Лучший педагог года

Организация наблюдения за неживой природой

Елена Зюзина
Организация наблюдения за неживой природой

Как известно, наблюдение – ведущий метод познания природы. Но на практике мы чаще говорим о природе, чем организуем наблюдения за природными явлениями. Как изменить сложившуюся ситуацию? Ведь никакой рассказ, схема или даже современное информационное изобретение не заменят живого впечатления. Наблюдение — ведущий метод познания природы. Но на практике мы чаще говорим о природе, чем организуем наблюдения за природными явлениями. Как изменить сложившуюся ситуацию? Ведь никакой рассказ, схема, макет или даже современное информационное изобретение не заменит живого впечатления. В исследованиях, выполненных в Российском государственном педагогическом им. А. И. Герцена показано, что наблюдение — сложный вид психической деятельности, включающий в себя различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально – волевые стороны личности ребенка,наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательной деятельности являются специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны педагога. Также наблюдение становится и ведущим методом познания природы.

Публикация «Организация наблюдения за неживой природой» размещена в разделах

Знакомя с разнообразными явлениями неживой природы необходимо воспитывать у детей эстетические чувства, формировать навыки бережного отношения к окружающему миру.

Сезонные и погодные явления. В теплое время осени наблюдения проходят при активном участии самих детей.

Слушая рассказ о золотой осени, дети отмечают и тепло ласкового солнца, и синее небо, и медленно плывущие белые облачка.

В ненастный дождливый день не стоит устраивать наблюдение, не подготовив ребенка к восприятию этой унылой картины. Детям будут не совсем понятны высказывания взрослого о тучах, о ненастной погоде. Целесообразно начать работу с подготовительной беседы во время сборов на прогулку. Воспитатель обращает внимание детей на их одежду, спрашивает, зачем надевают резиновые сапоги, плащи, берут зонты. Закрепляя детские знания о предназначении этой одежды, воспитатель связывает их с погодными условиями конкретной прогулки: Холодно, идет дождь, вот поэтому у всех плащи и сапоги. Выйдя на прогулку, воспитатель закрепляет сказанное: Посмотрите, как одета бабушка, какой у нее красивый зонт, похож на цветок. А где птички? Они спрятались, не хотят, чтобы перышки их стали мокрыми! А нам дождь не страшен: у нас и сапоги, и плащи, и гуляем мы на веранде.

Таким образом, характерные сезонные явления, связанные с личным опытом, облегчают формирование соответствующих связей и представлений детей.

Неожиданно пошел густой мохнатый снег. Сквозь его пелену детям интересно смотреть на мир. Снегопад! — говорит взрослый, и Дети начинают понимать, о чем идет речь.

Взрослый обращает внимание детей на то, какое солнышко во время прогулки. Весной оно ласково светит, пригревает. Дети могут убедиться в этом сами: бегают по участку, прикладывают ладошку то к поверхности скамейки, то к стволу дерева, то к своей одежде. Летом солнце бывает жарким. Тогда приятнее играть в тени под деревьями.

Взрослый обращает внимание детей и на цвет неба. Оно бывает разного цвета: синее, голубое и даже серое. По нему плывут то легкие белые облачка, то огромные серые тучи.

Чувственный опыт ребенка обогащается, когда взрослый образно рассказывает о ветре: В осеннюю пору он зло завывает, срывает листья, гонит тучи. Летом ветер-ветерок ласково веет, несет прохладу.

Дождь тоже разный. В непогоду мелкий, затяжной. Сразу все вокруг становится серым, унылым. Летом весело скачет, радостно и звонко стучит по крышам, пузырится в лужах и быстро убегает.

На прогулке застал детей град. Белые горошины скачут, катятся во все стороны, быстро тают. Дети могут взять их в руку, ощутить холод, заскочившие на веранду горошины сравнить по величине.

Интересное красочное явление — радуга. Она разноцветной дугой раскинулась на небе. Показывая ее детям, прочитать потешку Радуга-дуга.

Сезонные явления пока еще не до конца понятны младшим дошкольникам, но яркие впечатления от них остаются в душе каждого ребенка. Погодные явления в такой же мере доступны пониманию ребенка.

В холодный морозный день, когда не видно солнца, дети чувствуют себя неуютно. Взрослый должен поднять их настроение: Слышите, как снег хрустит, поскрипывает под ногами? Прислушались дети, а взрослый предлагает: Посмотрите, какие-то следы на снегу. Как вы думаете, кто приходил к нам в гости? Пусть дети сами рассказывают, фантазируют, проявляют активность, интерес к окружающему. Цель достигнута. Вот уже и оживились все ребятишки.

Следует учитывать, что настроение детей может резко понизиться уже при выходе на прогулку, едва малыши увидят серое небо, мокрые кусты, поникшие цветы. Взрослому нельзя оставлять детей в таком настроении. Надо что-то экстренно предпринять. Изменить настроение могут, например, две лягушки, которые проскакали по дорожке и скрылись в траве. Где они? Почему не видно? И вскоре после рассказа воспитателя дети весело скачут, распевают песенку Музыкальных ребят (см. летние конспекты прогулок).

Наблюдения за сезонными и погодными явлениями тесно связаны с наблюдениями за растительным и животным миром, помогают сформировать первые представления о временах года, создать образ, созвучный восприятию малыша. Все залито солнечным светом. На фоне синего неба еще ярче выделяется желтый цвет растений. Какого цвета деревья и кусты? Какого цвета ковер из листьев под ногами? Все это — золотая осень. Осень желтого цвета.

Все вокруг, куда ни глянь, утопает в снегу, покрыто снегом, укутано им. Все вокруг белым-бело. Какого цвета зима? Дети отвечают сами.

Что значит солнышко пригревает? Пусть дети убедятся в этом сами. Бегая по участку, пусть прикладывают ладошку к предметам, находящимся в тени и на солнце, ощущая разницу температур. Всем становится понятно: солнышко спешит все согреть, весну встречать пора. Теперь уже стремительно изменяется все вокруг: люди сменили шубы на куртки, валенки — на резиновые сапоги. Почему? А где снег? Откуда столько луж, ручьев? Кругом журчит, поет вода. Почему? Чему радуются птицы? Оказывается, все это потому, что весна на дворе. Пришла красавица-весна, и вдруг все вокруг зазеленело. Трава какого цвета? Листья какого цвета? Так какого цвета весна?

А летом солнце светит ярко. Всюду цветут цветы: на клумбе, в поле, на лесной поляне. Вокруг порхают бабочки, мотыльки, они — как живые цветы. И сами дети в ярких одеждах — как цветы. Все нарядное, красивое. Лето красного цвета. А что значит солнце припекает? Где лучше книжку читать, рисовать: в тени под деревьями или на площадке перед верандой? А почему дети стали похожи на шоколадки? Это все солнце жаркое, летнее постаралось.

Природный материал.

Вода. Ознакомление с водой и ее свойствами осуществляется в теплое время года в конце прогулки, когда есть возможность сразу же завести всех в помещение и переодеть при необходимости. Проводится такое ознакомление в виде игр-занятий под строгим контролем взрослого (см. раздел Самостоятельная деятельность детей).

Лужи. Детям интересно рассматривать лужу. В ней отражаются предметы ближнего окружения, которые могут исчезнуть, если в лужу что-нибудь бросить. Лужи бывают большие и маленькие. Одни нужно обходить, а через другие можно просто перешагнуть. Лужи также бывают глубокие и мелкие. Для этого их измеряют лопаткой, палочкой (но не сапогом). Измерив, вместе со взрослым дети решают, можно по ней провести машину или она утонет.

Детям нравится по луже пускать разные предметы, которые есть под рукой: ветки, щепки, пластмассовые и бумажные кораблики, мячи и др. Интересно, что тонет, что плавает. Увлекаясь, дети бросают в лужи лопатки, разнообразные игрушки, поэтому взрослому приходится их останавливать.

Ручьи. Дети сами находят себе занятия: соединяют ручьи, прокапывая канавки, поворачивают их русла. Веселое журчание ручьев, солнечные блики, тепло — все радует детей.

Снег. Знакомство со свойствами снега и льда происходит во время выполнения трудовых действий зимой. Ошибкой практики следует считать то, что взрослый, стараясь придать красочность постройкам, иногда окрашивает снег в яркие цвета. Ребенок с помощью взрослого должен понять и принять красоту и великолепие природного материала (читается отрывок из стихотворения Н. Никитина На дворах и домах). Чуть оживить снег могут мелкие цветные льдинки, выложенные узорами самими детьми. Помимо построек, дети выполняют разнообразные дидактические упражнения, игры, задания типа Какое ведро тяжелее (с пушистым или мокрым снегом?.

Песок. Предлагается детям в свободное пользование в теплое время года и широко применяется ими. Игры с песком более содержательны, когда взрослый предлагает специально подобранный набор мелких игрушек или когда дети по собственной инициативе начинают использовать разнообразный природный материал в качестве заместителя.

Глина, тесто. Дети используют ее, когда по предложению взрослого и с его помощью начинают лепить недостающий игровой материал: чашки, блюдца, угощенья, украшения и т. д. Часто вместо глины применяется и цветное тесто. Оно удобно тем, что его можно заготовить впрок довольно много. К тому же в зависимости от желания малыша этому подсобному материалу придают тут же соответствующую окраску. Оторвал малыш себе кусок теста, сам покрасил в розовый цвет и слепил ежа. Берет другой кусок, красит — вылепил медведя. Увлеченно действует малыш, соединяя цветные куски между собой, меняя по ходу свои замыслы, в конце такой творческой работы он точно знает, что получилось. Вылепленные персонажи появляются на лужайке, под кустами. В следующий раз их угощают сделанными ягодами, морковками, яблоками. Бывает, разноцветных ежей собирается целая семейка — и всем хватает и места под кустом и угощений.

Сооружения из снега, вылепленные из глины и теста зверушки используются в наблюдениях, целью которых является развитие пространственных ориентировок. Уточнить место расположения многочисленных построек из снега зимой, конкретизировать знания детей об их назначении помогает прием — показ этих построек любимым игрушкам (вынести на участок большую куклу Машу) или гостям (после новогоднего праздника приходит Снегурочка). Дети наперебой показывают, как можно играть со слоненком, с жирафом и т. д. Камешки, ракушки. Во время целевых прогулок на опушку леса, к водоему дети собирают камешки, ракушки, выполняя при этом разнообразные дидактические игры-задания, учатся первоначальному счету. Хранится этот материал в специальных небольших легких ящичках, удобных для переноса, или в маленьких корзиночках. Чтобы детям было интереснее играть, камешки можно покрасить масляной краской, тем самым усилив естественный цвет: голубовато-серый, зеленовато-желтый. Ошибка, когда воспитатели красят камешки в яркие цвета (дети могут принять их за конфеты, взять в рот). Ребенок должен научиться ценить естественную красоту природы. Дети подолгу и разнообразно используют природный материал в самостоятельной деятельности (см. гл. Самостоятельная деятельность детей).

Публикации по теме:

Наблюдения за гиацинтом. Организация наблюдений в уголке природыНаблюдения за гиацинтом. Организация наблюдений в уголке природы Хочу рассказать об организации наблюдений с детей за гиацинтом. Кашпо с луковицей гиацинта осталось стоять в уголке природы с весны,.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа)Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2) РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 6 видов комнатных растений, деревьев и кустарников, 2 – 3 травянистых растения, 6.

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой»Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой» Цель прогулки:формировать у детей представление о марте,как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в.

Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой (почвой)»Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой (почвой)» Цель прогулки: развивать у детей интерес ко всему живому, окружающему нас; учить устанавливать зависимость состояния почвы от погодных.

Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа)Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа) Цель проектаОбогащение представлений детей об объектах неживой природы и обучению основам экологии, природопользования Сформировать у детей.

Экологический проект «Лаборатория неживой природы»Экологический проект «Лаборатория неживой природы» Экологический проект "Лаборатория неживой природы" Назарова Т. А. Экологический проект «Лаборатория неживой природы». Расскажи – и я забуду,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация наблюдения за неживой природой
Опубликовано: 17 января 2020 в 14:22
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД