Папки-передвижки

Взаимодействие логопеда образовательной организации с семьей ребенка с нарушением речи

Анна Романенко
Взаимодействие логопеда образовательной организации с семьей ребенка с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие логопеда образовательной организации с семьей ребенка с нарушением речи

Актуальность взаимодействия логопеда образовательной организации с семьей ребенка с нарушением речи определяется разными факторами. Первая группа факторов связана с ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ в 2018 г. число инвалидов до 18 лет составило 628 000 человек, из них дети до 7 лет – 217 000, чем объясняется увеличение числа детей с ОВЗ в образовательных учреждениях. Образование по программам начального, основного и среднего образования получают 4% обучающихся с ОВЗ и 2% детей-инвалидов от общего числа детей. Количество воспитанников- инвалидов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, в 2017 г. составило 1% от общего числа обучающихся, 74 768 человек. По сравнению с 2014 г. к 2017 г. число детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях увеличилось на 20 000 человек.

Публикация «Взаимодействие логопеда образовательной организации с семьей ребенка с нарушением речи» размещена в разделах

Вторая группа факторов определяется государственной социальной политикой РФ, нацеленной на максимальную социализацию детей с ОВЗ. Организа- ция данной работы требует согласованного межведомственного взаимодействия. С целью повышения качества медицинской помощи в России построены и оснащены 55 перинатальных центров, внедрены стандарты диагностики и лечения детей группы риска. В 2017 году специалистами медико-социальной экспертизы (МСЭ) разработано 349 016 индивидуальных программ реабилитации и/или абилитации (ИПРА) для детей инвалидов. Образование лиц с ОВЗ обеспечивается в соответствии с их способностями и возможностями и ориентировано на интегрированную и инклюзивную форму обучения, сформирован Федеральный реестр примерных адаптированных образовательных программ, разработаны примерные адаптированные основные образовательные программы (АООП) для дошкольников с ТНР (Л. В. Лопатина, Н. В. Нищева).

Факторы третьей группы определяют эффективность родительского обучения и воспитания детей с ОВЗ, поскольку в обществе сложились условия для оказания своевременной, качественной, пролонгированной поддержки семье ребенка с нарушением речи :

• отмечается рост уровня благосостояния населения,

• реализуются региональные программы, направленные на сохранение здоровья детей, реабилитацию и абилитацию детей-инвалидов,

• родители детей с ОВЗ понимают значение и ответственность семейного воспитания, они искренно хотят помочь своему ребенку.

Между тем, проблемой остается взаимодействие логопеда образовательной организации с семьёй ребенка с нарушением речи, которое должно соответствовать требованиям времени и современным запросам родителей.

Понятие «семья», типы семей, «жизненный цикл семьи»

Существует несколько определений социального института «семья».

1. Семья рассматривается как основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживани- ем, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязан- ностями по отношению друг к другу (Н. А. Волгин).

2. Семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчи- вой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществля- ется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, дето- рождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания (М. А. Галогузова).

Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт при условии наличия трех основных видов семейных отношений: супружество, родительство, родство. При отсутствии одного из показателей используется по- нятие «семейная группа».

В современном обществе выделяют следующие модели семейных отношений:

• нормативную, определяемую традиционными брачно-семейными отношениями;

• квазисемейную, с альтернативными формами брачно-семейных отношений;

• особую, характеризующуюся нетрадиционными формами брачно- семейных отношений (В. В. Бойко).

Структура семьи раскрывает взаимосвязи между членами семьи (супругами, детьми, родителями и детьми, их сплоченность, иерархию, способность адапти- роваться к изменениям. Существует несколько типологий семьи, например:

• по количеству детей – бездетная, однодетная, малодетная (2 ребенка, многодетная (количество детей 3 и более);

• но наличию родителей – полная и неполная;

• по составу семьи – нуклеарная (супружеская пара с детьми, расширен- ная или сложная, неполная, приемная.

Особо выделятся понятие «жизненный цикл семьи» – это последовательная смена событий, которые проходит каждая семья. Условно жизненный цикл семьи разделяют на 8 стадий:

1. формирование семьи;

2. семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем;

3. семья с ребенком дошкольного возраста;

4. семья с ребенком школьного возраста;

5. семья с ребенком старшего школьного возраста;

6. семья со взрослым ребенком, входящим в мир;

7. семья среднего возраста («пустое гнездо»);

8. «постаревшая» семья.

На каждом цикле развития семьи у родителей и детей имеется характерное специфическое функционально-ролевое поведение. Ю. Хямяляйнен представ- ляет ролевые функции родителей и детей, выводит зависимость ролевого поведения каждого члена семьи от жизненного цикла семьи.

Таким образом, структурная организация семьи и внутренние связи между ее членами разнообразны и многоплановы.

Функции семьи ребенка с ОВЗ

В процессе семейного взаимодействия удовлетворяются собственные потребности каждого члена семьи и выполняются определенные семейные функции. Основными функциями семьи являются (по В. Д. Зайцеву) :

1. хозяйственно-экономическая (производство, потребление и распределение материальных благ);

2. репродуктивная (рождение детей);

3. образовательно-воспитательная (социализация детей);

4. духовного общения (общение и взаимопонимание всех членов семьи);

5. социально-статусная (представление социального статуса семьи в обществе);

6. регулятивная (осуществление первичного социального контроля за выполнением социальных норм всеми членами семьи,

7. рекреативная (оказание взаимопомощи, укрепление здоровья членов семьи, организация досуга).

Семья ребенка с ОВЗ кроме обычных имеет ряд специфических функций, реализуемых по отношению к ребенку с проблемами в развитии:

1) абилитационно-реабилитационная: восстановление психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включение его в социальную среду, приобщение к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей;

2) корригирующая: исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями;

3) компенсирующая: замещение, перестройка нарушенных или несформи- рованных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными компенсаторными механизмами (Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина).

Реализация семейных функций может носить явный и/или скрытый харак- тер, а функциональные отношения зависят от жизненного цикла семьи и реаби- литационного этапа, на котором находится ребенок.

Ресурсы и воспитательный потенциал семьи ребенка с ОВЗ

Е. М. Мастюкова и А. Г. Московкина, описывая функции семьи ребенка с ОВЗ, вводят понятие «ресурсы семьи». Ресурсы семьи разделяют на следующие категории:

• трудовые (способность и желание каждого члена семьи к труду);

• материальные (жилье, гараж, земельный надел, автомобиль, велосипед, предметы быта);

• финансовые (наличность, счета в банке, ценные бумаги, страховки);

• технологические (процесс приготовления пищи, пошива одежды, проведение ремонтных работ в доме, уход за животными);

• ценностные (сплоченность семьи, семейная коммуникация, навыки решения проблем).

Все ресурсы семьи задействованы в воспитании подрастающего поколения и в каждой семье их сочетание уникально. Под воспитательным потенциалом семьи понимают характеристики, отражающие разные условия и факторы жиз- недеятельности семьи. К факторам, определяющим воспитательный потенциал семьи, относят:

• тип (однодетная, малодетная, многодетная, приемная);

• структуру (состав семьи, число членов семьи и отношения между ними);

• материальную обеспеченность;

• место проживания;

• психологический микроклимат;

• традиции и обычаи;

• уровень культуры и образования родителей и др.

Условно факторы, характеризующие воспитательный потенциал семьи, объединяют в группы: социально-культурные, социально-экономические, технико- гигиенические и демографические (А. В. Мудрик, Т. А. Куликова, Т. В. Лоткина).

Социально-культурный фактор во многом определяется тем, как относятся родители к домашнему воспитанию: равнодушно, ответственно, легкомыслен- но. Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской пози- цией родителей: осознают ли они ответственность за воспитание детей как важнейшую социальную обязанность члена общества.

Социально-экономический фактор отражает имущественные характеристики семьи и занятость родителей на работе. Воспитание детей требует серьезных финансовых затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Материальные возможности семьи по обеспечению полноценного развития детей во многом определяются общественно-политическим и социально-экономическим положением в государстве.

Технико-гигиенический фактор связан с тем, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни семьи.

Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная – неполная, сложная – простая, однодетная – многодетная и т. д.) диктуют свои особенности воспитания детей.

Своеобразие воспитательного потенциала определяется сочетанием раз- личных ресурсов и факторов, поэтому их необходимо рассматривать в совокупности, а не изолированно.

Компетенции родителей, имеющих ребенка с ОВЗ.

Компетенции родителей – это грамотность в вопросах развития, воспитания и обучения детей. Е. Ф. Архипова выделяет следующие виды компетенций родителей детей с ОВЗ:

• педагогическая компетенция – знания и использование в повседневной жизни методов коррекционного воспитательного воздействия, способствующих развитию личности ребенка;

• психологическая компетенция – понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также умение организовывать совместную с ним деятельность с учетом его возможностей;

• здоровьесберегающая компетенция основана на внимании к физическому (соматическому) здоровью ребенка, включает проведение необходимых профилактических мероприятий, обследование ребенка у специалистов, направленное на выявление отклонений в здоровье ребенка и своевременное их предупреждение или лечение;

• социальная компетенция проявляется в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает способность устанавливать и поддерживать новые продуктивные связи, способствующие интеграции семьи в социум;

• правовая компетенция – знание основных прав родителей и ребенка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи, а также умение применять на практике нормы законодательства, знать права ребенка с ОВЗ и уметь их защищать.

Наиболее продуктивны педагогическая и психологическая компетенции, позволяющие организовать оптимальный коррекционный режим в домашних условиях благоприятный для развития, воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Консультация музыкального руководителя «Взаимодействие с семьей» Большое значение в музыкальном воспитании приобретает совместная работа с родителями. Актуальность этой работы определяется тем, что детский.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Родительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей»Родительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей» Цель: Помочь родителям воспитанников познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении, установить контакт между родителями.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие логопеда образовательной организации с семьей ребенка с нарушением речи
Опубликовано: 23 августа 2022 в 21:52
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие логопеда образовательной организации с семьей ребенка с нарушением речи» (включая файлы) размещена пользователем Анна Романенко (УИ 366382) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД