МААМ-картинки

Профилактика нарушения зрения у дошкольников

Анастасия Мельникова
Профилактика нарушения зрения у дошкольников

Разрешите представить вам мастер-класс по теме «Профилактика нарушений зрения у дошкольников»

Профилактика появления зрительных расстройств у нормально видящих детей является одной из основных задач. Сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться – задача, которая должна решаться педагогами во всех образовательных учреждениях и родителями в домашних условиях.

Публикация «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» размещена в разделах

Из всех органов чувств человека глаза считаются самым драгоценным даром природы. Зрение дает людям почти 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия.

Поскольку организм ребенка очень восприимчив к всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание.

Давайте с вами рассмотрим возможные неблагоприятные внешние факторы для развития зрения у старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) :

• несоблюдение взрослым режима зрительных нагрузок для ребенка;

• постоянное нарушение осанки в процессе статических занятий (связано, прежде всего, с несоответствием размера стола и стула);

• плохое освещение рабочего места.

Травмоопасным фактором для зрения в этот возрастной период являются:

• природная детская любознательность к разным веществам, жидкостям, попытка открывать или манипулировать с емкостями, в которых они хранятся;

• желание ребенка, изображая в игре взрослого, действовать «по-настоящему» с предметами быта, в том числе и опасными;

• спортивные упражнения и игры, сопряженные с падениями и ушибами.

Ребенку в детском саду и дома необходимо создать такие условия, которые не заставляли бы орган зрения перенапрягаться.

К таким условиям относятся:

• Обеспечение и соблюдение санитарно-гигиенических норм освещенности рабочего места и мест жизнедеятельности детей;

• Соблюдение статико-динамического и двигательного режимов;

• Рациональная организация зрительной работы детей.

А теперь рассмотрим более подробно все перечисленные выше условия:

ОРГАНИЗАЦИЯ

ОСВЕЩЕННОСТИ ПОМЕЩЕНИЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

• Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений ( спектр цветоизлучения: белый, теплобелый, естественно-белый);

• Не закрывать занавесками, шторами, комнатными растениями окна основных помещений (высота цветов не должна превышать 15 см от подоконника, рекомендуется комнатные растения размещать в уголках природы);

• Столы во время образовательной деятельности располагают так, чтобы свет падал слева от глаз ребенка (для леворуких детей свет должен падать с правой стороны);

• Расстояние от столов до окон должно быть не менее 1 метра, расстояние между рядами столов – не менее 0,5 метров, расстояние от первых столов до настенной доски – 2,5-3 метра;

Во время проведения организованной образовательной деятельности при рассаживании детей за столы следует учитывать состояние здоровья каждого воспитанника: детей со снижением зрения сажают у стены с окнами;

• Стены, рамы, подоконники должны быть окрашены в светлые тона;

• В поле зрения ребенка во время работы не должно бы ть отражающих поверхностей. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона;

• Книжный уголок и уголок изобразительной деятельности должны быть оснащены дополнительным освещением. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение.

СОБЛЮДЕНИЕ

СТАТИКО-ДИНАМИЧЕСКОГО И ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМОВ

• Ребенок не должен сутулиться. Сидеть нужно прямо с легким наклоном вперед, грудь не касается стола (расстояние между туловищем и краем стола – 3-5 см, оба плеча должны быть на одной высоте. Ноги, согнутые под прямым углом в коленях, опираются всей ступней на пол или на подставку для ног;

• Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют росту ребенка;

• На занятиях статического плана (общеобразовательные, познавательные, по развитию речи, по изобразительной деятельности) педагог должен способствовать смене видов активности детей: перцептивной, речевой, практической, моторной и др. ;

• Для предупреждения двигательного и зрительного утомление необходима смена позы ребенка во время занятия.

• Для поддержания зрительной работоспособности, снятия общего и зрительного утомления, вызванного умственной работой, проводятся физкультурные паузы (физкультминутки).

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

• Картины и иллюстрации необходимо демонстрировать, закрепив их на доске, мольберте, подставке. Картину обычно предъявляют на определенном фоне, мелкие картинки тоже. Можно одновременно демонстрировать две одинаковые картины, чтобы все дети их хорошо видели;

• Для детей 3 – 6 лет изображения должны иметь достаточно четкий контур, с выделением основных деталей, цвета и оттенки должны быть яркими и насыщенными. Усложняются требования к композиционному построению картинки: изображение нескольких объектов разного размера на первом (ближнем) и втором (дальнем) планах;

• Наиболее благоприятным фоном для показа предмета является черно-белый, либо зеленый (успокаивающий, коричневый (спокойный, контрастный) или оранжевый (стимулирующий). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было его рассмотреть во всех деталях.

Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:

• выбор адекватного фона;

• выбор определенного цвета, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (например, красный рядом с желтым видится как оранжевый, синий – фиолетовым);

• постоянное использование указки для показа, для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть);

Закончить нашу встречу мне хочется стихотворением Алё ны Глазовой:

Взгляните в детские глаза!

Когда тоска и груз забот.

Там сказки свет и чудеса,

Там вся вселенная живёт.

Взгляните в детские глаза!

Лишь только время подвернётся.

Улыбка ваша иль слеза

В глазах ребёнка отзовётся.

Взгляните в детские глаза,

Когда хотите ощутить,

Всё, что словами не сказать,

Всё, для чего есть смысл жить.

Взгляните в детские глаза!

Пусть ваше сердце громче бьётся!

Глаз детских свет забыть нельзя,

Тот свет, пусть с вами остаётся.

А теперь предлагаю вам пройти в соседнюю группу, где вам наглядно покажут

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников, имеющих нарушения речи Сообщение на районном семинаре для воспитателей МБДОУ и ГКП по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с требованиями.

Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения Мои занятия посещают дети с нарушениями зрения в возрасте от 4-7 лет Занятия проходят как в групповой, так и в индивидуальной форме. В число.

Профилактика нарушений зрения дошкольников. Комплексы гимнастики для глаз Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60» Комплексы гимнастики для глаз Составила: Воспитатель.

Консультация для родителей на тему «Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у детей 3–7 лет» Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач,.

Консультация для родителей «Причины и профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» Нарушение осанки в детском возрасте – очень распространенная проблема, она может приводить к неправильному формированию скелета в процессе.

Консультация для воспитателей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими.

Консультация учителя-дефектолога для родителей «Речевые нарушения у дошкольников» В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются те или иные нарушения речи. И, к сожалению, нет тенденции к снижению численности детей с.

Профилактика нарушения фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте Галина СокольниковаПрофилактика нарушения фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте. На примере одной из тем недели "Дикие.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного.

Профилактика нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых пособий Осадчева К. П. Воспитатель МДОУ «Детский сад №17 с. Пушкарное» Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика нарушения зрения у дошкольников
Опубликовано: 14 апреля 2019 в 12:27
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД