МААМ-картинки

Воспитание толерантности в образовательном пространстве ДО в соответствии с ФГОС

Ирина Масакова
Воспитание толерантности в образовательном пространстве ДО в соответствии с ФГОС

Что отличает современное общество? Зачастую, его отличает жестокость и нетерпимость людей друг к другу. К сожалению, жестокими являются не только взрослые, но и дети. В создавшихся условиях просто необходим некий ориентир, моральный принцип, способный регламентировать отношения между людьми и воспрепятствовать дальнейшему моральному вырождению общества. Таким доминирующим принципом морали может выступать толерантность. Научная литература рассматривает толерантность как уважение к другим людям, признание их права на отличие, отказ от насильственных методов взаимодействия. Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его следует как можно раньше. Воспитывать толерантность необходимо уже в дошкольном возрасте, как в периоде наиболее благоприятном для формирования определённых качеств личности. В современном образовательном пространстве одним из ведущих направлений является воспитание детей в духе дружбы и взаимопонимания. Приоритет детского сада и педагогов состоит в том, чтобы в основу мировосприятия воспитанников, окончивших дошкольное учреждение, были положены принципы толерантности. Для привития норм толерантности в дошкольной организации должны быть сформированы следующие условия:

Публикация «Воспитание толерантности в образовательном пространстве ДО в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

1. Создание образовательной среды, соответствующей духу толерантности;

2. Специализированная подготовка педагогических кадров, способствующая привитию толерантных норм подрастающему поколению;

3. Применение в работе педагогических технологий, нацеленных на воспитание толерантных установок у детей;

4. Социальное взаимодействие педагогов и родителей, направленное на воспитание толерантности.

Создание толерантного пространства в Дошкольной Организации является одним из направлений современного дошкольного образования. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте одной из задач образования является обеспечение равных условий для развития каждого ребёнка в независимости от его нации, языка, социального статуса, пола, места проживания, физиологических и психических особенностей. Для создания толерантного пространства в ДО должны быть созданы нижеперечисленные психолого-педагогические условия, соответствующие ФГОС :

• Уважение педагогов к человеческому достоинству детей, формирование их положительной самооценки и уверенности в своих силах и способностях;

• Поддержка педагогами доброжелательного и положительного взаимоотношения между детьми;

• Защита детей от всех форм психического и физического насилия;

• Ориентация образовательного процесса на интересы каждого ребёнка.

Люди, взаимодействующие с детьми в ДО и создающие так называемое толерантное пространство, должны сами обладать чувством уважения к окружающим назависимо от их религии, расы, национальной принадлежности и культуры. Мировоззрение, профессионализм и убеждения педагогов влияют на эффективность общения с воспитанникамии и формирование их взглядов.

Педагогический работник должен обладать компетенциями, позволяющими создавать ситуацию для развития толерантных установок у воспитанников. О данных компетенциях говорится и в Стандарте. Компетенции предполагают:

1) Обеспечение эмоционально-благополучного климата для каждого ребё нка посредством:

• создания положительной психологической и морально-нравственной обстановке в группе;

• создания условий для благоприятных и дружеских отношений между воспитанниками, в том числе относящимся к разным социальным слоям, религиозным и культурным общностям;

• проявления участия и внимания к интересам детей;

• прямого и непринужденного общения с каждым ребёнком;

2) Формирование условий, необходимых для независимого выбора детьми деятельности, участников коллективной деятельности и матариалов;

3) Построение образования, принимающего во внимание индивидуальные особенности и устремления каждого ребёнка.

Кроме вышеперечисленного педагог должен обладать личностно-ориентированными педагогическими технологиями сотрудничества с воспитанниками. К ним следует отнести такие технологии как диалог, дискуссия и сотрудничество. В диалоге передаётся самобытность и своеобразие другого человека. Взаимодействие в диалоге предполагает равноправие позиций в общении. Целью дискуссии является поиск истины. Каждый из её участников вправе отстаивать свою точку зрения, доказывая её право на существование. Сотрудничество – это коллективная формулировка целей деятельности, общее планирование. Этот стиль сотрудничества активизирует творчество людей, раскрывает личностный потенциал каждого человека. Умело организованные педагогом диалог, дискуссия и сотрудничество являются одним из важнейших пунктов развития толерантности в детском коллективе.

Последним условием формирования толерантности у дошкольников является социальное взаимодействие родителей и педагогов. В Образовательном Стандарте также говорится о сотрудничестве ДО с семьями воспитанников, которое должно носить открытый характер. Именно родители являются первыми и главными воспитателями детей. Одной из разновидностей культуры, с которой сталкивается маленький ребёнок, является народная культура. Он знакомится с ней через так называемый материнский фольклор, к которому можно отнести прибаутки, потешки, колыбельные песни. Народная культура служит основой для развития отношений между людьми, в доходчивой форме доносит до детей правила и нормы социального общежития и формирует основы толерантности.

Таким образом, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на создание условий для развития толерантности в Дошкольной Организации. Об этом свидетельствуют целевые ориентиры возможных достижений детей. На завершающем этапе получения дошкольного образования воспитанники должны обладать способностью договариваться, учитывая при этом интересы и чувства окружающих; уметь разрешать конфликты и возникающие противоречия; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Как видим, современное дошкольное образование нацелено на воспитание толерантных установок у детей, что в свою очередь является одной из составляющих формирования толерантного общества в целом.

Литература:

1. Асмолов Л. Г. Толерантность : от утопии к реальности / На пути к толерантному сознанию // Под ред. Л. Г. Асмолова. М., 2000. – С. 149–152.

2. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. – 2003. – №11. – С. 5.

3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

Публикации по теме:

«Организация работы с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве ДОУ» Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность.

Экологическое и духовно-нравственное воспитание в соответствии с ФГОС Цели экологического воспитания у дошкольников: формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формировать.

Экологическое воспитание детей подготовительной группы в образовательных областях в соответствии с ФГОС Консультация для воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Консультация: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве ДОУ» Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное.

Общее родительское собрание «Развитие ребенка в едином образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС» Здравствуйте, уважаемые родители,представляем тему нашей встречи: «Развитие ребенка в едином образовательном пространстве «СЕМЬЯ-ДЕТСКИЙ.

Познание. Математика в средней группе. НОД в соответствии с ФГОС. Тема. Ориентирование в пространстве. Счёт до 4.Познание. Математика в средней группе. НОД в соответствии с ФГОС. Тема. Ориентирование в пространстве. Счёт до 4. Интеграция ОО: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность,.

Уголок народностей «Мы едины» в образовательном пространствеУголок народностей «Мы едины» в образовательном пространстве С 2014 учебного года наш Чуварлейский детский сад «Колокольчик» начал работу по программе «Социокультурные истоки». Это направление в настоящее.

Воспитания толерантности ребенка в дошкольном образовательном учреждении Воспитания толерантности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Собираю добро по крупинкам, По кусочкам, по малым пылинкам. В.

Экологическое воспитание во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС доЭкологическое воспитание во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС до ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ во 2 младшей группе. Весна – самое благоприятное время для экологического воспитания и развития младших дошкольников,.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ. Карты оперативного контроля в соответствии ФГОС Технология – научное прогнозирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание толерантности в образовательном пространстве ДО в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 26 июля 2015 в 12:53
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД