Получи документы

Экспериментально-исследовательская деятельность со старшими дошкольниками в рамках календарно-тематического планирования

Светлана Романова
Экспериментально-исследовательская деятельность со старшими дошкольниками в рамках календарно-тематического планирования

Светлана Леонидовна Романова

Воспитатель комбинированной группы «Радуга» (старший дошкольный возраст)

МБДОУ № 21 «Детский сад «Звездочка» комбинированного вида»

г. Минусинск Красноярского края

Используя в своей деятельности инновационные технологии, зачастую непонятно, как данную технологию «вписать» в традиционный образовательный процесс, который основывается на нормах законодательных актов, СанПин, и воспитатель, как административная единица, и как участник образовательно-воспитательного процесса, должен и обязан соблюдать данные нормы. Я хочу поделиться опытом согласования, применения и «вписывания» такой деятельности как экспериментально-исследовательская в календарно-тематическое планирование, акцентировав внимание на логических связках между темой недели и конкретными опытами, исследованиями, экспериментами. Надо дополнительно обратить внимание на то, что воспитателю необходимо соблюдать следующие условия для успешной деятельности в данном направлении:

Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность со старшими дошкольниками в рамках календарно-тематического планирования» размещена в разделах

1. Знание программных задач.

2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.

3. Системность и последовательность в деятельности.

4. Знание и разнообразие материала (опыты с водой, воздухом, бумагой, магнитами, опыты по валеологии, исследовательская деятельность).

5. Применение метода вопросов: не давать детям готового решения, а с помощью наводящих вопросов моделировать образовательную ситуацию.

Основной целью экспериментально - исследовательской деятельности является формирование познавательного интереса у детей. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

Можно выделить следующие основные задачи экспериментально-исследовательской деятельности:

- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений;

-учить способам исследования окружающего мира на примере экспериментально-исследовательской деятельности ;

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, к своему здоровью.

1. Тема недели «Осень. Осенняя ярмарка»

(сентябрь)

опыт «Листья в воде» (опыт с водой- защитная пленка)

Логическая связка:

Начинается осень, какие сезонные изменения наступят в природе? Почему, когда листья падают в лужи, они не тонут?

2. Тема недели «Как хлеб на стол пришел»

(октябрь)

исследовательская деятельность «Хлеб ржаной- отец родной» (сравнение белого и ржаного хлеба: вкус, цвет, зерно, полезность)

Логическая связка:Почему в поговорке хлеб ржаной называют отцом родным? Чем отличается от белого хлеба? Из чего делают ржаной хлеб?

3. Тема недели «Моя планета» (ноябрь)

серия опытов с водой «Свойства и взаимодействие воды с другими предметами» (опыты с водой)

Логическая связка: Глобус-модель нашей планеты. Почему голубого цвета на нем больше всего? Почему вода так важна для всего живого?

Какие у нее свойства?

4. Тема недели «Животные севера и жарких стран»

(ноябрь)

опыт «Путешествие Мамонтенка» (опыты с водой: состояния воды)

Логическая связка:Просмотр мультфильма «Мама для Мамонтенка». На чем добрался Мамонтенок до мамы? Что такое лед?

5. Тема недели «Мастерская Деда Мороза» (декабрь)

серия опытов «Волшебный лед» (опыты с водой: состояние воды, свойство воды-окрашивание)

Логическая связка:В Новый год происходят чудеса. Как нам украсить наш участок с помощью того, что у нас есть,а Дед Мороз нам в этом поможем?

6. Тема недели «Профессии взрослых. Трудовые действия»

(январь)

опыт «Почему летают самолеты (серия опытов с воздухом)

Логическая связка:Профессия летчик. Что делает летчик/пилот? Почему самолеты летают?

7. Тема недели «Орудия труда. Инструменты. (февраль)

опыт «Что нужно ученику»

серия опытов с бумагой

Логическая связка:В каждой профессии есть свои помощники- это инструменты. А какие инструменты нужны ученику? Тетрадка нужна? Как надо обращаться с бумагой, почему?

8. Тема недели «Домашние птицы»

(февраль)

опыт «Яйцо в воде» (опыты с водой: яйцо в соленой воде не тонет, а в несоленой тонет)

Логическая связка:Чем полезны для человека домашние птицы? Моем ли мы яйца домашних птиц перед приготовлением в пищу? Посмотрите, что произойдет, если мы поместим яйцо в соленую и несоленую воду?

9. Тема недели «Круглый год. Четыре художника»

(март)

опыт «Подснежник» (опыты с водой и бумагой)

Логическая связка:Сезонные изменения. Что происходит в марте со снегом? Какие цветы появляются первыми? Как их называют. Посмотрите, как распускается подснежник, почему же в воде наш цветок распустился? Кто как думает?

10. Тема недели «Космос» (апрель)

исследовательская деятельность «Что защищает наше тело» (исследование кожи, рассматривание строения кожи)

опыт «Защитная пленка воды» (опыт с водой)

опыт «Что защищает человечка в банке» (опыт с воздухом и водой)

исследовательская деятельность и серия опытов с магнитами «Как летает ракета»

Логическая связка:Почему космонавт выходит в открытый космос в скафандре? Почему мы на нашей планете ходим без скафандров? Что защищает наше тело, наш организм?

А еще есть защита не только у человека, но и у воды.

Мы можем посмотреть как защищает космический корабль/ракета человека на примере человечка в банке (воздух держит воду)

Из чего сделана ракета? Можем мы сделать модель ракеты? А как нам сделать двигатель? Посмотрите в экспериментальном уголке, может что-то подойдет?

11. Тема недели «Здравствуй, лето!» (май)

исследовательская деятельность «Камни. Глина. Песок.» (на участке)

Логическая связка:На пороге лето, из чего же можно летом строить дома, замки? А песок прочный? А какой материал прочнее песка? Что подходит для строительства?

12. Развлечение «День мыльных пузырей» (июнь)

опыт «Пузыри в воздухе и пузыри в воде» (опыты с водой и воздухом)

Логическая связка:Какие у вас, ребята, красивые мыльные пузыри! А знаете, что в нутрии пузырей? А как вы считаете, могут быть другие пузыри? Проверим? Почему пузыри образуются в воде?

13.Благоустройство участка: совместная деятельность с родителями (июнь)

Исследовательская деятельность на участке группы «Уголок тайги» (сравнение таежных и клумбовых растений)

Логическая связка:Почему цветы на участке надо поливать, а таежные растения никто не поливает, и они растут, цветут, дают семена?

Публикации по теме:

Интеграция. Использование народных игр с другими областями на основе тематического планирования Предлагаю на ваш суд небольшую разработку по интеграции использования народных игр и фольклорных форм с другими областями на основе тематического.

Книгоиздательство со старшими дошкольниками «Дома бывают разные»Книгоиздательство со старшими дошкольниками «Дома бывают разные» С ДЕТЬМИ СВОЕЙ ГРУППЫ БЫЛ РЕАЛИЗОВАН ПРОЕКТ «ДЕТСКОЕ КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО» Были поставлены следующие задачи: 1. Углубить интерес детей к книге.

Методические рекомендации к написанию календарно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса Календарно- тематический план воспитательно - образовательного процесса в группах в соответствии с ФГОС ДО. Календарно- тематический план.

Исследовательская деятельность в рамках проекта «Откуда берутся звуки» В рамках проекта "Откуда берутся звуки" я провела с детьми такую исследовательскую деятельность Музыкальный руководитель: Дети, вы попали.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в рамках реализации программы дошкольного образования «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Экспериментально-исследовательская деятельность детей, имеющих речевые нарушения. Народная мудрость гласит «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Эта народная мудрость как нельзя лучше.

Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников (из опыта работы) В настоящее время основные принципы образования согласно Федеральному Государственному Стандарту, строятся на субъект – субъектных отношениях.

Экспериментально-исследовательская деятельность. Опыты с водой НОД открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для подготовительной группы «Вода» ЦЕЛЬ: - вспомнить свойства воды:.

Экспериментально-исследовательская деятельность. Проект «Волшебница бумага» «Я — исследователь» Экспериментально - исследовательская деятельность Проект «Волшебница бумага» «Я - исследователь» Курицкая Влада, 5,5 лет Руководитель:.

Экспериментально — исследовательская деятельность в подготовительной группе детского сада Экспериментально – исследовательская деятельность Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментально-исследовательская деятельность со старшими дошкольниками в рамках календарно-тематического планирования
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 09:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД