Клейман Светлана
Влияние фольклора на развитие гендерного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Особое место в жизни детей, занимает фольклор – как один из источников народной педагогики. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости и сопровождает его всю жизнь. Наша задача - заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей различать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Маленьким детям фольклор близок и интересен, и в детском саду, приобщаясь к фольклору, воспитатели его продолжают. Они учат детей радоваться, играть, набираться ума - разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор. Детский фольклор воспитатели могут использовать в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. Народные произведения, богатые своим внутренним фольклорным текстом, адресованные малышам, значимы, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса. Потому, что они обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности.
Публикация «Влияние фольклора на развитие гендерного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С фольклорными произведениями ребёнок знакомиться с самого рождения. Это: колыбельные песни, пестушки, потешки, пословицы, поговорки, сказки, народные игры. Всё начинается с колыбельных песен.
«Колыбельная» произошла от древнерусского глагола «баять» (говорить, шептать, скрывать). Старые колыбельные песни – это заговоры, обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. С первых минут рождения ребёнок оказывается во власти слова и музыки в музыкально – поэтической среде. Главным воспитателем человека в детстве была мама, и воспитание она начинала с колыбельной песни. Пение ласковых песен маленьким детям - это неразрывная связь матери и ребёнка. Засыпая под пение матери, ребёнок постепенно начинает различать тональность слов, интонационный строй родной речи. Подрастая, он начинает понимать значение отдельных слов, а затем и простое содержание песни. Колыбельная песня первая влияла на будущее восприятие человеком мира, возбуждала в ребё нке первую мысль: ведь в них звучали первые представления о назначении мужчины и женщины, о взрослом мире женщин и мужчин, об их семейных ролях. В колыбельных песнях прослеживается вся любовь матери, готовой жертвовать даже собственной жизнью для ребёнка. Склонность к материнству всасывается девочкой с молоком матери. Достоинство колыбельных песен состоит в её простоте, запоминающимся текстом, и обязательно воспитательным моментом. С самого раннего возраста девочки играют в куклы, нянчат их, наказывают и дают наставления, слышанные от матерей. Эта любовь к детям появляется в раннем возрасте, развивается и проходит через всю жизнь и отражается в народном творчестве. Очень жалко, что сейчас мамы не знают колыбельных песен. Когда у меня дочки были маленькие, я им на ночь всегда пела колыбельные. Выросли ласковыми и заботливыми девочками. Очень им нравилось песни про котика.
В русском фольклоре характерным является соединение колыбельных песен с пестушками, потешками и прибаутками.
Пестушки (от слова «пестовать» - нянчить, воспитывать, носить на руках) – короткие рифмованные стихотворные приговоры матерей, нянюшек, ухаживающих за младенцем. Они вызывают положительные, радостные, бодрые эмоции. Их назначение связано с заботой об умственном, нравственном, и физическом воспитание детей; создавались с учётом детской психологии и возрастными особенностями. В пестушках часто встречаются слова, которые обращены к Богу, ангелам, животным. Для них – быстрый ритм, шуточное юмористическое содержание, связанное с различными движениями детей: первыми шагами, движением, беганием. Например, когда ребёнок просыпается, его гладят и приговаривают:
Потягушеньки – нарастушеньки,
Роток – говорунюшки.
Руки – хватунюшки.
Ноги – ходунюшки».
Когда ребёнок начинал делать первые шаги, использовались «потешки», которые связаны с движениями и действиями малыша и напеваются во время несложных детских игр: игры с пальчиками, ручками, покачиванием головкой, игры, связанные с кормлением, успокоением ребёнка и т. д. Потешки связаны не только словесно, но и с физическими общением с матерью. Это очень важно чувствовать теплоту маминых рук, её нежные прикосновения. Мудрый народ вложил в простую потешку, слова, ободряюще ребё нка в его первых и очень трудных для него шагах: «Ай, деточка, попляши,твои ножки хороши!». Много потешек переходили из поколения в поколение, где в детях воспитывалось отношение к окружающему миру, желание совершить хорошие поступки. Многие потешки бытуют и в настоящее время. «Сорока – сорока», «Идёт коза рогатая», «Ладушки», «Приди котенька - коток».Если колыбельные песни и пестушки служат для развлечения ребёнка, то потешки помогают воспитывать нравственные качества.
Большую роль в жанре устного народного творчества играют пословицы и поговорки – краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения. Это суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме: своеобразный моральный кодекс, свод правил. В них заключено идейное содержание народных традиций. Главное - они посвящены тому, как и чему учить и воспитывать : «Делу – время, потехе –час», «Жизнь дана на добрые дела», «Чти отца и мать, не придётся тебе горевать»,«Без матери и солнце не греет», «Не учи безделью, а учи рукоделию»,«Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево живёт корнями, а человек – друзьями»,«Русский человек без родни не живёт».
Один из жанров устного народного творчества, помогающим в воспитании у дошкольников фольклором являются – сказки, доставшихся нам в наследство. Русские народные сказки - сильное средство воспитания любви к ближнему : матери, отцу, супругу, сыну, дочери. Благодаря сказке дети познают окружающий мир, овладевают разнообразным фольклорным репертуаром. -терпение, трудолюбие, заботливость девочки вознаграждается.
-силой, смелостью, служением родной земле мальчик, мужчина может заслужить любовь и уважение людей.
- уважение супругов друг к другу обеспечивает лад в семье, счастье в доме.
- любовь к детям и забота о них позволяет воспитать достойную смену, способную встать на защиту семьи и родины.
- проявление ума и смекалки у мальчиков и девочек обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций. Вся эта палитра человеческих отношений раскрывается перед ребенком в доступном содержании первых народных сказок. Она заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Это обнаруживается в строчках, подчеркивающих, печаль и слезы - «дед плачет или баба плачет» (Курочка Ряба, например, физическое напряжение - «тянут - потянут, вытянуть не могут», если просьбу - «пустите меня к себе» (Теремок, или нежность и заботливость - «козлятушки-ребятушки, отопритеся, отворитеся (Волк и семеро козлят, или прямую угрозу - «я тебя съем» (Колобок). Так народная сказка обогащается собственными «находками» и оказывает воспитывающее влияние на малыша. В русских волшебных сказках, отражается вековой опыт народного воспитания. Положительный герой в сказках («Жар – птица», «Василиса - царевна», «Несмеяна - царевна» и д. р) достигает определё нного счастья: награда, подарок, для молодых людей – удачное супружество либо людская слава. Так, сказки внушают ребёнку уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Ребенок должен пережить ситуацию, вжиться в нее, понять. В жизни ребенка в ознакомлении с народными произведениями возрастает функция слова. Методика ознакомления детей с русской сказкой учитывает эту линию активного познания, и задача воспитателя не только учитывать ее, но и развивать. Ведь ребенок имеет уже определенный опыт социальной практики, и нельзя игнорировать его. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников, правильно подбирать сказки, с учётом возрастных особенностей детей и преподносить произведение адекватно этому уровню, не занижая возможностей восприятия.
Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так, репка, морковка, огурчик в их представлении уже не обыкновенный предмет, а источник труда человека. Постепенно ребенок подводится к восприятию более сложных сюжетов, у него возникает чувство сопереживания к герою произведения. Как правило, он уже может дать оценку событиям, описываемым в художественном произведении, помнит ход действий, их последовательность; может рассказать, чем все закончилось. Он начинает понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные повороты сюжета, откликается на юмор, курьезность некоторых ситуаций. Ещё одно из средств гендерного воспитания является народные игры. Дети не могут жить без игры, поэтому детство называют возрастом игры. Сначала ребёнок играет с собственными руками, ногами, растёт малыш – меняются игры. От индивидуальных игр ребёнок переходит к играм со сверстниками. Игра доставляет радость и содержит набор педагогических приёмов, способствуя развитию маленького человека. Через игру реализовываются задачи физического и психического развития. У ребёнка развивается фантазия, логика, образность, интуиция. Через игру дети приобщаются к несложным трудовым действиям. Игры со словом помогают осуществить многие задачи, не только развивается дикция, артикуляция, дыхание, но и несут воспитательные функции.
Большую роль в воспитании играет предметная среда. В настоящее время в массовой практике детских садов отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. «Красивости» кукольной жизни радуют глаз в сравнении с техническими игрушками, конструкторами или наборами для игр, направленных на тренировку, меткости и ловкости. Материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от предметов, с которыми любят играть мальчики. Вместе с тем в процессе формирования гендерной идентичности очень велика роль детских игрушек. Игрушки для девочек помогали девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивали умение общаться. Игрушки и игры мальчиков побуждали их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогали развить навыки, которые позже лягут в основу интеллектуальных способностей, поощряли независимое, соревновательное и лидерское поведение. Через гендерное маркирование материалов происходит отчетливое и явное выделение гендерных ролей, которые должны отвечать реальным социальным запросам общества.
. Дети группируются по индивидуальным особенностям: по возрасту, по полу, по интересам, по уровню развития, по уровню здоровья детей.
Необходимо пересмотреть и вопросы, связанные с интересами и потребностями девочек и мальчиков. Так, мальчики очень любят дружеские потасовки, что часто не является проявлением агрессии, а создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в таких потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Важно взаимодействие девочек и мальчиков. По данным современной психологии, игровое общение детей имеет ярко выраженные гендерные предпочтения (выбор партнера собственного пола). До двух лет они еще мало заметны, но уже к трем годам сначала у девочек, а потом у мальчиков проявляется явное тяготение к игре со сверстниками своего пола. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекает прежде всего внешность и эмоциональная отзывчивость. Мальчик в группе сверстников своего пола приобретает мужские черты, становится более независимым от матери. Поэтому в играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размерам группах, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверительности.
Формы и методы работы с детьми в ДОУ рассчитаны на возрастные и психологические особенности детей и в условиях введения ФГОС очень актуальны.
Когда на занятии воспитатель обращается к детям с вопросом, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу. Мальчики не торопятся с ответом. Речь у них развита хуже, они вынуждены тратить больше времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. При обучении важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, основанных прежде всего на слуховом восприятии. Для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, базирующиеся на зрительном восприятии. На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для них интересно, эмоционально значимо. При отборе содержательной части обучения детей важно помнить о том, что кисть руки мальчика в развитии отстает от кисти девочки на 1.5 года. Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном: научился здороваться, чистить зубы, конструировать. Каждый приобретенный навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Это поздравления с праздниками «День защитника отечества», «8 марта».
На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей :
- в современном обществе произошли социальные изменения, которые привели к разрушению традиционных стереотипов женского и мужского поведения.
- девочки и мальчики воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму.
-родители не достаточно знают о применении подходов к воспитанию ребёнка с учётом гендерных различий. Не все семьи имеют статус полной семьи, поэтому дети не видят взаимоотношения родителей.
.Для этого ведётся большая работа с родителями.
-Для родителей организуются встречи с врачом.
-Информация в уголках для родителей.
-Оформляются фотоальбомы.
-Организовываются индивидуальные консультации и родительские собрания, на которых выступают специалисты.
-Проводятся культурно – досуговые мероприятия.
-В нашем детском саду второй год существует клуб для родителей «Семь,я», где можно побеседовать на любые волнующие темы.