елена горохова
Волшебные свойства воды. (влияние экспериментальной деятельности на познавательное развитие ребенка)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моей презентации «Волшебные свойства воды» (влияние экспериментальной деятельности на познавательное развитие ребенка). Хочу обратить ваше внимание на то, что в этом году я работаю на разновозрастной группе (группу посещают дети в возрасте от 3,5 до 5,5 лет). Учитывая эту возрастную особенность, я старалась дифференцированно подбирать материал для проведения экспериментов так, чтобы было понятно и интересно всем детям, посещающим мою группу.
Я как мама и как воспитатель ни раз сталкивалась с ситуацией, когда ребенок зимой приносит домой в кармане снежок или ледышку (слайд).
Публикация «Волшебные свойства воды, (влияние экспериментальной деятельности на познавательное развитие ребенка)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
И вот досада! Через некоторое время вместо снежно-ледяного сокровища в кармане – вода! Для нас взрослых таяние – процесс объяснимый и понятный. А как донести до ребенка, объяснить ему происходящее. Можно просто рассказать и показать на примерах, а можно поиграть.
Ведь игра – основная деятельность детей дошкольного возраста.
Для того чтобы заинтересовать детей, предлагаю создать сказочно-игровой сюжет. Героями которого могут быть кто угодно: и Золотая рыбка, и Зайчик с Лисичкой. Но я считаю, что правильнее (эффективнее для восприятия) предложить детям сделать главным героем наиболее популярную героиню мультфильма «Ледяное сердце», который смотрят сейчас почти все дети – Эльзу. И не обязательно придерживаться сюжетной линии мультфильма. Мы придумаем свою.
Эльза – королева. А королева, конечно же, живет во дворце. И не в простом, а в ледяном.
Лёд – замёрзшая вода.
Предлагаю начать более близкое знакомство с водой. Очевидно, что вода – жидкость. Закрепим это утверждение, переливая воду из сосуда в сосуд (слайд).
Считаю уместным провести ещё один опыт, подтверждающий факт текучести воды. Для этого нам понадобиться плотный полиэтиленовый пакет, острозаточенные карандаши и, конечно же, вода. (слайд) Наливаем воду в пакет и по очереди прокалываем его насквозь карандашами. Вода из пакета не вытекает.
Но, стоит только вынуть хотя бы один карандаш, вода под давлением начинает выливаться из пакета. (слайд)
А имеет ли питьевая вода вкус и запах. Предлагаю детям попробовать воду на вкус (слайд, послушать запах. И, о чудо!
Питьевая вода не имеет ни вкуса, ни запаха.
А какими еще свойствами обладает вода? Попробуем растворить в ней соль и сахар (слайд). Результат опыта: соль и сахар растворяются в воде, вода остаётся прозрачной и приобретает вкус.
Следующий опыт. Растворяем гуашь в воде. (слайд) Краска растворилась, причем вода приобрела цвет той краски, которую в ней растворяли. (слайд)
Продолжаем экспериментировать. И узнаем растворяются ли в воде пищевые красители. Для этого опыта на понадобиться Skittles. Назовём опыт «Радуга». (слайд) Дети выкладывают на подносе драже, затем наливают горячую воду (слайд) и через некоторое время можно увидеть результат (слайд).
Имеет ли вода форму? Для проведения опыта нам понадобятся прозрачные ёмкости разных объёмов и форм. Переливая воду из одной ёмкости в другую дети видят, что вода принимает форму того сосуда, в который её наливают, вне зависимости от того имеет ли сосуд правильную геометрическую форму или нет. (Слайд) То есть можно сделать вывод:
Вода не имеет формы.
Еще можно разглядеть предмет с противоположной стороны сосуда, наполненного водой. А если посветить фонариком через толщу воды, то можно обнаружить, что воды пропускает свет (слайд).
Вода прозрачна.
Попробуем получить из воды пар, для этого воспользуемся увлажнителем воздуха (слайд). Зальем воду в аппарат. И через некоторое время после нагрева воды внутри увлажнителя, мы увидим вырывающийся наружу пар, который оседая на холодной поверхности зеркальца, снова превращается в жидкость.
Вода – пар
Но, напомню, наша цель – строительство ледяного замка. Будет интереснее если замок будет цветным.
Начинаем заготавливать строительный материал, снова растворяем краски (слайд, разливаем растворы в заранее подготовленные ёмкости (слайд). Выставляем на мороз. На следующий день обнаруживаем в формах цветной лёд (слайд). Это и есть наш строительный материал.
Из него строим замок (слайд). У нашей прекрасной Эльзы есть свой собственный ледяной дворец! (слайд)
Пришла весна. Замок Эльзы начал таять, таять … И остались от него только цветные пятна на талом снегу. (слайд)
Процесс таяния.
Но не дадим пропасть Эльзе, построим для нее новый дворец. По аналогии со сказкой «Заюшкина избушка» не ледяной, а лубяной. В нашем случае будем использовать для строительства пластиковые кубики. (слайд)
Замок готов. (слайд)
Перед замком установим фонтан. И заполним его сказочными цветами. Причем, бутоны раскрываются на глазах у детей. (слайд) Вода бьёт струями из бутыли при открытой крышке за счёт изменения давления. А бутоны раскрываются за счёт намокания лепестков (движение воды вверх). Но детям тонкости опыта не объясняю, для них это просто волшебство.
И так, сказка подошла к концу. Прекрасная Эльза живет в чудесном дворце с фонтаном и цветами. Но ведь это может быть не конец. В дальнейшем можно продолжить проект. И, соответственно, возрасту детей усложнить и разнообразить опыты с водой, ведь как много для них неизвестного и неизведанного. Главное заинтересовать детей, придумать продолжение сказки и дерзать.
А на последок еще одно чудо. Для создания праздничного настроения выдуваем мыльные пузыри. (слайд)
Во время проведения проекта дети в игровой форме провели опыты с водой, познакомились с её свойствами, непосредственно сами на практике получали результаты, обобщали и делали выводы. Дети получили огромное удовольствие от проделанной работы.