Бажанова Марина Николаевна
Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе занятий физическими упражнениями имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.
Нравственно-патриотическое воспитание — основа для развития нравственно-волевых качеств дошкольников (честности, выдержки, настойчивости, товарищества, взаимопомощи, дружбы, чувства ответственности за свои поступки). Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Именно поэтому появилась необходимость постановки вопроса об олимпийском образовании дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями, которое должно опираться на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку. Раскрывая особенности олимпийского образования детей дошкольного возраста, В. И. Усаков отмечает, что его целью является приобщение детей к духовным и материальным ценностям олимпийского движения, а основные задачи состоят в том, чтобы познакомить детей с историей древнего и современного олимпийского движения, воспитать их в духе общечеловеческих ценностей и морали, истинной дружбы и мира между людьми и народами и привить потребность в состязательности, являющейся одним из важнейших условий общечеловеческого прогресса.
Публикация «Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями» размещена в разделах
При выполнении физических упражнений создаются наилучшие условия для воспитания положительных черт характера (организованность, дисциплинированность, скромность, отзывчивость) и нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному инвентарю и др., а также для проявления волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей и др.). Занятия физическими упражнениями содействуют обогащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. В двигательной деятельности формируются дружеские отношения путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели.
Наиболее распространенной формой проявления дружеских взаимоотношений является помощь товарищу, согласованные действия при выполнении общего двигательного задания, взаимоконтроль за качеством движений, ответственность перед ровесниками. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением. Высокое эмоциональное напряжение, которое сопровождает занятия физическими упражнениями, содействует закреплению нравственных представлений в чувствах, переживаниях, привычках.
Занятия физическими упражнениями способствуют формированию волевых черт характера. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные игры и физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Основными показателями волевых усилий являются продолжительность, объем (количество повторений) и интенсивность выполнения физической работы. Волевая активность повышается также путем словесного воздействия: объяснения, убеждения, оценочных суждений.
Занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент крепкого здоровья, которое позволяет детям полноценно осуществлять умственную деятельность. Кроме того, под воздействием занятий физическими упражнениями улучшается умственная работоспособность ребенка. Это происходит в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок, которые оказывают положительное влияние на протекание психических процессов. Обучение физическим упражнениям необходимо сочетать с развитием психических процессов (ощущение, восприятие, мышление, память и др., с совершенствованием умственных операций (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение). Педагог организует целенаправленное наблюдение за показом физических упражнений, пользуется сравнениями. Например, объясняя технику метания в цель, он указывает на сходство ее с техникой метания на дальность и их различие. В ходе обучения педагог может использовать также вопросы, которые помогают детям внимательно наблюдать, выделять главные элементы в движении, критически оценивать выполняемое упражнение, приучают к самооценке качества выполнения физических упражнений. Активизации мышления детей способствуют названия упражнений и проговаривание действий; использование специальных упражнений на ориентировку в пространстве и пространственной терминологии, привлечение детей к оценке, самооценке действий и поведения, самостоятельный выбор детьми способа выполнения движений, использование сравнений, анализа, вопросов; создание поисковых ситуаций и др.
Давая различные задания, педагог способствует проявлению у детей активности, самостоятельности, сообразительности, смекалки, находчивости. Например, педагог предлагает своим воспитанникам придумать, как пролезть в обруч, как двум детям, стоящим на гимнастической скамейке, разойтись, не сходя с нее.
Очень важно воспитывать у детей положительные эмоции, бодрое, жизнерадостное мировосприятие, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благоприятно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков.
В процессе занятий физическими упражнениями ребенок приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм; осознает свои двигательные действия; усваивает физкультурную (исходное положение, колонна, шеренга и др.) и пространственную (вперед- назад, вверх-вниз и др.) терминологию, получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх; узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими. Дети познают свое тело, у них формируется телесная рефлексия. Занимаясь физическими упражнениями, дети закрепляют знания об окружающей природе — деревьях, цветах, траве, животных и птицах. Они познают свойства воды, песка, снега; особенности смены времен года. У них значительно обогащается словарный запас.
Занятия физическими упражнениями формируют эстетику движений, воспитывают эстетические чувства. Задача педагога научить детей видеть красоту движений, переводить переживания, связанные с движениями, на язык эстетических оценок. Детям объясняют, что движения человека красивы, когда они выразительны и целесообразны. Образцовый показ в сочетании с эмоциональным выразительным объяснением вызывает у детей эстетическое удовольствие, желание выполнять движение с такой же легкостью, изяществом. Многие упражнения выполняются коллективно, под музыкальное сопровождение, что требует особенной согласованности, синхронности, воспитывает положительные эмоции. У детей благодаря занятиям физическими упражнениями формируются эстетические представления о красоте внешнего вида человека. Упражнения развивают формы тела, увеличивают мышечную массу, улучшают осанку, оздоравливают кожу. Красота гармонично развитого тела — обязательный элемент представлений об эстетических преобразованиях с помощью физического воспитания.
Для приобщения детей к труду в процессе физического воспитания педагог привлекает детей к участию в расстановке и уборке физкультурного оборудования, к уходу за физкультурным инвентарем. При формировании трудовых навыков педагог показывает и рассказывает, как нужно выполнять задание, оценивает качество выполнения, поощряет внесение элементов творчества, использует положительный пример детей.