МААМ-картинки

Эффективная организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

Елена УФимцева
Эффективная организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

Эффективная организация развивающей предметно-

пространственной среды

[/b]

Автор воспитатель: Уфимцева Елена Владимировна

МБДОУ № 270

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Предметно-пространственная среда должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие ребёнка. Поэтому я постоянно работаю над обновлением и качественным составом предметной и игровой среды своей группы, учитывая психолого-педагогические принципы её построения.

Публикация «Эффективная организация развивающей предметно- пространственной среды в старшей группе» размещена в разделах

При моделировании среды я стремлюсь к созданию детских «центров активности».

С точки зрения требований стандарта среда должна приобрести интерактивный характер. Это значит, должны быть созданы условия для взаимодействия и общения детей и взрослых, изменения пространства группы в зависимости от содержания и вида деятельности. При создании развивающего пространства в групповом помещении ведущую роль отводим игровой деятельности, так как в основе детской психики лежит игра.

Развивающая предметно– пространственная среда должна быть : содержательно–насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной.

Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям:

· игровая деятельность;

· творческая деятельность;

· познавательная деятельность.

При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе было использовано : зонирование пространства путем расстановки мебели и оборудования.

При организации непосредственно-образовательной деятельности активно используем мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы (в соответствии с календарно-тематическим планированием).

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

Центры (уголки) организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям

Художественно - эстетическое развитие. (слайд 2)

В уголке творчества для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления различных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации, ручной труд (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Речевое развитие. (Слайд 3)

Книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели, дидактические игры для развития речи детей. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

Познавательное развитие.

Центры познавательного развития организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

В данном центре присутствуют различные дидактические игры познавательного характера. (Слайд 4) Различная по тематике энциклопедическая литература. Разного вида коллекции. Так как коллекционирование развивает в ребенке внимательность, наблюдательность, учит любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор. Эти экспонаты я использую в качестве наглядного материала в познавательной деятельности. (Слайд 5)

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием материалов для опыта. Существенную роль в овладении способами практического взаимодействия с окружающим миром играет исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментально – опытных действий. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. (Слайд 6)

В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. Мои маленькие «почемучки» превращаются любознательных испытателей, проводя несложные опыты, определяют свойства различных материалов.

Для нравственно-патриотического воспитания в группе есть центр для знакомства детей с символикой нашей страны и Удмуртского края. Много разнообразного материала для привития у детей любви к родному краю, культуре и традициям Удмуртского народа (фотоальбомы «Родной город», «Страна где мы живем», «Моя семья», «Все работы хороши») и художественная литература по краеведению. (Слайд6)

Социально-личностное развитие.

Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепление знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций, через игровую, театральную деятельность, через ОБЖ.

В Центре «Сюжетно – ролевых игр» расположены ширмы с маркерами. Универсальные игровые маркеры располагаются в местах, легкодоступных детям. Маркеры переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Игровые замыслы детей моей группы весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. (Слайд 7)

Для развития творческих способностей детей в группе организован центр строительно- конструктивной игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Практичность его состоит в том, что с содержанием этого центра можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Результатом конструктивной деятельности детей являются выставки их работ. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. (Слайд 8)

«Музыкально – театрализованный центр». Это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширмы, различные виды театров (кукольный, настольный и другие, маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Так же в центре размещены детские музыкальные инструменты (металлофоны, маракасы, бубны, барабаны и т. д., которые используются детьми в свободной деятельности. (Слайд 9)

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с макетом города, разметкой улиц и дорог и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Также здесь собраны дидактические игры и иллюстративный материал по безопасности детей, подборка художественных произведений по пожарной безопасности. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни. (Слайд 10)

Физическое развитие.

Спортивный уголок содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Данный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. (Слайд 11)

Особого внимания с моей стороны, уделяется организации предметно-пространственной среды и на групповом участке. (Слайд 12)

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.

Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе. В каждом ДОУ развивающая предметно - пространственная среда выполняет образовательную, воспитывающую, развивающую, стимулирующую функции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективная организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе
Опубликовано: 30 января 2021 в 18:56
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД