МААМ-картинки

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет

Никотина Евгения
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Программа воспитателя

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №269»

«Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей 3-4 лет»

для детей дошкольного возраста 3-4 лет

на 2021/2022 учебный год

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

протокол № 1

от 26.08.2021 УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МАДОУ «Детский сад №269»

Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» размещена в разделах

___М. Ю. Бехт

Приказ от 26.08.2021

№ 147/01-09-осн.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка:

1.2. Цели задачи программы

1.3. Актуальность выбранной темы

1.4. Пути решения поставленных задач

1.5. Планируемые результаты

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Методы и приемы

2.2. Перспективное планирование по устному народному творчеству в младшей группе

2.3. Диагностика

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

3.2. Модель развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе

3.3. Результативность.

Приложения

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Нормативно -правовые документы

1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года. N273-ФЗ (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 06.04.2015 N 68-ФЗ)

2. Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК 26012/05 за подписью заместителя министра образования А. А. Климова "О федеральных государственных образовательных стандартах"

5. Письмо Министерства образования и науки №08-249 от 28.02.2014 г. "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"

6. Устав МАДОУ.

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Внимание к проблемам речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так К. Д. Ушинский считал, что нужно развивать «дар слова», т. е. умение отражать свои мысли, «учить облекать свои мысли в наилучшую форму». К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора. Это ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объема «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи. Все эти отклонения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшее развитее ребенка.

Дети, даже без специально обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка, но при стихийном речевом развитии лишь не многие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленной обучение речи и речевому общению.

В детском саду предусмотрены такие средства развития речи :

- свободное речевое общение;

- культурно – языковая среда;

- различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые);

- художественная литература;

- различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр);

- использование произведений народного творчества;

- взаимосвязь с семьей по речевому развитию.

Я считаю, что наиболее эффективным средством в развитии речи детей (особенно младшего возраста) является народное творчество (фольклор).

Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры имеет важнейшее значение в становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека. Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое.

1.2. Цели и задачи программы

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.

2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.

4. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.

5. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.

1.3 Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

1.4. Пути решения поставленных задач

Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения педагога пробудить интерес к творчеству.

Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В. А. Сухомлинский, "сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап - инсценирование".

В работе использую наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок); игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).

Решая задачу по развитию фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, важно рассказывать сказки, побуждая детей к выразительности диалогов. Особую ценность в этом представляют импровизационные диалоги персонажей и монолог сказочника в играх драматизациях. Под впечатлением услышанной сказки возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка. Я разыгрываю с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождаю меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Для раскрытия своих творческих способностей предлагаю детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад. Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом. Использую в работе с детьми практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха провожу через все виды деятельности, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.

В игре - драматизации не упускаю из виду такое направление деятельности, как сюжетно-ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей. Использую разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками театра, куклами би-ба-бо.

В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок, перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь. Реализуя задуманное осуществляю гибкое руководство, постоянно ориентируюсь на каждого ребенка: поощряю поиск, не оставляя без внимания ни одно высказывание, внимательно отношусь к ответам и рассуждениям. Воспитываю у детей уверенность в том, что они могут в любой момент обратиться ко мне с вопросом, за помощью или советом.

1.5. Планируемые результаты

1. У детей сформированы первоначальные представления и базовые знания об устном народном творчестве.

2. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость при прослушивании произведения русского народного творчества.

3. Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.

4. У детей заметно обогатился словарный запас, развивается фонематический слух.

5. Воспитанники повторяют разученные произведения русского народного творчества.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

Методы и приемы:

• Заучивание потешек, прибауток, закличек.

• Использование пословиц, загадок, поговорок.

• Чтение художественной литературы.

• Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев.

• Проведение русских народных игр.

• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

• Применение игрушек и изделий народных промыслов.

• Представление кукольного театра.

• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

• Рассказ о народных обычаях и традициях.

• Рассматривание иллюстраций о русском быте.

• Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми

• Организованная образовательная деятельность.

• Совместная деятельность.

• Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.

• Наблюдения в быту и природе.

• Организация концертных мероприятий, конкурсов рисунков и поделок.

• Посещение тематических выставок.

• Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

2.2. Перспективное планирование по устному народному творчеству в младшей группе

месяц Самореализация Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь

1-неделя

-Изучение темы:

«Роль потешек в

развитии речи

ребенка»

2-неделя

-Создание

картотеки потешек

для работы с

детьми. 3-неделя

- Показ

кукольного театра

по сказке

«Колобок».

4-неделя

Прослушивание аудио-сказки «Колобок».

Анкета для родителей.

Консультация для родителей «Зачем читать детям сказку перед сном».

Октябрь

-Создание

картотеки

загадок.

1-неделя

Игры-имитации

отдельных

действий

человека, животных, птиц.

2-неделя

Досуг- «Вечер загадок».

3-неделя

Разучивание пальчиковой игры «Белка».

4-неделя

Чтение сказки «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого. Беседа «Справиться

с детским

непослушанием

помогут потешки» -

Ноябрь

-Создание

библиотеки

красочных книг с

русскими

народными

сказками.

-Изучение темы: «Настольно –

печатные игры на тему «Русские народные сказки»».

1-неделя

Прослушивание аудио-сказки «Репка».

2-неделя

Театрализованная постановка сказки «Репка»

3-неделя

-Дидактические

игры «Узнай

сказку», «Угадай,

из какой сказки

герой?».

4-неделя

Чтение и заучивание потешек «Как у нашего кота…», «Заинька, попляши…», «Козонька рогатая, козонька бодатая…»

Консультация для родителей: «Баю — баюшки — баю….»

(Как укладывать ребенка спать.)

Декабрь Изучение темы:

«Использование

фольклора в работе

с детьми».

«Роль

потешек в

развитии и

воспитании детей» 1-неделя

Хороводные, народные подвижные игры.

2-неделя

Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Теремок».

3-неделя

Инсценировка сказки «Теремок»

4-неделя

Прослушивание и разучивание

Потешек «Потешки для плачущего ребенка», «Утешайки - неболейки» Совместное творчество детей и родителей «Изготовление книжки-малышки «Потешки».

Январь -Изучение темы:

«Театрализованные

игры как

средство развития

речи детей» 3-неделя

-Игровая

деятельность

«Поиграем с

пальчиками».

(Пальчиковые игры на основе

русских народных

потешек)

4-неделя

«Пришла Коляда»

- разучивание

колядок.

Колядование. -«Рождественские

посиделки» -

(творческий вечер с

участием родителей)

Февраль

-Изучение темы:

Устное народное

творчество

«Пестушки и

потешки как малые

жанры детского

фольклора» 1-неделя

Театрализация сказки

«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской.

2-неделя

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. 3-4 недели

Знакомство с русским народным праздником «Масленица». Рассматривание картинок, прослушивание песен про солнце и масленицу. Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы

«В гости к пальчику большому».

Март

-Изучение темы:

«Театрализованные

игры как

средство развития

речи детей»

-Создание

театрального

уголка в группе

(настольный

(конусный,

пальчиковый

театры) 1-неделя

Досуг «Широкая масленица»

2-неделя

Театрализованные игры по

мотивам русских

народных сказок.

3-неделя

Прослушивание колыбельных песен.

4 – неделя

Заучивание колыбельной

«Ой, люли-люли-люли!» - Конкурс

совместных

творческих работ

родителей и детей

на тему «Моя

любимая сказка»

(рисунки по сказке)

Апрель -Приобретение в

группу раскрасок

по русским

народным сказкам

и потешкам. 1-неделя

Раскрашивание раскрасок по русским народным сказкам.

2-неделя

Хороводные игры на свежем воздухе.

3-неделя

Чтение и разучивание потешек «Травка-муравка…», «Ай, качи-качи-качи.», «Дождик, дождик, пуще…».

4-неделя

Просматривание мультипликационного фильма «Гуси лебеди».

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. 1-неделя

Подвижные игры на свежем воздухе «Гори, гори ясно…», «Ручеёк».

2 -неделя

Подвижные игры на свежем воздухе «Летит – не летит», «Паучок». Консультация «Летние игры и забавы».

2.3. Мониторинг

1. Диагностика уровня речевого развития детей.

2. Наблюдение:

-обогащение словарного запаса;

-использование фольклора в речи;

-приобщение к народным традициям.

Основные параметры мониторинга (диагностики) речевого развития детей :

1. Умеет отвечать на вопрос полным распространённым предложением.

2. Умеет подбирать синонимы и антонимы в пословицах и поговорках, в речевой ситуации.

3. Пересказывает сказку.

4. Умеет замечать неточности в небылицах.

5. Умеет отгадывать загадки и доказывать отгадку.

6. Умеет объяснять значение слова по функциям предмета (например, объяснить значение пословицы)

7. Называет жанры фольклора.

Критерии оценки вопросов:

Для детей 3-4 лет :

Высокий уровень - ребёнок составляет предложение из 3 и более слов; может пересказать основной сюжет сказки.

Средний уровень – ребёнок составляет предложение из 2 слов; отгадывает загадку, а объяснить не может.

Низкий уровень – ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

Возраст Название Часы/мин.

в день в неделю в мес. в год

3-4 года Устное народное творчество 15 мин. 15 мин. во второй половине для 1 час 9 часов

Краткая характеристика процесса обучения.

Занятие, включает теоретическую и практическую часть выполнения заданий. Теоретическая часть включает в себя объяснение нового материала, информация об устном народном творчестве, которая носит познавательный характер, сведения о том какие материалы и инструменты будут использоваться. Практические часть работы включает игры, хороводы, театрализованные праздники.

3.2. Модель развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе

-книги

-Альбомы

-Раскраски по темам

-Уголок ряженья

-Ширма для театрализованной деятельности, различные виды театров и атрибуты для игр-драматизаций.

3.3 Результативность

К концу 3-4 лет дошкольники должны знать:

Песенки, потешки, заклички

1. «Сидит белка на тележке…»

2. «Как у нашего кота…»

3. «Заинька, попляши…»

4. «Козонька рогатая, козонька бодатая…»

5. «Травка-муравка…»

6. «Ай, качи-качи-качи.»

7. «Дождик, дождик, пуще…»

8. «Радуга-дуга…»

9. «Божья коровка…»

10. «Тень, тень, потетень…»

11. «Заря-заряница».

Сказки

1. «Колобок», обр. К. Ушинского;

2. «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;

3. «Теремок», обр. Е. Чарушина;

4. «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;

6. «Гуси-лебеди»

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет
Опубликовано: 10 декабря 2021 в 09:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Никотина Евгения (УИ 2408869) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД