Лучший педагог года

Экологический проект «Раз ромашка, два ромашка»

Валентина Васильева
Экологический проект «Раз ромашка, два ромашка»

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Буратино»

Экологический проект

Проект «Раз ромашка,

два ромашка»

Проект разработали воспитатели:

группы общеразвивающей направленностидля детей от 3 до 4 лет Васильевой В. А., Воробьёвой Т. А

г. Мегион, 2017

Содержание

Введение …. стр 3

1. Актуальность …. стр 3-4

Публикация «Экологический проект „Раз ромашка, два ромашка“» размещена в разделах

2. Паспорт проекта…. стр 4-5

3. Этапы реализации проекта…стр. 5-6

4. Распределение деятельности участников проекта по этапам…стр 7-8

5. Перспективное планирование мероприятий проекта….стр 8-9

6. Выполнение проекта…. стр 9-12

Заключение….…. стр 12

Приложение…. стр13-32

Список литературы….…. стр33

Введение

В дошкольном учреждении МБДОУ «ДС№6 «Буратино»одной из задачвоспитательно-образовательной работы является ознакомление дошкольников с растительным миром природы.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Применение метода проекта в ознакомлении дошкольников с растительным миром позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать их речевое развитие, значительно разнообразить организационные формы и методические приемы работы с детьми.

Проектная деятельность обеспечивает взаимосвязь образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие». Взаимосвязь образовательных областей позволяет углубить и расширить представления детей о садовой и аптечной ромашке, вызвать чувство радости от общения с ромашкой.

Приобретаемые знания, умения и навыки в условиях проектной деятельности, становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.

1. Актуальность.

Обоснование выбора темы:

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Педагоги считают, что если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

2. Паспорт проекта «Раз ромашка, два ромашка

Цель проекта : сформировать элементарные представленияу детей о цветущем травянистом растении – ромашке (строении, о потребностях в земле, воздухе, воде,о лечебных свойствах, бережном отношении).

Задачи:

1. Расширять у детей представления о ромашке : его строении, развитии и элементарных лечебных свойствах цветка, их видовом разнообразии.

2. Формировать представление об основных потребностях растения в земле, воздухе, воде.

3. Воспитывать бережное, заботливое, эстетическое отношение к растениям.

4. Развивать познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности.

5. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения).

Вид проекта : групповой.

Срок проекта : краткосрочный 2 месяца (октябрь, ноябрь).

Образовательные области: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно – эстетическое»; «Физическое развитие».

Участники проекта : воспитанники группы «Пчёлка» от 3 до 4 лет, родители, воспитатели.

Предполагаемый результат:

Детидолжны знать: Всё о ромашках : его строении, развитии, потребностях и элементарных лечебных свойствах цветка. Об основных потребностях растения в земле, воздухе, воде.

Дети должны уметь: ухаживать за растениями, понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать);владеть правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения).

Дальнейшее развитие проекта : Развивать у детей интерес к познанию живого, вызвать чувство радости от общения с цветами; привлечь родителей к оформлению клумб с цветами на участке, для дальнейшего развития представлений у детей о красоте и пользе цветов ромашки, воспитания бережного отношения к ним.

Работа с родителями в рамках проекта :

Подбор иллюстраций с изображением растений.

Сбор материалов о ромашке, ее красоте и пользе.

Подбор художественной литературы: стихи, рассказы, сказки.

Оформление семейных фотографий.

Создание книжек – малышек о ромашке.

Консультации: «Экологическое воспитание детей в семье», «В союзе с природой».

Продукт проектной деятельности :

Выставка иллюстраций, сочинение сказок «Всё о ромашке».

Семейный альбом «Моя ромашка».

3. Этапы реализации проекта

I этап – Организационно-подготовительный.

1. Подбор программно-методического обеспечения.

За основу проекта была принята общеобразовательная программаДОУ.

В дополнение к программе отобраны следующие технологи и учебные пособия: Гончаровой Е. В. «Экологическое образование дошкольниковво второй младшей группе», О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе»; О. В Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе»; С. Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами».

2. Пополнение развивающей среды:

Особое внимание уделялось подбору материала дляразвития познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности.

Чтобы воплотить идеи проекта, необходимо было организовать игровое пространство таким образом, чтобы дети имели возможность пользоваться материалом не только в процессе специальной ООД, но и в самостоятельной деятельности:

- в группе организован уголок природы с учетом возраста и психофизических возможностей данной группы;

- сформирована методическая подборка дидактических игр «Сложи цветок», «Где растут цветы?», «Угадай цветок по описанию».

3. Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.

Оптимальной являетсядиагностика усвоения детьми знаний и умений по образовательной области «Познавательное развитие» проводилась диагностика детей с целью определить исходный уровень овладения знаниями, умениями, навыками, способностями в объеме образовательной программы поразвитию познавательно-исследовательской деятельностив индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов.

Диагностика усвоения детьми знаний и умений по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Ознакомление с миром природы», проведенная в начале учебного года показала, что детей среднего уровня – 13 (54%); низкого уровня -11 (46%).

Учитывая особенности развития детей, по результатам диагностики был разработан проект «Раз ромашка, два ромашка, цель которого –сформировать элементарные представленияу детей о цветущем травянистом растении – ромашке (строении, о потребностях в земле, воздухе, воде, о лечебных свойствах, бережном отношении).

По итогам диагностики стало возможным обобщить и осмыслить сильные и проблемные зоны детского коллектива в целом, а также более эффективно планировать педагогический процесс и прогнозировать желаемый результат.

4. Составление перспективногоплана мероприятий к проекту, обсуждение и корректировка перспективного плана

II этап – Основной:

Непосредственная реализация проекта в соответствии с перспективным планом.

III этап – Заключительный

Подведение итогов.

IV этап – Итоговый

Выставка «Всё о ромашке».

Семейный альбом «Моя ромашка».

4. Распределение деятельности участников проекта по этапам.

Этапы Воспитатели Дети Родители

1 этап

Подбор программно-методического обеспечения

Изучение литературы по теме Рассматривание иллюстраций.

Подбор художественной литературы о цветах для рассматривания

Подбор материала для предметно-практической деятельности.

Изготовление пособия Подбор дидактических игр «Сложи цветок», «Где растут цветы?», «Угадайцветок по описанию». Рассматривание иллюстраций.

Д/игры.

Создание книжек- малышек о ромашке.

Подбор иллюстраций с изображением растений.

Пополнение развивающей среды Рассматривание

садовой и лекарственной ромашки в горшках. Участие в сборе материалов о ромашке, ее красоте и пользе.

Диагностика детей по образовательной области «Познавательное развитие» Беседа, игры

Составление перспективного плана мероприятий к проекту.

Обсуждение и корректировка плана мероприятий к проекту Вхождение в проблему. Обсуждение и корректировка плана мероприятий к проекту

2 этап

Формулирование проблемы.

Создание игровой ситуации. Вхождение ребенка в проблему, вживание в игровую ситуацию.

ООД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Консультации для родителей. Индивидуальная работа с детьми.

Участие в ООД. Выполнение предметно-практических действий в соответствии с задачами ООД.

Составление сказок о ромашке совместно с детьми.

3 этап Подготовка к выставке.

Создание альбома «Моя ромашка»

Участие в создании альбома Сбор материала о ромашке

4 этап Выставка «Всё о ромашке»

Семейный альбом «Моя ромашка».

Участие в выставке, рассматривание альбома Участие в выставке

5. Перспективный план мероприятий к проектуРаз ромашка, два ромашка»

Этап Срок выполнения Форма проведения

1. Организационный Октябрь

(1 неделя) Определение целей и задач проекта.

Подбор методической литературы, иллюстративного материала.

Обсуждение содержания проектной деятельности

Составление перспективногоплана мероприятий

Обсуждение и корректировка плана мероприятий

Пополнение РППС в группе

2. основной

Октябрь

(2 неделя)

Оформление стенда для родителей «Моя ромашка»

Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»,

«В союзе с природой».

Сочинение сказок о ромашке родителями с детьми.

Беседа «Красавица ромашка»

Чтение сказки «Жила – была ромашка»

Октябрь

(3 неделя) Д/И «Где растут цветы?»

ООД Беседа «Ромашка – доктор»

Отгадывание загадок о ромашке.

Октябрь

(4 неделя) ООД Лепка Тема: «Ромашки»

Д/И «Сложи цветок»

Ноябрь

(1 неделя) ООД Аппликация. Тема: «Ромашка»

Чтение сказок о ромашках «Сказка про ромашку, у которой не было друзей», «Сказка про маленькую ромашку»

Д/и «Угадайцветок по описанию».

Чтение произведений о ромашках «Королева лугов и полей», «Жила- была ромашка»

Беседа «Рады ромашке бабочки, букашки»

Ноябрь

(2 неделя)

Творческое задание для родителей и детей: Оформление индивидуальных страничек к семейному альбому «Моя ромашка».

Заучивание стихотворения о ромашке :

Шорыгина Т. А. «Ромашка»

Просмотр презентации «Такая разная ромашка»

3. Заключительный Ноябрь

(3 неделя) Оформление работ для выставки, руками родителей и детей по теме: «Всё о ромашке».

Создание семейного альбома

«Моя ромашка».

4. Итоговый Ноябрь

(4 неделя) Выставка «Всё о ромашке».

Семейный альбом «Моя ромашка»

6. Выполнение проекта.

Первым шагом внедрения проекта ««Раз ромашка, два ромашка» стало изучение специальной методической литературы. Затем подготовлено методическое обеспечение: подобраны стихотворения, загадки о садовой и лекарственной ромашке. (Приложение 1).

Для реализации проекта были разработаны конспекты организованной образовательной деятельности по образовательным областям «Художественно-эстетическоеразвитие», раздел «Изобразительная деятельность. Лепка. Аппликация».А также беседы о ромашках.

(Приложение 2)

Для родительского уголка создана папка – передвижка: Все о проекте «Раз ромашка, два ромашка», где поместили информацию о проекте : проблеме, цели, задачи проекта. Подготовили консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье», «В союзе с природой». (Приложение 3)В индивидуальных беседах рассказывали родителям о важной роли исследовательской, познавательной, речевой деятельности в развития детей.

Отобрали формы и методы для работы сдетьми: знакомствос литературными произведениями, разучивание физкультурных минуток, стихов, дидактические и подвижные игры, наблюдения, исследования цветов в группе, игры-инсценировки, лепка, аппликация, беседы.

Второй шаг – создание соответствующей развивающей предметно- пространственной среды в группе. С этой целью подобраны и размещены в уголках природы: иллюстрации, подобранна художественная литература по возрасту детей. (Приложение 4)

В свободное пользование предоставлены карандаши, фломастеры, альбомы, раскраски,трафареты, штампы, дидактические игры: «Сложи цветок», «Где растут цветы?», «Угадайцветок по описанию».(Приложение 5).

В книжном уголке были размещены книги для просмотра и чтения, детские журналыпо теме «Все о цветах». (Приложение 5)

Реализация проекта началась с моделирования проблемной ситуации. Заранее подготовлено дидактическое пособие «Всё о ромашке». В гости к детям пришёл Незнайка и принес с собой горшочки с ромашками. Незнайка приглашаетдетей рассмотреть цветыи озвучивает просьбу: «Ребята, я слышал, что эти цветы помогают людям. Но я о них ничего не знаю. Как же мне узнать все об этих цветах?» Дальше шла постановка и обсуждение проблемы, определение конечной цели. Дети предлагали свою помощь, высказали желание самим узнать о лекарственной ромашке и поделиться своими знаниями с Незнайкой. С помощью наводящих вопросов детей вовлекали в диалог, предлагали делиться своими знаниями, читали произведения художественной литературы, беседовали при рассматривании иллюстраций, организовывали дидактические игры. Эти приёмы позволяли формировать социально-коммуникативную и информационную компетентность детей.

В течение деятельности использовались следующие группы методов:

- словесный (беседа, уточняющие вопросы: Какой формы серединка у ромашки и какого цвета? А как называется ножка у цветка? и тд. ; поисковые вопросы, побуждающие детей мыслить:А как же нам узнать все об этих цветах)

- наглядный (картинки о ромашках).

-практический (рисунки детей; физминутка).

-игровой (игровая мотивация с Незнайкой, дидактические игры).

В ходе реализации проекта у детей пополнились знанияисадовой и лекарственной ромашки, закрепилипредставления о строении, развитиирастения, элементарных лечебных свойствах цветка. Сформировались представления об основных потребностях растения в земле, воздухе, воде.

В реализации проекта использовались такие приёмы, как:

- задания разной степени сложности;

- проблемные вопросы;

- самостоятельное выполнение практических действий;

- обсуждение и анализ собственной деятельности и деятельности других детей.

Для формирования и закрепления у детей знаний о садовой и лекарственной ромашке вООД «Моя ромашка», «Ромашка» включались дидактические игры «Сложи цветок», «Где растут цветы?», «Угадай цветок по описанию», а так же проведение пальчиковой гимнастики «Цветы». Дети с удовольствием играли в малоподвижные игры. (Приложение 6)

7. Достигнутые результаты.

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: расширены знания детей о растении сада и луга, мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, формировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растением и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках. Детям понравилось ухаживать за растениями, они стали более трудолюбивыми. Дети стали бережнее относиться к растениям. (Приложение 8)

В заключениенашего проекта «Раз ромашка, два ромашка» был подведён итог проектной деятельности с помощью родителей и детей, мы оформили выставку «Всё о ромашке», где разместили совместные работы родителей с детьми. (Приложение 9).

А в группе оформилисемейный альбом «Моя ромашка», где каждый из своей семьи оформлял свою страничку. Дети с удовольствием смотрят и рассказывают о своей семье, тем самым развивают свою речь и любовь к своим близким. (Приложение 10)

Заключение

Проведенная работа подтверждает прогнозируемый результат: при целенаправленном и систематическом применении проектной деятельности у детей сформировалисьпредставленияо садовой и лекарственной ромашке;дети научились отличать и находить цветки садовой и лекарственной ромашки, объяснять, для чего растения нужны людям. Данные диагностики на конец учебного года, проведенной в апреле, подтверждают прогнозируемый результат: количественный уровень усвоения программы по образовательной области «Познавательное развитие» составил: с высоким уровнем-13 (54%); средним уровнем –11 (46%) и с низким уровнем– 0 детей.

Благодаря методу проекта стало возможным создать единое познавательно-творческое пространство в детском саду и семье воспитанников. В ходе реализации проекта у детей возрос уровень познавательных интересов. Дети активно участвовали в проектной деятельности, с желанием выполняли задания различногосодержания: лепили ромашки из пластилина и ватных палочек; собирали и клеили ромашку из цветной бумаги; отгадывали загадки и т. д. При встрече с родителями они с увлечением рассказывали о своих открытиях, что ромашки бывают садовые и лекарственные, а цветки лекарственной ромашки помогают людям при простуде.

Методы и приемы, применяемые в ходе реализации проекта, способствовали формированию у детейпредставлений об основных потребностях растений вземле, воздухе, воде, развитиюпознавательного интересаи интереса к исследовательской деятельности,стремление к практической.

Так как проект «Раз ромашка, два ромашка» показал свою эффективность, в будущем планируется: дальнейшая егореализация в работе с воспитанниками последующих наборов; пополнение проекта новыми разработками, мини-проектами; обобщение полученного опыта в форме публикаций.

Публикации по теме:

Акция «Белая ромашка»Акция «Белая ромашка» 24 марта Всемирный день борьбы с туберкулезом. В рамках проведения данной акции с детьми нашей группы была проведена беседа "Что такое туберкулез,".

Фотоотчет «Акция «Белая ромашка»Фотоотчет «Акция «Белая ромашка» 24 марта по 24 апреля 2018 года во всех городах и районах проводиться месячник «Белая ромашка", посвященный Всемирному дню борьбы с туберкулезом.

Фотоотчет об акции «Белая ромашка»Фотоотчет об акции «Белая ромашка» В России первая благотворительная акция была проведена 20 апреля 1911 года. Общественной организацией «Всероссийская лига по борьбе с туберкулёзом».

Игровая программа «Ромашка» Цели: 1. Обобщить разновидности детского фольклора. 2. Развить интеллект, чувство вкуса, чувство юмора, чувство гордости за белорусскую.

Календарно-тематическое планирование в старшей группе на лето «Раз ромашка, два ромашка» Утро. Утренний прием. Утренняя гимнастика. 1. Беседа «Цветы в жизни человека.» Цель:воспитывать экологическое мировозрение,наблюдательность.

Конспект занятия по лепке «Ромашка»Конспект занятия по лепке «Ромашка» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: совершенствовать умения детей раскатывать круглую и овальную форму (колбаску, прилеплять ее к плоской поверхности,.

Консультация для педагогов «Раз — два, раз — два, раз — два — три! Вот считалку повтори!» Консультация для педагогов. «Раз – два, раз – два, раз – два – три! Вот считалку повтори!» (Малые фольклорные жанры и развитие математических.

Проект по речевому развитию «Раз словечко, два словечко» во второй младшей группе Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с Гыршелун. Проект. «Раз словечко, два словечко».

Проект «Раз словечко, два словечко» направленный на формирование у дошкольников словообразовательных навыков .

Проект с родителями «Раз словечко, два словечко» в младшей группе Проект с родителями в младшей группе «Колокольчик» по теме «Раз словечко, два словечко». Паспорт проекта. Участники проекта: дети младшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Раз ромашка, два ромашка»
Опубликовано: 11 июня 2018 в 19:15
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД