Получи документы

Взаимодействие учителя — логопеда и музыкального руководителя в группе компенсирующей направленности

Татьяна Петровна Иванова
Взаимодействие учителя — логопеда и музыкального руководителя в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним их самых важных приобретений ребенка. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Правильное произношение способствует развитию гармоничной личности. Поэтому методы и приёмы работы в этом направлении будут всегда актуальны.

Публикация «Взаимодействие учителя — логопеда и музыкального руководителя в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя - логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций.

И в музыке, и в речи, очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. Развитие чувства ритма необходимо для здоровья ребенка! Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой. У таких детей реже наблюдаются случаи логоневроза.

Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей.

Целью проведения занятий по логопедической ритмике является преодоление речевых нарушений с помощью развития и исправления неречевых и речевых психических функций. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Логопедическая ритмика создает благоприятные условия для развития нейрофизиологических процессов у детей с речевой патологией благодаря точной дозировке раздражителей, темпу, ритму, динамике музыки и слова. Этому также способствует коллективное выполнение заданий, когда отдельным детям за счет подражания другим удается правильно выполнять ритмическое упражнение.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. При проведении занятий следует помнить следующее.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям :

-коррекционно-развивающее;

-информационно-консультативное.

Выстраивая свою работу музыкальный руководитель и логопед, учитывают структуру речевого дефекта, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на музыкальных и логопедических занятиях. И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

План проведения совместных занятий

Педагогические задачи Учитель - логопед Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом. Пальчиковые игры. Игры на детских инструментах. Танцевальные движения. Театр с использованием кукол Бибабо

Развитие мимики Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование определенных мимических поз.

Связь мимики с интонацией Развитие выразительности в пении и в танце.

Развитие речевого дыхания

Развитие голоса Скороговорки.

Упражнение на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагменного дыхания.

Звуковая гимнастика.

Упражнения на развитие гибкости мягкого нёба. Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки.

Упражнения на дыхание в танце.

Движение с речью под музыку.

Хоровое пение.

Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико – артикуляционного образа звука. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально – ритмические движения.

Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки.

Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально) Разучивание и пение песен.

Пение песен со звукоподражанием.

Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения. Преодоление аграмматизма. Разучивание текстов песен. Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки. Кукольный театр.

Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм. Развитие номинантного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминологией. Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить. Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов и песен.

Осуществляя свою работу учитель – логопед и музыкальный руководитель должны учитывать :

-структуру речевого нарушения;

-осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

-закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

-всесторонне развивать личность дошкольника.

Сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям пробудить его мысль и фантазию. Такие занятия способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают эмоциональное состояние малышей, а значит помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу специалистов. Специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Таким образом, эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя - логопеда, музыкального руководителя и других специалистов ДОУ.

Список рекомендуемой литературы по теме:

1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.

2. Волкова Г. А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.

4. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика: (для практикующих логопедов, педагогов, психологов, муз. работников, студентов деф., психолог., и муз. 2009. — 128 с.

5. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры – М., 1996.

6. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.

7. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Конспект музыкального занятия «В гости к Осени» в подготовительной группе компенсирующей направленностиКонспект музыкального занятия «В гости к Осени» в подготовительной группе компенсирующей направленности Конспект занятия «В гости к Осени» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности. Цель: Формирование музыкальных и творческих.

Видео и консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие музыкального руководителя и руководителя по физической культуре» Музыкальному руководителю крайне важно взаимодействие с физ. руком, так как выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое.

Консультация музыкального руководителя «Взаимодействие с семьей» Большое значение в музыкальном воспитании приобретает совместная работа с родителями. Актуальность этой работы определяется тем, что детский.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУВзаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по развитию детей в ДОУВзаимодействие музыкального руководителя и воспитателя по развитию детей в ДОУ Дошкольное детство – наиболее оптимальный период для приобщения ребенка к миру музыки. Без музыкального воспитания невозможно полноценное.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Журнал консультаций учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности на 2016–2017 год Родительские собрания: • «Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности. Cемья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя — логопеда и музыкального руководителя в группе компенсирующей направленности
Опубликовано: 1 октября 2022 в 07:16
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие учителя — логопеда и музыкального руководителя в группе компенсирующей направленности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Петровна Иванова (УИ 676205) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД