор, пока не произошло событие, полностью перевернувшее их привычную жизнь. В Стране звуков появилась госпожа. Была она величественна и сияла так, будто ее соткали из света. Исходящий от нее яркий свет позволял лишь на мгновение задержать на ней взор. Но даже этого было достаточно, чтобы прийти в восхищение от ее красоты: не-обыкновенно добрых и умных глаз и взгляда, излучавшего любовь.

— Давно за вами наблюдаю. Как скучно вы живете! — с огорчением произнесла она. Жители от неожиданности и удивления не смогли ничего произнести, и только у звука О изумленно вырвалось: «О-о-о-о-о-о-о!»

— Вижу, вижу ваше удивление. Это потому, что вы не знаете, кто перед вами. Я — Королева Ошибок, правительница всех ошибок, которые когда-либо совершались и которые произойдут в будущем. Я самый главный учитель для каждого живого существа в этом мире и помогаю всем без исключения, когда кто-то сбивается с пути. Мне известно все на свете: каждая ошибочная мысль, каждый поступок и каждое действие. Много веков мои подданные — ошибки и ошибочки — помогают всем и каждому указывать правильный путь в любом деле. Я всегда появляюсь, когда что-то происходит неправильно и срочно нужно принимать меры.

— Так почему вы не дружите? Дружба — это так замечательно!

Услышав это, Ы заплакал: «Ы-ы-ы-ы. Мне очень грустно и я давно мечтаю подружиться с другими звуками и спеть с ними красивую песню».

Ошибка, большая ошибка, что вы все врозь, — продолжала сокрушаться гостья.

— Я сейчас же все исправлю!

— Ы! Иди скорее знакомиться с другими звуками, — приказала она.

— Нет! Нет! Не делай этого! — хором заголосили, запротестовали гласные. Не нужно! Эти звуки все ужасные и совсем не умеют петь! У них у всех какая-то преграда во рту! От них один только шум! Ничего хорошего из этого не выйдет!

Разве вам известно, что выйдет? Не нужно задаваться! — горячо воскликнула Королева Ошибок. Нельзя сравнивать вас с шумными звуками, потому что вы разные! Каждый из вас хорош по-своему! А вот когда начнете петь вместе — вы будете прекрасны!

Звук М решился и первым подошел к Ы с предложением попробовать вместе спеть. И они запели.

Получилось красиво и торжественно: «МЫ!» Что тут началось! Настоящий праздник! Все бросились друг к другу, отовсюду стали раздаваться новые песни. Звукам было очень интересно знакомиться друг с другом, и они были счастливы от того, как красиво они звучат вместе со своими новыми друзьями.

Это действительно чудесно! Спасибо за урок, Ваше Величество, — сказали гласные.

Дружить очень интересно и радостно, и все-таки мы хотим, чтобы шумные звуки признали, что без нас никаких песен не получается! Мы — гласные, — важно добавили они. — Мы самые главные!

Вы опять задаетесь? — строго спросила Королева, и в этот момент раздалось:

Да согласны, согласны мы, — радостно загремели шумные звуки! — Это ведь действительно так!

Если вы согласны, то так вас теперь и назовем! Согласными! И с этого дня больше нет улицы Шумных звуков, есть улица Согласных звуков!

Гласные обрадовались, что все решилось мирно. Они хотели поблагодарить своих новых друзей за поддержку. В это время вдруг кто-то громко воскликнул:

— Здорово! Или здорово? — и так весело рассмеялся, что заразил своим весельем всех. Звуки от души стали хохотать. Не удержалась от смеха и Королева. Она спросила:

— Кто вы, милый весельчак?

— Я — ударение, Ваше Величество! Дружу с гласными, обожаю играть в слова и менять их смысл! Мне так это нравится, что у меня всегда прекрасное настроение. Я чувствую себя волшебником! Чудно — чудно! Дома — дома! Голоса —голоса!

— Да уж, с тобой не соскучишься! — сказали гласные. Они были очень довольны тем, что ударение дружит только с ними.

Знакомство звуков продолжалось. У всех было праздничное настроение.

А Королева слушала новые песни и внимательно наблюдала за происходящим. «Как красиво получилось, когда звуки Э, О, У и А по очереди пели со звуком Й: ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА, - подумала она. — Звучат почти так же, как гласные, только как- то мягче».

Она обратилась к гласным:

— Вы все живете в одном ряду, может быть, построить еще второй ряд, где будут жить пары ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА? Мне очень нравится, как вы поете вместе.

— Ладно, — согласились глаcные. — Пусть теперь будут гласные первого и второго ряда.

Веселье продолжалось. Больше всех выделялась пара звуков М и Ы. Их голоса слились, они крепко держали друг друга, как будто боялись потерять. «МЫ», — кричали они. — Как это великолепно! Восхитительно! Теперь мы всё можем! Составлять слоги, слова, фразы, предложения и целые тексты! Почему мы не делали этого раньше! Теперь так интересно стало жить! Как мы счастливы! Остальные звуки одобрительно загудели и снова продолжали сочинять новые песни.

Королева Ошибок опять обратилась к гласным первого и второго ряда:

Вы заметили, что согласные перед вами звучат по- разному? Перед гласными первого ряда твердо, а перед гласными второго ряда и звуком И нежно и мягко?

Нет, не заметили! Ваше Величество, как же вы внимательны!

— Давайте сделаем это правилом! Все согласные перед гласными первого ряда должны звучать твердо, а перед гласными И, Е, Ю, Я — мягко, — предложили гласные.

— Согласные звуки, а как вы к этому относитесь? — спросила Королева.

Согласные ненадолго задумались, а потом друг за другом стали соглашаться.

— Согласен! Согласен! — раздавалось отовсюду, и вдруг среди всеобщего одобрения послышалось троекратное и решительное «нет!». Посиневшие от

волнения звуки Ж, Ш и Ц категорически заявили:

— Нет, нет и еще раз нет! Никогда! Слово наше твердо! Мы не собираемся выполнять приказы гласных! То мы, видите ли, твердые, то мягкие! Вы хотите нас погубить! Что же это получается, если меня произнести мягко, сказал Ш, то получится Щ, а такой звук уже есть! А как ужасно звучит Ць! Тут присоединились позеленевшие от страха за свою судьбу звуки Щ, Ч и Й:

— А мы такие ласковые и мягкие, мы совершенно не умеем звучать твердо!

— Верно, — произнесла Королева. Какие вы молодцы — отстаиваете свои интересы! Гласные, пишите новый приказ! Отныне звуки Ж, Ш и Ц в виде исключения всегда только твердые, а звуки Щ, Ч и Й всегда только мягкие. И крыши своих домов покрасьте в синий цвет — для твердых согласных, и в зеленый — для мягких!

— А как быть, если бываешь то твердым, то мягким, — поинтересовались согласные. Королева Ошибок задумалась и объявила:

— Есть решение! Половина дома будет синего цвета, половина зеленого.

— Мудро! — обрадовались согласные.

Ударение тут же радостно подхватило:

— Мудро или мудро?

— Ваше Величество, у меня предложение, — сказала буква Я. — Нужно на каждом домике написать букву, которая обозначает звук хозяина домика. Я, к примеру, ведь не звук, а буква, которая обозначает два звука И и А! И так же все жители улицы гласных второго ряда, кроме И.

— Правильно, — поддержали предложение все звуки.

Тут подошли два знака — Ъ и Ь.

— Мы не обозначаем звуки, но вам без нас никак не обойтись! — заявили они. Будем жить с вами по соседству. Никто не возражал, все были только рады.

— Еще предложения есть? — обратилась Королева Ошибок к звукам и буквам.

— Да! Есть! Мы хотели бы жить парами, — заявили звуки Б и П, В и Ф, Д и Т, Г и К, Ж и III, 3 и С. Мы заметили, что очень похожи, а отличаемся тем, что Б, В, Д, Г, Ж, 3 — звонкие, а П, Ф, Т, К, Ш, С — глухие. К сожалению, звонкости на все слово не хватает, и мы звучим как паша глухая пара. Если мы будем жить вместе, так легче все запомнят, что нас надо проверять, чтобы отличить друг от друга.

— А мы? Как же мы? Мы тоже имеем право на отдельное название! — обратились звуки Р, JI, М, Н и буква И — мы особенные! Конечно, мы не гласные, однако нас всегда хорошо слышно в любом месте и мы такие звонкие, что нас никто и никогда не перепутает!

— Да, это правильно, — согласилась гостья. Будете называться сонорными и жить на одной улице!

— Спасибо, Ваше Величество! — обрадовались сонорные звуки.

— Мне пора возвращаться в замок, — сказала величественная гостья. — Надеюсь, что теперь у вас все будет хорошо. И будьте осторожнее с законами и правилами! Помните, что грозило твердым и мягким звукам? Прежде чем принять закон, нужно узнать мнение тех, для кого вы их принимаете. И еще одно напутствие: не нужно бояться ошибок, через них приходят опыт и знания. Повторять же их тоже не следует.

— А как узнать, ошибаешься или нет? — спросил рассудительный звук Э.

— Прислушайтесь к себе! Когда путь верный, душа поет и начинает светиться, как у вас сейчас, — ответила Королева.

— Вот почему вы так сияете! — догадались звуки.

— Конечно! Я радуюсь успехам каждого из вас!

Благодарные звуки никак не хотели отпускать гостью, которая подружила всех жителей, подарила столько возможностей и радости. Помогло ударение, оно снова пошутило:

— Замок закрыт на замок! — шутка была очень кстати, рассмешила и обрадовала всех.

Жители Страны звуков закружились хороводом вокруг Королевы Ошибок, и это было очень красочное зрелище. Гласные первого и второго ряда в ярко красных рубашках, звуки Ж, Ш, Ц — в синих, Ч, Щ — в зеленых, а остальные — в сине-зеленых. Хором пели удивительные песни, сочиняли стихи. Однако наступил вечер, и пришла пора прощаться.

— Ваше Величество, мы всегда будем помнить о вас. Теперь мы навеки Ваши подданные и тоже готовы служить людям, — пообещали жители Страны звуков.

— Спасибо! Мне приятно это слышать. Я тоже никогда вас не забуду. Грустно, но вы первые, кто мне благодарен. Меня или не замечают, или боятся, или сердятся. За предложенную помощь спасибо. Пожалуйста, когда к вам придут люди, научите их говорить, петь, писать и читать!

— С радостью, — ответили звуки. Королева улыбнулась и в тот же миг исчезла.

Вскоре чудесную Страну звуков обнаружили люди. Звуки, как и обещали Королеве Ошибок, были очень гостеприимными и научили людей говорить, петь, писать и читать. Конечно же, они поведали им свою поучительную историю. И посоветовали:

Не обижайтесь и не сердитесь на Королеву Ошибок, если вдруг появится. Это значит, вы что-то не выучили, не поняли или сделали не так. Обязательно нужно во всём разобраться и всё исправить, а она укажет вам путь. Иначе маленькие ошибки приведут к большим. К ее урокам нужно относиться с почтением.

Прошло много времени, а в Стране звуков по-прежнему кипит жизнь, рождаются новые песни и стихи, происходят разные события, ведь у звуков, как и у людей, отношения складываются по-разному. Все законы и правила, заведенные Королевой Ошибок, строго соблюдаются. Все дома окрашены в свой цвет, и на каждом домике написана буква, которой обозначается звук. А гласные первого ряда постарались выделиться еще и формой дверей. У звука А дверь в виде большого круга, у звука О в виде овала, у У в виде овала меньшего размера, у Э в виде овала, расположенного поперек, у Ы в виде полукруга. Если открыть рот по форме звуковых домиков, получится нужный звук.

На дверях у звонких согласных были повешены металлические колокольчики, а у глухих — деревянные, которые едва слышны.

У гласных второго ряда (самых богатых) в каждом доме по две комнаты (для каждого звука, и домики тоже обозначены буквами. Ведь каждая буква обозначает один звук, а буквы второго ряда сразу два.

Все звуки день и ночь не смолкают, поют, говорят, спорят, иногда ссорятся и очень быстро мирятся. Потому что каждый из них научился ценить дружбу. Очень часто они с благодарностью вспоминают визит мудрой гостьи.

Вопросы

— О чем эта сказка?

— Что любят гласные больше всего?

— Гласные признают только один цвет. Какой?

— О чем грустил звук Ы?

— Почему гласные звуки не хотели дружить с согласными?

— Кто помог подружиться гласным и согласным звукам?

— Как появилось название «согласные»?

— Почему звуки Ж, Ш, Ч, Щ стали исключением из правил?

— Какие звуки Королева Ошибок назвала сонорными?

— Какие звуки жили парами? Почему?

— Что любило делать Ударение?

— Почему буквы гласных второго ряда самые богатые?

Публикации по теме:

Игры, используемые при взаимодействии учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе со старшими дошкольниками с ЗПР Логическая таблица «Чем похожи и в чём различие?» Картинки с листьями берёзы и клёна: на первой картинке 1 зелёный и 2 жёлтых листа берёзы;.

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Грамматический турнир» Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте / для детей подготовительной группы/ Тема: «Грамматический турнир» Автор-составитель:.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «По следам Снежной королевы» Конспект Занятия по обучению грамоте На тему: «По следам Снежной Королевы» В подготовительной группе №1 «Карамельки» МБДОУ Нижнегорского.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Задачи: 1. Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях. Учить.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе (итоговое) Цель. Закрепление пройденного материала. Задачи. 1. Закрепить у детей понятие о слове; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком.

Конспект по подготовке к обучению грамоте «Звук [е], буква Е» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, воспитатель Дашиева Л. Л. Тема: Звук [е], буква Е. Цель: создание.

НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Наш друг — Буратино» Цель: закрепление навыка звукобуквенного анализа через дидактические игры Задачи: 1. Образовательные: • Создать условия для закрепления.

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей с ОНР. Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей с ОНР. Тема: НАСЕКОМЫЕ-ЗНАКОМЫЕ. Цели: • Закрепить понятия «гласные-согласные».

Самоанализ занятия по подготовке детей к обучению грамоте. Самоанализ занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме «Звук и буква Ш» Данное занятие посвящено.

Самообразование «Развитие творческих способностей через использование пластилинографии в работе со старшими дошкольниками» Пояснительная записка Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Уроки Королевы Ошибок». Сказка в работе по развитию речи и подготовке к обучению грамоте со старшими дошкольниками
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 18:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД