Папки-передвижки

Восстановление психоэмоциональной сферы у детей с помощью элементов музыкотерапии в работе педагога-психолога

Марина Трифонова
Восстановление психоэмоциональной сферы у детей с помощью элементов музыкотерапии в работе педагога-психолога

Восстановление психоэмоциональной сферы у детей с помощью элементов музыкотерапии

в работе педагога-психолога.

Музыка окружает нас во всех сферах жизни. С определенной музыкой мы растем, взрослеем и она как нечто что-то особое всегда рядом с нами. У каждого есть свои предпочтения и направления. И нет сомнений в том, что музыка задевает наши струны души, влияет на наше настроение, а значит прямым образом влияет на эмоции. С древних времен известно, что музыка оказывает умственный и физический эффект на любой организм.

Публикация «Восстановление психоэмоциональной сферы у детей с помощью элементов музыкотерапии в работе педагога-психолога» размещена в разделах

Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.

" Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни".

Большое значение музыке, как силе лечения, в воих эксперементальных исследовниях, придавали С. С. Корсаков. В. М. Бехтерев и другие известные русские ученые.

Музыкатерапия-это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства, а также это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

Музыкатерапия, в коррекционой и профилактической работе педагога-психолога, позволяет решить ряд психоэмоцинальных проблем у детей : преодолеть психологическую защиту ребенка- успокоить или, наоборот, настроить, активизировать,заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делом-музыкальными играми,пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

Музыкотерапия обеспечивает гармонизацию в состоянии ребенка:снимает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно,сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибрации.

Музыкатерапия понижает умственную усталось, повышает эмоциональный тонус, бодрит, раскрепощает, поднимает настроение.

За очень короткое время, подобно вспышки лампочки, музыка мгновенно может повлиять нетолько на психоэмоциональный фон, но и на работоспособность познавательных процессов у детей.

В книге " Ускоренное обучение с музыкой" Т. Уайлера и У. Дуглас говорят: " Музыка -это ускоренное шоссе к памяти".

Музыка улучшает память и обучаемость. Если во время занятий использовать фоном произведения средневековых композиторов, то это повысит концентрацию внимания и настроит восприятие на определенный лад.

Музыка-это внутренний ключик к моторчику двигателя внутри ребенка. Музыка способна на творить "маленькие чудеса" в жизни детей. Неторопливая музыка земедлит дыхание и сделает его еще более глубоким. Быстрая и ритмичная заставляет дышать чаще.

Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга,активизируя умственную деятельность,что является важным для интеллектуального развития ребенка-дошкольника.

Палагаясь на эти знания, я как педагог-психолог, использую на занятиях, на постоянной основе, музыкальный свой архив.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) использую этот метод в коррекционной работе. Считаю его оригинальным и эффективным.

С гиперактивными детьми занятия проходят под спокойную музыку. С детьми зажатыми происходит все наоборот.

У каждого ребенка есть своя любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. По просьбе детей звучат их любимые музыкальные произведения. А педагог-психолог знает, что все что близкое и очень знакомое, благотворно влияет на психику ребенка. Это очень сближет педагога и ребенка, является призывом к общению, раскрепощает и заставляет ребенка подпевать, двигаться и улыбаться.

Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.

Так, например:

- для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена: «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы» И. Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна; Григорианские песни.

- для уменьшения раздражительности, успокоения – «Лунную сонату» Л. Бетховена, «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, «Грезы» Р. Шумана, музыку А. Вивальди и В. А. Моцарта;

- прослушивание музыки Моцарта может вызвать улучшение умственной работы, и в раннем детстве воздействие классической музыки Моцарта оказывает благотворное влияние на умственное развитие. «Эффект Моцарта»

- для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта; «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского

-для повышения мышеченой работоспособности-Маршевая музыка;

- для детей с различным темпераментом, соответственно, и музыка подбирается разная. Мелодии со спокойным ритмом должны слушать беспокойные дети. А заторможенным, вялым детям с плохим аппетитом необходимо слушать музыку в темпе «алегро», вальсы из балетов Чайковского, произведения Вивальди, маршевые композиции, «Каприз №24» Н. Паганини, «Весна священная» Стравинского….

- Наибольшим возбуждающим воздействием обладает музыка Вагнера;

-для активизации чувства любви к ближнему-Музыка композиторов романтиков (Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, Ф. Шуберт);

для активизации сердечной мышцы, для развития чувства сострадания-П. Чайковский,М. Глинка и муз. произведения где звучит скрипка, виолончель и гитара.

На занятиях с использованием светового планшета, я использую чаще фоновую музыку, звучащая "вторым планом", без установки на осознанное восприятие.

Рекомендации по применению музыкатерапии в коррекционной групповой работе с детьми :

1) использовать для прослушивания можно только то произведения,которое нравится абсолютно всем детям;

2)лучше слушать музыкальные пьесы, которые знакомы детям;

3) продолжительность не более 10 минут.

Дополнительный список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей :

Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.

Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.

Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.

Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, - "Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.

Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.

Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона.

Публикации по теме:

Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психологаИспользование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога «Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога» «Воде была.

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Игровые технологии в работе педагога-психолога ДОУИгровые технологии в работе педагога-психолога ДОУ По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Восстановление психоэмоциональной сферы у детей с помощью элементов музыкотерапии в работе педагога-психолога
Опубликовано: 8 февраля 2024 в 07:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД