Получи документы

Экспериментальная и опытническая деятельность детей среднего дошкольного возраста

Любовь Солейникова
Экспериментальная и опытническая деятельность детей среднего дошкольного возраста

Экспериментальная и опытническая деятельность детей среднего дошкольного возраста.

Академик педагогических наук Н. Н. Подъяков отмечал, что «деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе игровую. Последняя деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Публикация «Экспериментальная и опытническая деятельность детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Наша задача – в рамках ФГОС ДО, сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними. Эту задачу мы реализуем в процессе экспериментирования.

Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Как говорил великий философ Конфуций «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму!»

В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и заключается в том, что дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Детское экспериментирование реализуется через разные виды детской деятельности : игра, познавательно-исследовательская деятельность, наблюдение, развитие речи.

У детей средней группы (4 – 5 лет) познавательное развитие становится более целенаправленным: развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро пропадает.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников мы используем различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

• познавательный мотив (почему так);

• ситуация выбора.

В этой возрастной группе мы проводим эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды, снега, песка, бумаги, воздуха, магнита и т. д.

Цель экспериментальной деятельности :

• Созданий условий для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желание находить решения в проблемной ситуации.

• Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи экспериментальной деятельности :

• Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

• Развивать у детей представления о химических свойствах веществ.

• Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, тепло, замерзание и таяние воды и т. д.).

• формировать элементарные математические представления (упражнять в количественном счёте).

• Развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении игр - экспериментов (увеличительное стекло, песочные часы, весы, микроскоп и др.).

• Развивать у детей умственные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение).

• Формировать социально – личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности.

Работу по экспериментированию начали со средней группы. Работа осуществляется согласно плану с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет, как часть НОД и в совместной деятельности во второй половине дня, а так же во время прогулки.

Работу по экспериментированию организовали по двум направлениям, каждое из которых представлена несколькими темами:

• живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др. ,

• неживая природа – воздух, вода, вес, свет, песок, цвет и др.

На вводном занятии мы детей познакомили с оборудованием и правилами поведения, а так же предложили детям стать «сыщиками», которые должны «расследовать дело» - выявить свойства, качества того или иного явления, вещества, материала. Во время каждой образовательной деятельности «сыщики» изучают объект исследования в соответствии с темой.

Во время занятия проводим один-два эксперимента (в зависимости от сложности).

С детьми мы проводили следующие опыты и эксперименты :

1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.

Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

2. Прозрачная вода.

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус).

3. Вода принимает форму.

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

4. Какие предметы могут плавать?

5. Делаем мыльные пузыри. Подушка из пены.

6. Воздух повсюду. Воздух работает.

7. Свет повсюду. Свет и тень

8. Замёрзшая вода. Тающий лёд.

9. Песочная страна. Фокусы с магнитом и т. д.

3. Игры с песком.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Мы не торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно или с помощью взрослого, так возникают мини проекты.

Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, любознательной и творческой личности.

Публикации по теме:

«Маша и медведь». Непрерывная образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста Ход НОД Дети свободно играют, вдруг раздаётся сигнал - пришла SMS. Воспитатель: Дети, нам кто-то прислал видео письмо. Давайте послушаем.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Непосредственно образовательная деятельность в группе среднего дошкольного возраста «Давайте жить дружно» Непосредственно образовательная деятельность в группе среднего дошкольного возраста Тема «Давайте жить дружно» Цель: формировать чувство.

Консультация «Экспериментальная деятельность в развитии дошкольника среднего возраста» В дошкольном возрасте ребёнок любопытен и деятелен. Важно помочь ему удовлетворить его любопытство на доступном элементарном научном уровне.

Обобщение педагогического опыта «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Обобщение педагогического опыта «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Воспитатель: Дубровина Ольга Александровна.

Опытническая деятельность с дошкольниками среднего возраста (3–4 года) «Свойства воды» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 167» Конспект непосредственно- образовательной.

Педагогическая гостиная по теме: «Экспериментальная и исследовательская деятельность детей раннего возраста весной»Педагогическая гостиная по теме: «Экспериментальная и исследовательская деятельность детей раннего возраста весной» 3 апреля продолжила заседание педагогическая гостиная по теме: «Экспериментальная и исследовательская деятельность детей раннего возраста.

Совместная деятельность воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с поросятами» Совместная деятельность воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с поросятами» Цель: • Создать условия для.

Театрализация русской народной сказки «Репка». Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Задачи: • Учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки. • Развивать речь, активизировать слова (тянут-потянут,.

Занятие по экологии «Волшебные свойства магнита». Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные свойства магнита». Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Накопление у детей конкретных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная и опытническая деятельность детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2018 в 10:38
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД