Олеся Клименко
Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях социально ориентированной рыночной экономики особую
актуальность приобретает задача повышения уровня экономического вос-
питания населения и прежде всего – молодого поколения. На первый взгляд,
кажется, что экономика и дошкольники очень далеки друг от друга, но уже
сейчас у ребенка необходимо формировать такие качества, как трудолюбие,
деловитость, честность, экономность, бережливость, принятие самостоя-
тельных ответственных решений. Все эти качества закладываются в до-
школьном возрасте и наряду с правильным представлением о финансовом
Публикация «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
мире помогут ребенку в дальнейшем стать самостоятельным и успешным
человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Уже в детском возрасте у детей часто возникают вопросы, которые они
задают взрослым : «Почему мама не может купить понравившуюся ему иг-
рушку?», «Когда зарплата у папы?», «Почему закончились деньги и когда
их дадут родителям на работе?» и многие другие.
Нередко и родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не бе-
регут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Поэтому воспитатель вме-
сте с родителями должны помочь детям найти правильные ответы на возни-
кающие вопросы, осмыслить экономические явления, факты, понятия,
научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как ре-
зультат труда, уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать
деньги. Грамотно организованная работа по экономическому воспитанию
поможет ребенку развить свои способности и пополнить представления о
жизнедеятельности современного общества. И главное – говорить ребенку
о сложном мире экономики на понятном ему языке.
Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и родителей
является воспитание у дошкольников уважительного отношения к любому
труду, к людям любой профессии. Дети должны знать, как называются их
профессии родителей, содержание деятельности, каков продукт их труда и,
наконец, почему все люди трудятся. Нужно донести до сознания детей, что
нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, необходимы
все. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою ра-
боту, какую пользу приносит людям.
Результатом труда ребенка, как достижение поставленной цели, может
быть, например, посаженный и выращенный цветок, изготовленный своими
руками подарок близкому человеку, красиво расставленные на полке книги
и игрушки и многое другое.
Очень важно также донести до сознания детей связь понятий «труд» и
«деньги», что деньги зарабатывают, что они не достаются просто так. По-
лезным для формирования экономического образа мышления, воспитания
начал осознанных потребностей является знакомство детей с понятием «се-
мейный бюджет», из чего он составляется (заработная плата родителей, пен-
сии бабушки и дедушки, пособия, которые выплачивает государство се-
мьям, как расходуется в течение дня, месяца, года; какие расходы являются
наиболее важными для семьи. Да и сам ребенок должен понимать, зачем
надо копить и сберегать, как можно копить. Есть люди богатые и бедные,
но тем и другим нужно быть бережливыми. В этом вопросе родители могут
внести свою лепту по расширению у детей познавательного интереса к
этому атрибуту нашей современной жизни.
Таким образом у детей дошкольного возраста постепенно формиру-
ются представления о товарно-денежных отношениях, что товар является
результатом труда взрослых, и он имеет свою цену. Что стоимость товара
зависит от его качества, от вложенного в него труда. Но при этом важно
сделать акцент на то, что не все можно купить за деньги. Здоровье, дружба
и любовь не продаются, а они очень важны для любого человека.
Уже в дошкольном возрасте детям полезно знать, что такое реклама,
зачем она нужна людям, кто рекламу делает и всегда ли можно верить ей.
Читаем и анализируем стихотворения: «Как старик корову продавал», «Но-
вое платье короля» и другие.
Помогут в этом и родители, вспомнив случаи, когда им пришлось вос-
пользоваться услугами рекламы, и она им помогла (покупка материалов для
ремонта квартиры, одежды, косметики, электротоваров) или не помогла.
Важно также научить детей ценить и понимать окружающий мир. Рас-
сказывая детям о разнообразии и в то же время ограниченности природных
ресурсов своего края, педагог на занятии с дошкольниками всегда обращает
внимание на зависимость человека от природы, необходимость беречь при-
родные богатства. Важно и родителям формировать у детей полезные
навыки и привычки в быту, бережно относиться к вещам, воде, теплу, элек-
тричеству; рассказывать о значимости трудолюбия, бережливости, хозяй-
ственности, экономности.
Значительное место при ознакомлении детей дошкольного возраста с
экономикой отводится сказкам, которые используются, прежде всего, для
воспитания таких качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, ста-
рание, бережливость, прилежность, расчетливость. Дети с интересом слу-
шают их и активно участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы.
Основной вид деятельности дошкольников – сюжетно-ролевые игры, в
которых закрепляются полученные экономические представления. В специ-
ально оформленных игровых уголках детского сада «Супермаркет», «Па-
рикмахерская», «Ярмарка» и других моделируются реальные жизненные
ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продук-
ции, банковские операции.
Участие в дидактических играх «Хорошо-плохо», «Разрешается-запре-
щается», «Что лишнее?» формирует отношение ребенка к хорошим и пло-
хим поступкам, способствует развитию таких качеств, как дисциплиниро-
ванность, уважение и внимание к другим людям.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно про-
ходит в ходе игры-путешествия «Путешествие по территории детского
сада».
В процессе трудовой деятельности по уходу цветами дети учатся не
только любоваться растениями, но и ухаживать за ними; уважать труд лю-
дей, посадивших цветы для общей радости.
Советы родителям, которые стремятся воспитать социально адаптиро-
ванных в современных экономических условиях детей :
– рассказывайте детям о своей работе;
– не скрывайте от детей свое материальное положение;
– формируйте у детей разумные потребности;
– учите детей бережливости; помогите им осознать стоимость вещей;
– привлекайте детей к работе по дому.
Нашим детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципи-
ально новыми профессиями, требующими хороших знаний, профессиональ-
ных и личностных качеств. Совместная работа педагогов детского сада и
родителей по привитию дошкольникам основ финансовой культуры позво-
лит завтра им легче вступить во взрослую жизнь, а кому-то определиться с
выбором будущей профессии.