Получи документы

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

инна крикун
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно, активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах

Именно ФГОС предполагают формирование интегративных качеств дошкольника, основным из которых является познавательная активность.

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе.

В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой интеллектуальной пассивности детей (с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы). Для решения возникшей проблемы передо мной встал вопрос о выборе эффективных форм взаимодействия. В связи с этим особый интерес у меня вызвал изучение детского экспериментирования.

Детское экспериментирование заслуживает особого внимания среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников.

Таким образом, актуальность опыта обусловлена:

- выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности ребенка;

- важностью проблемы формирования познавательной активности дошкольника для успешного обучения в школе;

- необходимостью реализации ФГОС;

- противоречием между недооцениванием и недостаточным использованием потенциала детского экспериментирования в развитии познавательной активности и необходимостью создания модели развития познавательной активности через экспериментирование.

Таким образом, идея моего опыта заключается в планомерном использовании экспериментирования для развития познавательной активности дошкольников.

Главная цель: создать условия для развития познавательной активности через экспериментирование.

Прежде всего, мне предстояло самой как следует подготовиться к работе по данной теме.

Задачи:

- изучить методическую литературу по проблеме развития познавательной активности дошкольников через экспериментирование;

- проанализировать результаты диагностики уровня познавательной активности;

- усовершенствовать перспективное планирование экспериментальной деятельности, предметно-развивающую среду группы;

- провести итоговую диагностику на определение результативности развития познавательной активности у дошкольников через экспериментирование.

Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, Г. И. Щукина, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер, А. Р. Лурия, Ф. А. Сохина. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности.

«Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н. Н. Поддьяков). Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Этот метод включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построении доступных выводов. Т. е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи ребёнка.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

В экспериментальной деятельности достаточно чётко представлены моменты саморазвития : преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе всё новые, более сложные цели.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - экспериментированию. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же или более сложные, опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними.

Теоретической базой экспериментальной работы являются исследования Н. Н. Поддьякова, автор считает в качестве основного вида ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности детей - экспериментирование. Эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка» (Н. Н. Поддьяков).

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем более и полноценнее он развивается.

И мне хотелось видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.

Поэтому мой опыт работы представляет собой попытку формировать основу целостного мировидения у дошкольников через экспериментальную деятельность.

Во-первых я изучила методическую литературу и интернет - ресурсы.

Затем провела мониторинг (результаты в виде диаграммы) личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей, провела диагностику знаний детей о живой и неживой природе, о различных материалах и их свойствах

Затем провела мониторинг личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей, провела диагностику знаний детей о живой и неживой природе, о различных материалах и их свойствах.

Изучив методическую литературу по детскому экспериментированию результаты диагностики, сделала вывод, что проблема развития познавательной активности дошкольников через экспериментирование будет эффективно решаться с помощью создания условий и базы,

Для организации исследовательской деятельности я создала условия:

•Разработала программу «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников», выстроила образовательную деятельность с постепенным возрастанием самостоятельности совместного поиска.

• Составила план проведения опытов и экспериментов.

• Подобрала дидактический материал : карточки-схемы, модели дидактические игры, инструкции, картотеки.

• Организовала развивающую предметно-пространственную среду (детскую научную лабораторию в группе).

Как базу для игровой деятельности ребенка использую «Детскую научную лабораторию» Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

В лаборатории я разместила неструктурированный материал (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др., различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, перья и т. п., приборы для проведения опытов (лупы, песочные часы, компас, микроскоп и др.).

Столы для образовательной деятельности стали местом для проведения опытов. Мини-лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, схемы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература. Постоянным руководителем нашей мини-лаборатории является персонаж-кукла «Почемучкин». Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.

Реализацию поставленных перед собой задач, я осуществляю в непосредственно образовательной деятельности, во время самостоятельной деятельности детей в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями, во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов.

Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по трё м взаимосвязанным направлениям: (слайд)

живая природа (как приспособление к окружающей среде : выявление потребностей растений в воздухе, наблюдение за ростом корней, за их состоянием в зависимости от полива и внешних других факторов);

неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота, роль ветра в природе и жизни человека, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья всего живого, такой опыт как «Прыгающая бумага» позволяет познакомить детей с физическим явлением: наэлектризованность;

человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, упражняем детей в умении узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, учим сравнивать их свойства, знакомили детей с природным явлением — вулканом, причиной, преобразование предметов и явлений).

В своей работе придерживаюсь правила «от простого к сложному». Темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации.

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В- третьих в формирование активного интереса к самостоятельным исследованиям.

В - четвертых, в работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Реализацию поставленных перед собой задач я осуществляю в трех основных формах:

-экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

-познавательные НОД с элементами экспериментирования;

- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

- долгосрочные наблюдения-эксперименты

В каждом опыте, эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов: На слайде вашему вниманию представлена структура организации опытно-экспериментальной деятельности.

• выделение проблемы (выбор темы, выбор опыта)

• целепологание (что нужно сделать для решения проблемы,)

• поиск и предложение возможных вариантов решения (продумывание методики, этапов, подвести детей к прогнозированию)

• прогнозирование результатов (что может получиться при выполнение предложенной работы, повторение правил безопасности при работе с различными материалами и веществами)

• выполнение работы

• обобщение полученных данных, фиксирование результатов (что получилось, что нет);

• формулирование выводов (отчет, сообщение и др.)

Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для моих почемучек, а также они соответствуют их возрасту.

Это запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования.

Случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке Сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений (сравнивали песо и глину)

Обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов

Проведение образовательной деятельности по экспериментированию :

Живая природа «Где живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении»,«Могут ли животные жить в земле», «Есть ли у растения органы дыхания», и др.

Неживая природа детьми провела исследования по темам: «Волшебница вода», «В поисках сокровищ», «Магнитное притяжение земли» и др. Рассматривание снежинок на участке детского сада Эксперименты «Статическое электричество», «Определение свойств воды»

Проведение экспериментов на тему «Воздух-невидимка», «Воздух и звуки», «Где есть воздух?»

Человек С детьми провожу исследования по темам: «Откуда берется голос», «Ящик ощущений», «Зачем человеку глаза», «Есть ли у глаз помощники»,«Мыло – фокусник», «Стеклянный город», «Чудесные спички», «Солнечные зайчики» и др.

Определение свойств материалов: резина, камень, бумага

экспериментирование со стеклом и зеркалами (отражение света, увеличение предметов, светопроницаемость)

Результативность деятельности по развитию познавательной активности у детей представлена в виде достижения по критериям, предложенные Прохоровой Л. Н.

Критерии:(Слайд)

- Ребенок умеет выделять проблему, находить противоречие;

- Ребенок умеет формулировать вопрос;

- Ребенок умеет ставить цель исследования;

- Ребенок умеет осуществлять поиск эффективного решения проблемы;

- Ребенок умеет выдвигать гипотезу;

- Ребенок умеет описывать явления и процессы;

- Ребенок умеет формулировать выводы и умозаключения;

- Ребенок умеет самостоятельно проводить исследование;

- Ребенок проявляет интерес к экспериментированию.

Результаты проведенной работы по развитию познавательной активности у детей вы можете увидеть на диаграмме Слайд (диаграмма)

Результаты 2016-2017 учебного года

Месяц

Уровни Ноябрь Май Май

Количество детей и %

Высокий 2 – 8% 4 – 16% 5 – 17%

Средний 10 –40 % 15 – 60% 12 – 45%

Низкий 13 – 52% 6 – 24% 11 – 38%

Результаты 2017-2018 учебного года

Месяц

Уровни Ноябрь Май

Количество детей и %

Высокий 6 - 23% 8 - 31%

Средний 16 - 62% 15 - 58%

Низкий 4 - 15% 3- 11%

По результатам мониторинга можно сделать вывод, что проведенная работа была результативной по отношению к достижению цели. В процессе осуществления познавательной деятельности дети научились видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель. У всех детей проявляется интерес к проведению опытов, рефлексивные навыки, т. е. умение делать выводы, аргументировать свои суждения. Но не у всех детей, получается, самостоятельно выдвигать гипотезы, установить противоречие, затрудняются в поиске решения проблемы. Проведенная работа позволила повысить уровень развития любознательности, исследовательских умений и навыков совершенствовать умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов, самостоятельно проводить опыты с веществами.

У детей сформировались личностные характеристики: появилась инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми, потребность отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими.

Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Я подвожу родителей к тому, что опытно – экспериментальная деятельность - неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности, к пониманию того, что не надо торопится давать ребенку готовые ответы, а предоставить ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.

Так, как родители являются обязательными участниками образовательных отношений, поэтому вовлекались в процесс реализации задач по теме «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».

Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:

1. Педагогическое просвещение родителей

- информационные стенды;

- памятки, буклеты («Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Занимательные опыты на кухне»)

-личный сайт ;

- папки-передвижки («Организация детского экспериментирования

в домашних условиях»)

2. Вовлечение родителей в образовательный процесс группы.

- помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в конкурсе уголков экспериментирования);

- посещение открытых мероприятий «Почему семена сеют в землю?»;

Работа с родителями осуществляется через проведение:

- родительские собрания «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье»2016г., «Проведение экспериментов летом»2017г. ;

- консультации «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка» 2016.; «Экспериментально – исследовательская деятельность в домашних условиях» 2017г., «О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребё нка-дошкольника», 2018 год.

- тематические выставки;

- тематические дни;

- выставки совместных работ;

- создание совместных проектов: «Дошколята защитники лесов» (2017г.)

- анкетирование.

Анкетирование родителей: «Удовлетворенность родителей работой педагога»; «Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома»; «Диагностическая карта определения готовности родителей к опытно – экспериментальной деятельности с детьми».

Анкета для родителей «Экспериментальная деятельность ребёнка»

Результаты анкетирования родителей по теме «Удовлетворенность работой педагога» показали, что воспитатель пользуется авторитетом у родителей на 93%, с педагогом можно обсудить вопросы воспитания и развития ребенка (97%); воспитательно-образовательный процесс строится с учетом интересов и возможностей детей, применяются современные методы и технологии; родители удовлетворены работой педагога на 98%. В ходе анкетирования по направлению «Экспериментальная деятельность детей», «Организация познавательно - исследовательской деятельности» родители проявляли интерес к данной проблеме, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем- либо (30%, поддержка (25%, сотрудничество (45%). Хотя не все родители считают, что ребенок должен заниматься познавательной деятельностью вместе с родителями (35%).

Для оценке результативности своей работы по данной теме я использую следующие критерии.

1. Повышение уровня развития познавательной активности через увеличение количества детей, проявляющих высокую познавательную активность во всех видах деятельности.

2. Повышение качества экологического образования через формирования предпосылок к учебной деятельности (ФГОС).

3. Повышение интереса дошкольников к самостоятельной экспериментальной деятельности через увеличение количества детей с высоким уровнем знаний об объектах живой и неживой природы.

Ожидаемые результаты моей работы :

- повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему,

-принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление,

-выделять существенные признаки и связи,

-сопоставлять различные факты,

- выдвигать различные гипотезы,

-отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,

- делать определенные умозаключения и выводы);

- совершенствование умений определять,

- анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов,

-самостоятельно проводить опыты с веществами;

- формирование личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.).

Таким образом, перспектива развития опыта заключается :

- в продолжении работы по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность;

- в усовершенствовании предметно-развивающей среды с учетом ФГОС;

- активизации участия родителей в развитии познавательной активности дошкольников в рамках ФГОС.

В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

ЛИТЕРАТУРА

1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год

2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009

4. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005

6. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство : Сфера, 2008

7. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

8. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

9.«Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64с.

10. Королёва Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. –СП. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС «, 2016г. -62с.

16. Интернет- ресурсы

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников»Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников» Тема моего выступления: «Кругосветное путешествие,как способ развития познавательной активности дошкольников». Изучение человеческих отношений,.

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 2 декабря 2022 в 20:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД