Марина Бибина
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в
коррекции речевых нарушений.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает всех участников образовательного процесса к поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в речевом развитии. Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в его последующей жизни. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.
Обращение к музыке в практической работе с детьми с речевыми нарушениями не случайно. Исследования показали, что использование музыкотерапии при речевых патологиях имеет благоприятное воздействие. Поэтому сочетание работы над речью дошкольников в процессе музыкальной деятельности является актуальной задачей.
Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства- сильнейшее средство эмоционального воздействия на человека, она увлекает ребёнка и стимулирует его активность. Этот вид искусства способен не только привлекать внимание детей, заинтересовать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить представления ребенка о социальном мире, который его окружает. Своим непрямым, невербальным характером музыкальное искусство воздействует как мощный стимул коммуникации и интеграции. С помощью музыки естественным образом формируется чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, слуховое внимание, общая моторика. Музыка- это один из эффективных путей развития и коррекции речи.
Дети с речевыми нарушениями часто не могут контролировать своё дыхание, нерационально расходуют воздух в процессе речевого высказывания, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная сфера. Известно, что у значительной части детей, с речевыми нарушениями, имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы. Поэтому, совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
1. коррекционно-развивающее;
2. информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать :
• структуру речевого нарушения;
• осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
• закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
• всесторонне развивать личность дошкольника.
И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.
2. Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
3. Принцип всестороннего воздействия
4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Выделяют основные задачи, стоящие перед специалистами при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи. К оздоровительным задачам относятся: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, координации движений и моторных функций, формирование правильной осанки. К образовательно-воспитательным относятся: развитие чувства ритма, и ритмической выразительности, формирование способности восприятия музыкальных образов, воспитание личностных качеств и чувства коллективизма. К коррекционным относятся : развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематических процессов, грамматического строя и связной речи, формирование просодических компонентов речи.
При этом каждый из специалистов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед :
• постановка диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов;
• формирование артикуляторной базы; коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
• развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
• обучение умению связно выражать свои мысли;
• развитие психологической базы речи, совершенствование мелкой моторики;
Музыкальный руководитель :
Развитие и формирование: слухового внимания и слуховой памяти; оптико-пространственных представлений; координации движений; умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок. Воспитание темпа и ритма дыхания и речи; просодики; фонематического слуха.
Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-образовательной деятельности, направленная на устранение речевых нарушений.