Папки-передвижки

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет

Никотина Евгения
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет

Программа воспитателя

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №269»

«Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей 3-4 лет»

для детей дошкольного возраста 3-4 лет

на 2021/2022 учебный год

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

протокол № 1

от 26.08.2021 УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МАДОУ «Детский сад №269»

Публикация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» размещена в разделах

___М. Ю. Бехт

Приказ от 26.08.2021

№ 147/01-09-осн.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка:

1.2. Цели задачи программы

1.3. Актуальность выбранной темы

1.4. Пути решения поставленных задач

1.5. Планируемые результаты

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Методы и приемы

2.2. Перспективное планирование по устному народному творчеству в младшей группе

2.3. Диагностика

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

3.2. Модель развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе

3.3. Результативность.

Приложения

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Нормативно -правовые документы

1. Федеральный закон "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года. N273-ФЗ (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 06.04.2015 N 68-ФЗ)

2. Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК 26012/05 за подписью заместителя министра образования А. А. Климова "О федеральных государственных образовательных стандартах"

5. Письмо Министерства образования и науки №08-249 от 28.02.2014 г. "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"

6. Устав МАДОУ.

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Внимание к проблемам речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так К. Д. Ушинский считал, что нужно развивать «дар слова», т. е. умение отражать свои мысли, «учить облекать свои мысли в наилучшую форму». К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора. Это ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объема «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи. Все эти отклонения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшее развитее ребенка.

Дети, даже без специально обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка, но при стихийном речевом развитии лишь не многие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленной обучение речи и речевому общению.

В детском саду предусмотрены такие средства развития речи :

- свободное речевое общение;

- культурно – языковая среда;

- различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые);

- художественная литература;

- различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр);

- использование произведений народного творчества;

- взаимосвязь с семьей по речевому развитию.

Я считаю, что наиболее эффективным средством в развитии речи детей (особенно младшего возраста) является народное творчество (фольклор).

Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры имеет важнейшее значение в становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека. Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое.

1.2. Цели и задачи программы

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.

2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.

4. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.

5. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.

1.3 Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

1.4. Пути решения поставленных задач

Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения педагога пробудить интерес к творчеству.

Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В. А. Сухомлинский, "сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап - инсценирование".

В работе использую наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок); игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).

Решая задачу по развитию фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, важно рассказывать сказки, побуждая детей к выразительности диалогов. Особую ценность в этом представляют импровизационные диалоги персонажей и монолог сказочника в играх драматизациях. Под впечатлением услышанной сказки возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка. Я разыгрываю с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождаю меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Для раскрытия своих творческих способностей предлагаю детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад. Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом. Использую в работе с детьми практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха провожу через все виды деятельности, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.

В игре - драматизации не упускаю из виду такое направление деятельности, как сюжетно-ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей. Использую разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками театра, куклами би-ба-бо.

В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок, перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь. Реализуя задуманное осуществляю гибкое руководство, постоянно ориентируюсь на каждого ребенка: поощряю поиск, не оставляя без внимания ни одно высказывание, внимательно отношусь к ответам и рассуждениям. Воспитываю у детей уверенность в том, что они могут в любой момент обратиться ко мне с вопросом, за помощью или советом.

1.5. Планируемые результаты

1. У детей сформированы первоначальные представления и базовые знания об устном народном творчестве.

2. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость при прослушивании произведения русского народного творчества.

3. Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.

4. У детей заметно обогатился словарный запас, развивается фонематический слух.

5. Воспитанники повторяют разученные произведения русского народного творчества.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

Методы и приемы:

• Заучивание потешек, прибауток, закличек.

• Использование пословиц, загадок, поговорок.

• Чтение художественной литературы.

• Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев.

• Проведение русских народных игр.

• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

• Применение игрушек и изделий народных промыслов.

• Представление кукольного театра.

• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

• Рассказ о народных обычаях и традициях.

• Рассматривание иллюстраций о русском быте.

• Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми

• Организованная образовательная деятельность.

• Совместная деятельность.

• Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.

• Наблюдения в быту и природе.

• Организация концертных мероприятий, конкурсов рисунков и поделок.

• Посещение тематических выставок.

• Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

2.2. Перспективное планирование по устному народному творчеству в младшей группе

месяц Самореализация Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь

1-неделя

-Изучение темы:

«Роль потешек в

развитии речи

ребенка»

2-неделя

-Создание

картотеки потешек

для работы с

детьми. 3-неделя

- Показ

кукольного театра

по сказке

«Колобок».

4-неделя

Прослушивание аудио-сказки «Колобок».

Анкета для родителей.

Консультация для родителей «Зачем читать детям сказку перед сном».

Октябрь

-Создание

картотеки

загадок.

1-неделя

Игры-имитации

отдельных

действий

человека, животных, птиц.

2-неделя

Досуг- «Вечер загадок».

3-неделя

Разучивание пальчиковой игры «Белка».

4-неделя

Чтение сказки «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого. Беседа «Справиться

с детским

непослушанием

помогут потешки» -

Ноябрь

-Создание

библиотеки

красочных книг с

русскими

народными

сказками.

-Изучение темы: «Настольно –

печатные игры на тему «Русские народные сказки»».

1-неделя

Прослушивание аудио-сказки «Репка».

2-неделя

Театрализованная постановка сказки «Репка»

3-неделя

-Дидактические

игры «Узнай

сказку», «Угадай,

из какой сказки

герой?».

4-неделя

Чтение и заучивание потешек «Как у нашего кота…», «Заинька, попляши…», «Козонька рогатая, козонька бодатая…»

Консультация для родителей: «Баю — баюшки — баю….»

(Как укладывать ребенка спать.)

Декабрь Изучение темы:

«Использование

фольклора в работе

с детьми».

«Роль

потешек в

развитии и

воспитании детей» 1-неделя

Хороводные, народные подвижные игры.

2-неделя

Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Теремок».

3-неделя

Инсценировка сказки «Теремок»

4-неделя

Прослушивание и разучивание

Потешек «Потешки для плачущего ребенка», «Утешайки - неболейки» Совместное творчество детей и родителей «Изготовление книжки-малышки «Потешки».

Январь -Изучение темы:

«Театрализованные

игры как

средство развития

речи детей» 3-неделя

-Игровая

деятельность

«Поиграем с

пальчиками».

(Пальчиковые игры на основе

русских народных

потешек)

4-неделя

«Пришла Коляда»

- разучивание

колядок.

Колядование. -«Рождественские

посиделки» -

(творческий вечер с

участием родителей)

Февраль

-Изучение темы:

Устное народное

творчество

«Пестушки и

потешки как малые

жанры детского

фольклора» 1-неделя

Театрализация сказки

«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской.

2-неделя

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. 3-4 недели

Знакомство с русским народным праздником «Масленица». Рассматривание картинок, прослушивание песен про солнце и масленицу. Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы

«В гости к пальчику большому».

Март

-Изучение темы:

«Театрализованные

игры как

средство развития

речи детей»

-Создание

театрального

уголка в группе

(настольный

(конусный,

пальчиковый

театры) 1-неделя

Досуг «Широкая масленица»

2-неделя

Театрализованные игры по

мотивам русских

народных сказок.

3-неделя

Прослушивание колыбельных песен.

4 – неделя

Заучивание колыбельной

«Ой, люли-люли-люли!» - Конкурс

совместных

творческих работ

родителей и детей

на тему «Моя

любимая сказка»

(рисунки по сказке)

Апрель -Приобретение в

группу раскрасок

по русским

народным сказкам

и потешкам. 1-неделя

Раскрашивание раскрасок по русским народным сказкам.

2-неделя

Хороводные игры на свежем воздухе.

3-неделя

Чтение и разучивание потешек «Травка-муравка…», «Ай, качи-качи-качи.», «Дождик, дождик, пуще…».

4-неделя

Просматривание мультипликационного фильма «Гуси лебеди».

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. 1-неделя

Подвижные игры на свежем воздухе «Гори, гори ясно…», «Ручеёк».

2 -неделя

Подвижные игры на свежем воздухе «Летит – не летит», «Паучок». Консультация «Летние игры и забавы».

2.3. Мониторинг

1. Диагностика уровня речевого развития детей.

2. Наблюдение:

-обогащение словарного запаса;

-использование фольклора в речи;

-приобщение к народным традициям.

Основные параметры мониторинга (диагностики) речевого развития детей :

1. Умеет отвечать на вопрос полным распространённым предложением.

2. Умеет подбирать синонимы и антонимы в пословицах и поговорках, в речевой ситуации.

3. Пересказывает сказку.

4. Умеет замечать неточности в небылицах.

5. Умеет отгадывать загадки и доказывать отгадку.

6. Умеет объяснять значение слова по функциям предмета (например, объяснить значение пословицы)

7. Называет жанры фольклора.

Критерии оценки вопросов:

Для детей 3-4 лет :

Высокий уровень - ребёнок составляет предложение из 3 и более слов; может пересказать основной сюжет сказки.

Средний уровень – ребёнок составляет предложение из 2 слов; отгадывает загадку, а объяснить не может.

Низкий уровень – ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план

Возраст Название Часы/мин.

в день в неделю в мес. в год

3-4 года Устное народное творчество 15 мин. 15 мин. во второй половине для 1 час 9 часов

Краткая характеристика процесса обучения.

Занятие, включает теоретическую и практическую часть выполнения заданий. Теоретическая часть включает в себя объяснение нового материала, информация об устном народном творчестве, которая носит познавательный характер, сведения о том какие материалы и инструменты будут использоваться. Практические часть работы включает игры, хороводы, театрализованные праздники.

3.2. Модель развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе

-книги

-Альбомы

-Раскраски по темам

-Уголок ряженья

-Ширма для театрализованной деятельности, различные виды театров и атрибуты для игр-драматизаций.

3.3 Результативность

К концу 3-4 лет дошкольники должны знать:

Песенки, потешки, заклички

1. «Сидит белка на тележке…»

2. «Как у нашего кота…»

3. «Заинька, попляши…»

4. «Козонька рогатая, козонька бодатая…»

5. «Травка-муравка…»

6. «Ай, качи-качи-качи.»

7. «Дождик, дождик, пуще…»

8. «Радуга-дуга…»

9. «Божья коровка…»

10. «Тень, тень, потетень…»

11. «Заря-заряница».

Сказки

1. «Колобок», обр. К. Ушинского;

2. «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;

3. «Теремок», обр. Е. Чарушина;

4. «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;

6. «Гуси-лебеди»

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет
Опубликовано: 10 декабря 2021 в 09:43
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД