Анна Романенко
Взаимодействие логопеда образовательной организации с семьей ребенка с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие логопеда образовательной организации с семьей ребенка с нарушением речи
Актуальность взаимодействия логопеда образовательной организации с семьей ребенка с нарушением речи определяется разными факторами. Первая группа факторов связана с ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ в 2018 г. число инвалидов до 18 лет составило 628 000 человек, из них дети до 7 лет – 217 000, чем объясняется увеличение числа детей с ОВЗ в образовательных учреждениях. Образование по программам начального, основного и среднего образования получают 4% обучающихся с ОВЗ и 2% детей-инвалидов от общего числа детей. Количество воспитанников- инвалидов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, в 2017 г. составило 1% от общего числа обучающихся, 74 768 человек. По сравнению с 2014 г. к 2017 г. число детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях увеличилось на 20 000 человек.
Публикация «Взаимодействие логопеда образовательной организации с семьей ребенка с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Вторая группа факторов определяется государственной социальной политикой РФ, нацеленной на максимальную социализацию детей с ОВЗ. Организа- ция данной работы требует согласованного межведомственного взаимодействия. С целью повышения качества медицинской помощи в России построены и оснащены 55 перинатальных центров, внедрены стандарты диагностики и лечения детей группы риска. В 2017 году специалистами медико-социальной экспертизы (МСЭ) разработано 349 016 индивидуальных программ реабилитации и/или абилитации (ИПРА) для детей инвалидов. Образование лиц с ОВЗ обеспечивается в соответствии с их способностями и возможностями и ориентировано на интегрированную и инклюзивную форму обучения, сформирован Федеральный реестр примерных адаптированных образовательных программ, разработаны примерные адаптированные основные образовательные программы (АООП) для дошкольников с ТНР (Л. В. Лопатина, Н. В. Нищева).
Факторы третьей группы определяют эффективность родительского обучения и воспитания детей с ОВЗ, поскольку в обществе сложились условия для оказания своевременной, качественной, пролонгированной поддержки семье ребенка с нарушением речи :
• отмечается рост уровня благосостояния населения,
• реализуются региональные программы, направленные на сохранение здоровья детей, реабилитацию и абилитацию детей-инвалидов,
• родители детей с ОВЗ понимают значение и ответственность семейного воспитания, они искренно хотят помочь своему ребенку.
Между тем, проблемой остается взаимодействие логопеда образовательной организации с семьёй ребенка с нарушением речи, которое должно соответствовать требованиям времени и современным запросам родителей.
Понятие «семья», типы семей, «жизненный цикл семьи»
Существует несколько определений социального института «семья».
1. Семья рассматривается как основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживани- ем, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязан- ностями по отношению друг к другу (Н. А. Волгин).
2. Семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчи- вой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществля- ется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, дето- рождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания (М. А. Галогузова).
Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт при условии наличия трех основных видов семейных отношений: супружество, родительство, родство. При отсутствии одного из показателей используется по- нятие «семейная группа».
В современном обществе выделяют следующие модели семейных отношений:
• нормативную, определяемую традиционными брачно-семейными отношениями;
• квазисемейную, с альтернативными формами брачно-семейных отношений;
• особую, характеризующуюся нетрадиционными формами брачно- семейных отношений (В. В. Бойко).
Структура семьи раскрывает взаимосвязи между членами семьи (супругами, детьми, родителями и детьми, их сплоченность, иерархию, способность адапти- роваться к изменениям. Существует несколько типологий семьи, например:
• по количеству детей – бездетная, однодетная, малодетная (2 ребенка, многодетная (количество детей 3 и более);
• но наличию родителей – полная и неполная;
• по составу семьи – нуклеарная (супружеская пара с детьми, расширен- ная или сложная, неполная, приемная.
Особо выделятся понятие «жизненный цикл семьи» – это последовательная смена событий, которые проходит каждая семья. Условно жизненный цикл семьи разделяют на 8 стадий:
1. формирование семьи;
2. семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем;
3. семья с ребенком дошкольного возраста;
4. семья с ребенком школьного возраста;
5. семья с ребенком старшего школьного возраста;
6. семья со взрослым ребенком, входящим в мир;
7. семья среднего возраста («пустое гнездо»);
8. «постаревшая» семья.
На каждом цикле развития семьи у родителей и детей имеется характерное специфическое функционально-ролевое поведение. Ю. Хямяляйнен представ- ляет ролевые функции родителей и детей, выводит зависимость ролевого поведения каждого члена семьи от жизненного цикла семьи.
Таким образом, структурная организация семьи и внутренние связи между ее членами разнообразны и многоплановы.
Функции семьи ребенка с ОВЗ
В процессе семейного взаимодействия удовлетворяются собственные потребности каждого члена семьи и выполняются определенные семейные функции. Основными функциями семьи являются (по В. Д. Зайцеву) :
1. хозяйственно-экономическая (производство, потребление и распределение материальных благ);
2. репродуктивная (рождение детей);
3. образовательно-воспитательная (социализация детей);
4. духовного общения (общение и взаимопонимание всех членов семьи);
5. социально-статусная (представление социального статуса семьи в обществе);
6. регулятивная (осуществление первичного социального контроля за выполнением социальных норм всеми членами семьи,
7. рекреативная (оказание взаимопомощи, укрепление здоровья членов семьи, организация досуга).
Семья ребенка с ОВЗ кроме обычных имеет ряд специфических функций, реализуемых по отношению к ребенку с проблемами в развитии:
1) абилитационно-реабилитационная: восстановление психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включение его в социальную среду, приобщение к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей;
2) корригирующая: исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями;
3) компенсирующая: замещение, перестройка нарушенных или несформи- рованных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными компенсаторными механизмами (Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина).
Реализация семейных функций может носить явный и/или скрытый харак- тер, а функциональные отношения зависят от жизненного цикла семьи и реаби- литационного этапа, на котором находится ребенок.
Ресурсы и воспитательный потенциал семьи ребенка с ОВЗ
Е. М. Мастюкова и А. Г. Московкина, описывая функции семьи ребенка с ОВЗ, вводят понятие «ресурсы семьи». Ресурсы семьи разделяют на следующие категории:
• трудовые (способность и желание каждого члена семьи к труду);
• материальные (жилье, гараж, земельный надел, автомобиль, велосипед, предметы быта);
• финансовые (наличность, счета в банке, ценные бумаги, страховки);
• технологические (процесс приготовления пищи, пошива одежды, проведение ремонтных работ в доме, уход за животными);
• ценностные (сплоченность семьи, семейная коммуникация, навыки решения проблем).
Все ресурсы семьи задействованы в воспитании подрастающего поколения и в каждой семье их сочетание уникально. Под воспитательным потенциалом семьи понимают характеристики, отражающие разные условия и факторы жиз- недеятельности семьи. К факторам, определяющим воспитательный потенциал семьи, относят:
• тип (однодетная, малодетная, многодетная, приемная);
• структуру (состав семьи, число членов семьи и отношения между ними);
• материальную обеспеченность;
• место проживания;
• психологический микроклимат;
• традиции и обычаи;
• уровень культуры и образования родителей и др.
Условно факторы, характеризующие воспитательный потенциал семьи, объединяют в группы: социально-культурные, социально-экономические, технико- гигиенические и демографические (А. В. Мудрик, Т. А. Куликова, Т. В. Лоткина).
Социально-культурный фактор во многом определяется тем, как относятся родители к домашнему воспитанию: равнодушно, ответственно, легкомыслен- но. Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской пози- цией родителей: осознают ли они ответственность за воспитание детей как важнейшую социальную обязанность члена общества.
Социально-экономический фактор отражает имущественные характеристики семьи и занятость родителей на работе. Воспитание детей требует серьезных финансовых затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Материальные возможности семьи по обеспечению полноценного развития детей во многом определяются общественно-политическим и социально-экономическим положением в государстве.
Технико-гигиенический фактор связан с тем, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни семьи.
Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная – неполная, сложная – простая, однодетная – многодетная и т. д.) диктуют свои особенности воспитания детей.
Своеобразие воспитательного потенциала определяется сочетанием раз- личных ресурсов и факторов, поэтому их необходимо рассматривать в совокупности, а не изолированно.
Компетенции родителей, имеющих ребенка с ОВЗ.
Компетенции родителей – это грамотность в вопросах развития, воспитания и обучения детей. Е. Ф. Архипова выделяет следующие виды компетенций родителей детей с ОВЗ:
• педагогическая компетенция – знания и использование в повседневной жизни методов коррекционного воспитательного воздействия, способствующих развитию личности ребенка;
• психологическая компетенция – понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также умение организовывать совместную с ним деятельность с учетом его возможностей;
• здоровьесберегающая компетенция основана на внимании к физическому (соматическому) здоровью ребенка, включает проведение необходимых профилактических мероприятий, обследование ребенка у специалистов, направленное на выявление отклонений в здоровье ребенка и своевременное их предупреждение или лечение;
• социальная компетенция проявляется в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает способность устанавливать и поддерживать новые продуктивные связи, способствующие интеграции семьи в социум;
• правовая компетенция – знание основных прав родителей и ребенка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи, а также умение применять на практике нормы законодательства, знать права ребенка с ОВЗ и уметь их защищать.
Наиболее продуктивны педагогическая и психологическая компетенции, позволяющие организовать оптимальный коррекционный режим в домашних условиях благоприятный для развития, воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.