Получи документы

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ

Гладкова
Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Автор: Гладкова Елена Викторовна

Введение

Инклюзи вное образова ние (англ. inclusion — включение, включающее образование, совместное обучение) — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия : перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие.

Публикация «Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ» размещена в разделах

Первые попытки интегрировать людей с инвалидностью в общество проводились параллельно в Скандинавских странах, США и Японии. В 1970-х годах началась разработка и внедрение нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей людей с инвалидностью. Наиболее совершенную законодательную базу в области инклюзивного образования имеют Канада, Кипр, Дания, Бельгия, ЮАР, Испания, Швеция, США и Великобритания.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980—1990 годов. В 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась первая школа инклюзивного образования «Ковчег». Осенью 1992 года был создан проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в результате которого в одиннадцати регионах страны создали экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей с инвалидностью. В 2008 году Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, а в 2012 — утвердила на законодательном уровне возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья в Законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года.

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

Участниками инклюзивного образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются дети, их родители (законные представители, педагогические работники. Взаимоотношения между ними регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Отношения ребенка и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

Дети – участники образовательного процесса в условиях инклюзивного образования

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

• Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие, первичное нарушение носит сенсорный характер, нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено или невозможно.

• Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.

• Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.

• Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

• Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).

• Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение - органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.

• Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.

• Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Он может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Инклюзивного образования для детей с ОВЗ позволяет расширить круг общения с людьми без нарушений развития разных возрастов, что повышает уровень их социализации и коммуникативных навыков. Это важно, потому что дети с ОВЗ и инвалидностью зачастую ограничены общением с родными, специалистами, похожими на себя сверстниками. Кроме того, такое общение способствует преодолению социальной стигматизации. Появляется возможность посещать музеи, выставки, театры, кинотеатры, которые адаптированы для людей с ОВЗ и инвалидностью. У детей улучшаются академические достижения, если им созданы специальные условия в соответствии с их особыми образовательными потребностями. К таким условиям относятся архитектурная среда, методическое и кадровое обеспечение, повышение квалификации учителей, применение специальных приемов, методов и технологий обучения. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями осваивать образовательную программу в том варианте, который им доступен, в удобном для них темпе. Процесс обучения может совмещаться с необходимыми коррекционно-развивающими занятиями и оздоровлением. Дети с ОВЗ, как правило, учатся в образовательных учреждениях в шаговой доступности от дома. Поэтому у них есть возможность общаться с одноклассниками и в свободное от уроков время.

Помощь сверстникам с ограниченными возможностями способствует воспитанию у здоровых детей внимательности, отзывчивости, толерантности готовности прийти на помощь. Обычные дети учатся уважать и ценить своих одногруппников, одноклассников, видеть то, что находится за внешними проявлениями особенности и инвалидности.

Содержание инклюзивного образования с детьми реализуется в разных формах образования : беседы и чтение художественной литературы, моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры, индивидуальные занятия со специалистами, активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка,совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми, проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

Родители (законные представители)участники образовательного процесса в условиях инклюзивного образования

На сегодняшний день одной из важнейших задач, стоящих перед детским садом является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия : от «работы с родителями» до «сотрудничества».

В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Взаимодействие детского сада и семьи — необходимое условие полноценного развития дошкольников в условиях инклюзивного образования детского сада. От их взаимодействия зависит успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению дефекта и процесс воспитания детей в целом, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги-специалисты и родители действуют согласованно.

Работа с семьей ведется по 2 направлениям:

• повышение уровня компетенции родителей по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ;

• вовлечение в непосредственно образовательную деятельность.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходимо хорошо узнать родителей своих воспитанников. Поэтому начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Дальнейшая работа с родителями реализуется через разнообразные формы взаимодействия :

• анкетирование (для анализа настроя и ожиданий родителей от пребывания ребенка в ДОУ);

• индивидуальные беседы и консультации анализ социального статуса семьи, установление партнерских отношений; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

• праздники (создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки).

Проведение анкетирования, личных бесед помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать формы взаимодействия с семьей. А последующие формы взаимодействия помогут родителям активно влиться в процесс образования.

Многие родители здоровых детей переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения. Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

Содержание инклюзивного образования с родителями реализуется в разных формах образования тематические родительские собрания и консультации доступная информация о работе по инклюзии, комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационную и психологическую поддержка.

Организации, педагогический состав, специалисты – участники образовательного процесса в условиях инклюзивного образования

Для успешной реализации инклюзивного дошкольного образования необходима принятие идеологии инклюзии, создание особой безбарьерной среды, создание команды высококвалифицированных специалистов, способствовать ее обучению, умения строить взаимоотношения с родителями и другими общественными организациями. Предметно-развивающая среда должна быть доступной, развивающей, оснащенной современным оборудованием. Педагоги и специалисты должны реализовывать инклюзивный подход, иметь методическое обеспечение, нормативно-правовое обеспечение, открытую систему взаимодействия с социумом.

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.

При дошкольном учреждении могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь дошкольного учреждения, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т. д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.

В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.

Для реализации целей инклюзии в дошкольном учреждении работают специалисты разного профиля – психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.

Правила инклюзивного образовательного учреждения

• Все воспитанники равны в детском сообществе.

• Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня.

• У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.

• Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.

• Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т. е. социальную интеграцию воспитанников.

• Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника.

• Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса.

• Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности

Цель и задачи инклюзивного образования :

Специфические задачи:

• квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;

• интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности;

• формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;

• создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива ДОУ

Цели и задачи - система задач трех уровней:

• коррекционный- исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

• профилактический - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

• развивающий - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

И только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

Основные принципы инклюзивного образования :

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Общая стратегия деятельности участников образовательного процесса в инклюзивной группе

1. Запрос на обследование ребенка: администрация (мониторинг, педагоги, родители (проблема в развитии)

2. Обследование и согласование деятельности всех специалистов по коррекционно-развивающей работе: педагоги (дефектолог, логопед, психолог, специалисты, воспитатели

3. Реализация рекомендаций консилиума

4. Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.

Заключение

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка с ОВЗ происходит при условии наличия двух составляющих его жизни - полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад в рамках инклюзивного образования - родители могут работать и учиться, профессионально и личностно совершенствоваться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги и специалисты-дефектологи. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т. е. осуществлялась их адресная поддержка.

А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Ребенок с ОВЗ адаптируется и социализируется в процессе взаимодействия со своими здоровыми одногруппниками. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции). Этого не может восполнить ему ни один, даже очень умный, взрослый. Встраивание себя в детское сообщество - важное качественное изменение в развитии ребенка, без чего невозможно его дальнейшее беспроблемное продвижение на пути обучения и социальных контактов.

Для обычных или одарённых детей нахождение в группе детей с особенностями развития не является фактом, несущим угрозу или представляющим опасность для их успешного обучения.

Представления о том, что дети с ОВЗ нарушают процесс усвоения программы - несостоятельны. Время, которое уделяется детям с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое воспитатель затратит.

Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества и совершенствования педагогических технологий работы в дошкольном учреждении. Некоторым детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии образования; например, использование информационных технологий очень часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные воспитанники могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью. Обычные дети или одарённые ученики получают преимущества в инклюзивных пространствах за счёт увеличения финансовых ресурсов при таком обучении. Деньги, полученные из «специальных программ», могут быть использованы как для поддержки обучения не только детей с инвалидностью, но и их здоровых сверстников. Эти средства могут быть использованы различными способами, например, для организации активности, приглашения гостей для выступления, обеспечения группы дополнительными техническими средствами обучения, которые могут использоваться всеми детьми, а не только детьми с ОВЗ.

В инклюзивном образовательном процесс обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы.

Процесс взаимодействия детей с ОВЗ и детей здоровых формирует положительный опыт, заключающийся в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе и дружбе. Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

Примите этих детей, «других» детей такими, какие они есть, уделите им свое внимание, а жалость и презрение спрячьте подальше. Ведь всем от этого станет только легче и лучше жить. Растопив холод своих сердец, мы получим хорошего друга и собеседника.

В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образованияПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие "Ловкий грамотей" как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Проведение Недели инклюзивного образования «Разные возможности — равные права»Проведение Недели инклюзивного образования «Разные возможности — равные права» Во исполнение письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым № 075/01-15 от 19.03.2021 г. «О проведении Недели инклюзивного.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ
Опубликовано: 18 августа 2021 в 15:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Гладкова (УИ 2487384) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД